Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование экономики: цели и инструменты




Государственное регулирование рынка — это вмешательство государства в функционирование рынка для решения социальных проблем, а также перспективного воздействия на общественное производство с целью его развития в необходимом обществу направлении. Цели макроэкономической политики подразделяются на взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные. Взаимозаменяемость целей означает, что невозможно достижение всех рассматриваемых целей одновременно. Типичный пример — контроль над темпами инфляции и безработицы. Взаимодополняемые цели макроэкономической политики сочетаются друг с другом. Такими целями являются, например, рост национального дохода и рост занятости. Нейтральные цели — это цели, не влияющие на достижение каких либо показателей, встречаются весьма редко. Например, снижение безработицы до определенного уровня может и не влиять на темпы инфляции.

Различают две основные формы вмешательства государства в экономику. 1. Административные методы государственного регулирования. Это регулирование экономики путем расширения государственной собственности на ресурсы, управление государственными предприятиями, законодательная деятельность. 2. Экономические методы осуществляются с помощью различных мероприятий макроэкономической политики. Различают прямое и косвенное государственное вмешательство. Прямое государственное вмешательство — это такое вмешательство, при котором государство предоставляет кредиты, обладает капиталами, является собственником компаний (предприятий) и совладельцем части общественного капитала. Прямое вмешательство государства включает также принятие законодательных актов, направленных на развитие рыночных отношений. Примером такого государственного вмешательства в экономику является принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, антимонопольных законов, законов о недобросовестной конкуренции и т.п. Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика.

Инвестиции и сбережения: проблема равновесия.

Важной составляющей совокупного спроса являются инвестиции. Под инвестициями понимаются расходы предприятий, направленные на расширение производства, повышение качества продукции.

Источником инвестиций являются сбережения. Проблема заключается в том, что сбережения осуществляются одними хозяйствующими агентами, а инвестиции могут осуществ-ляться совсем другими группами лиц или хозяйствующими субъектами. Источником инвестиций являются и накопления предприятий. Здесь «сберегатель» и «инвестор» совпадают. Однако роль сбережений домашних хозяйств весьма значительна, и несовпадение процессов сбережений и инвестирования может приводить экономику в состояние неравновесия.

Различают инвестиции: валовые, чистые, автономные и индуцированные (производные).

Валовые инвестиции - это общий объём инвестиций независимо от источников финансирования. Валовые инвестиции включают и инвестиции, осуществляемые за счёт амортизационных отчислений. Чистые инвестиции представляют собой валовые инвестиции за вычетом инвестиций, осуществляемых за счёт сумм амортизации основных фондов. Инвестиции, не связанные с ростом ВВП, называются автономными. Они обусловлены нововведениями, вызванными научно-техническим прогрессом. Такие инвестиции сами становятся причиной увеличения ВВП. Индуцированные инвестиции - это капиталовложения, направленные на образование новых производственных мощностей, причиной создания которых является увеличение спроса на материальные блага и услуги. При повышении спроса дополнительная продукция производится за счёт более интенсивной эксплуатации имеющегося оборудования. Если повышенный спрос не удовлетворяется, то для выпуска недостающей продукции сооружаются новые производственные мощности.

Равновесие сбережений и инвестиций:

І - инвестиции; S - сбережения; r - ставка банковского процента.

На графике иллюстрируется положение равновесия между сбережениями S и инвестициями І. Инвестиции есть функция нормы процента І = І(r), причём эта функция убывающая: чем выше уровень процентной ставки, тем ниже уровень инвестиций. Сбережения также есть функция нормы процента S = S(r), но эта функция уже возрастающая: чем выше уровень процента, тем выше уровень сбережений. Уровень процента, равный r0, обеспечивает равенство сбережений и инвестиций в масштабе всей экономики. Уровни r1 и r2 - отклонения от этого состояния.

Процесс инвестирования зависит от многих факторов. Во-первых, он зависит от ожидаемой нормы прибыли. Во-вторых, инвестор при принятии решений всегда учитывает альтернативные возможности, и решающим здесь будет уровень процентной ставки. В-третьих, инвестиции зависят от уровня налогообложения. Слишком высокий уровень налогообложения не стимулирует инвестиции. В-четвёртых, инвестиционный процесс реагирует на темпы инфляции. В условиях инфляции, когда издержки представляют значительную неопределённость, процессы реального инвестирования становятся непривлекательными.

Понятие безработицы, ее определение и современное состояние. Виды безработицы и ее показатели.

Безработица — неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования. Об этом свидетельствует история развития рыночной экономики. Уже во второй половине XVITI в. в Великобритании были массовые выступления рабочих (движение луддитов) против применения машин, использование которых в производстве сопровождалось формированием армии "лишних" людей. В последующие два века — XIX и XX — число безработных непрерывно возрастало, и в 1995 г. только в промышленно развитых странах число незанятых рабочих достигло рекордного уровня — 635 млн. человек. Как показывает статистика, число безработных значительно возрастает в периоды кризисов и уменьшается в периоды подъемов. Так, во время мирового экономического кризиса 1857 г. в английской металлообрабатывающей промышленности безработица превышала 12%, тогда как в бескризисном 1853 г. составляла лишь 2%. Резкое увеличение числа безработных наблюдалось в 1857 г. и в США: в Нью-Йорке, например, число безработных превысило 150тыс. человек'. Наибольших размеров безработица достигла в 30-е гг. XX в., особенно в период Великой депрессии гг., когда ею было охвачено трудоспособного населения развитых стран. В США в эти годы работы были лишены свыше млн. человек, в то время как в относительно благополучные гг. средняя численность безработных составляла 2,2 млн. человек. Хотя в послевоенные годы занятость населения никогда не опускалась до такого низкого уровня, тем не менее и в настоящее время во многих странах безработица достаточно высока и представляет серьезную проблему для современного общества. Значительный рост безработицы в промышленно развитых странах наблюдался во время первого и второго нефтяных кризисов гг. и гг.), а в США к тому же и в период проведения антиинфляционной политики Р. Рейгана (1982—1983 гг.). Средний уровень безработицы существенно различается между странами. Например, в 1985 г. он колебался от 20% в Испании до 2,6% в Японии. В 90-е гг. в некоторых европейских странах (Великобритания, Германия, Франция, Италия) безработица достигала 12%, в США — 6, в Канаде — 8,3, в Японии — 2,3, в Швейцарии — менее 1%. Отчасти такие различия объ-ясняются разными подходами правительств тех или иных стран к макроэкономическому регулированию, отчасти они связаны с расхождениями в определениях безработицы в разных странах. Поэтому перейдем к более подробному анализу определения безработицы и ее измерения. Население любой страны подразделяется на тех людей, которые входят в состав рабочей силы (L), и тех, которые не входят (N). В свою очередь, рабочая сила состоит из тех людей, которые заняты (Е), и тех, кто не имеет работы, но хотел бы трудиться. Именно последние входят в число безработных (unemployment — U).

Понятие безработицы в некотором роде двусмысленно, поскольку теоретически каждый хотел бы работать за приемлемую плату. Экономисты стремятся решить эту дилемму, определяя безработицу с точки зрения желания личности получить работу за некую преобладающую на рынке труда заработную плату. Официальная статистика основана на более прагматичном подходе, определяющем безработных как людей, находящихся во временном увольнении и ожидающих быть востребованными своими предыдущими нанимателями, или как людей без работы, которые активно занимались поисками работы в течение определенного времени. Международной организацией труда (МОТ) безработица определяется как контингент лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих ее в рассматриваемый период. Человека можно считать безработным только при соблюдении всех трех условий. Искать работу — значит предпринимать действия в этом направлении. Такие действия включают регистрацию на бирже труда, обращение к работодателям, постоянные появления в местах, где можно получить работу (фермы, заводы, рынки труда), помещение объявлений в газетах или отклики на соответствующие объявления в прессе и т. п. Исходя из этих подходов, уровень безработицы и представляет собой процентное отношение численности безработных Uk численности рабочей силы Однако наличие общего подхода к определению безработицы не гарантирует одинаковых методов измерения безработицы в разных странах. Так, в США безработным считается тот, кто не имеет оплачиваемой работы и ищет ее в течение последних четырех недель, или ожидает возможности приступить к работе последние четыре недели, или уволен с работы, но надеется вернуться на прежнее рабочее место. В Японии критерии попадания в категорию "ищущих работу" отличаются от американских большей жесткостью, поэтому многие граждане, которые считались бы безработными в США, в японской статистике просто не учитываются в составе рабочей силы. Низкий уровень безработицы в Швеции во многом объясняется тем, что государство традиционно осуществляет масштабные программы переподготовки тех, кто потерял работу, и они не входят в число безработных. Швейцария, где уже длительное время сохраняется один из наивысших в Европе уровней занятости, борется с безработицей в периоды спадов отчасти тем, что вынуждает иностранных рабочих покинуть страну, не выдает новых разрешений и не продлевает старых на работу в стране. Поэтому хотя в периоды застоя занятость и уменьшается, но одновременно сокращается и рабочая сила, в результате чего уровень безработицы остается достаточно низким. В целом международные различия в уровне безработицы в разные периоды представлены в табл.

Таблица 4.1 Уровни безработицы в разных странах, % Страна 1975 г. 1980 г. 1985 г. г. Швеция 1,6 2,0 2,8 1,5 Япония 1,9 2,0 2,6 2,1 Германия 3,4 2,8 7,2 5,0 Италия 3,4 4,4 6,0 7,0 Франция 4,1 6,4 10,6 9,1 Великобритания 4,6 7,0 11,2 6,9 Австралия 4,9 6,1 8,3 6,9 Нидерланды 5,1 6,0 9,6 7,5 Канада 6,9 7,5 10,5 8,1 США 8,5 7,1 7,2 5,5 Источник, Эренберг Р. Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда: Теория и государственная политика / Под ред. Р. П. Колосовой и др. М., 1996. С. 634. При анализе безработицы экономисты не ограничиваются только показателями номинального уровня безработицы. Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения страны. Одни группы населения страдают от безработицы больше, чем другие, а безработица во всех без исключения группах объясняется широким спектром причин. Как показывает статистика, в развитых странах безработица в среднем немного выше среди женщин, чем среди мужчин. Значительно большие различия наблюдаются по отдельным возрастным группам. Так, безработица среди тинэйджеров (подростки в возрасте от 13 до 19 лет) почти в 3 раза выше, чем среди взрослых. Это относится, правда, не ко всем странам. В Германии, например, уровень безработицы среди тинэиджеров намного ниже, чем в США или Великобритании, что объясняется высоко развитой системой профессионального обучения и профессиональной ориентации школ, а также подготовкой кадров непосредственно на рабочих местах, которые сокращают до минимума период безработицы в начале трудовой жизни человека. В России за годы реформ безработица значительно выросла, о чем свидетельствуют следующие данные по годам (в тыс. человек): 1992 — 3590 1996 — 6470 1993 — 3950 1997 — 8100 1994 — 5430 1998 — 8600 1995 — 6410 1999 — свыше 10 000 Среди безработных в среднем до 70% составляют женщины и до 37% — молодежь. Особенно большая безработица в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации (Ингушетия, Дагестан), в Ивановской, Владимирской, Псковской, Кировской областях, республиках Марий-Эл, Чувашия, Калмыкия, Удмуртия. Одна из особенностей российской безработицы состоит в том, что на нее практически не оказывает какого-либо влияния национально- фактор, несмотря на то что Россия неоднородна по национальному составу населения. Этого нельзя сказать о многих других развитых странах, в частности США, где уровень безработицы среди цветного населения в несколько раз выше, чем среди белых. При этом наивысший уровень безработицы в этой категории американского населения приходится на подростков — в последние годы он достигал 30-50%.

Экономисты выделяют главным образом три вида безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная безработица порождается постоянным перемещением населения из одного региона (города, поселка) в другой, сменой профессии, этапов жизни (учеба, работа, рождение ребенка и уход за ним и т. п.).

Структурная безработица возникает в результате несовпадения спроса на рабочую силу и предложения труда, связанного с технологическими изменениями в производстве, которые порождают и структурные изменения в спросе на рабочую силу.

Циклическая безработица ведет к снижению благосостояния обшества в виде потери ВВП и к снижению благосостояния индивидов из-за падения их доходов.

Государственная политика в области занятости.

Социальная политика в настоящее время относится к числу основных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, причем особенно важна эта роль на уровне регионов. Этот организационно-управленческий уровень сочетает в себе государственно-обобщающее и конкретно-территориальное начало. Перспективы развития социальной политики как феномена общественной жизни состоят в институциализации, то есть преобразовании ее (политики) в устойчивый воспроизводящийся социальный институт. Процесс становления социального института проходит через развитие социального законодательства, организационных и кадровых основ, формирование институциальной этики и сознания. Социальный институт — сложная, нормативно устоявшаяся общественная практика, имеющая подвижный во времени и пространстве, взаимодополняющий характер, отвечающая нормам гражданского общества.

Можно выделить основные принципы государственного регулирования политики занятости, включая регулирование рынка труда, а именно:

- защитное регулирование, предназначенное для ограничения действий, которые ведут к незащищенности различных групп трудящихся;

поощрительное регулирование, помогающее созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности;

ограничительное регулирование с целью воспрепятствовать отдельным лицам или группам трудящихся действовать таким образом, что они могут получить преимущества по сравнению с другими;

директивное регулирование, предполагающее руководство трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или согласно заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам;

финансовые меры (налоги и субсидии), позволяющие увеличивать предложение на рынке труда или содействовать занятости.

Активная политика занятости — совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства. Активная политика занятости включает прежде всего меры:

по обеспечению повышения конкурентоспособности работников, социально-профессиональной мобильности — гибкости и динамизма рабочей силы, адекватной по своей профессионально-квалификационной структуре технологическим потребностям производства и структуре спроса на рынке труда;

инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов экономики;

поощряющие развитие малого предпринимательства и самозанятости. Основным инструментом активной политики занятости во всех экономически развитых странах признаются профессиональная подготовка и переподготовка кадров.

Пассивная политика занятости — меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдыха и праздничных мероприятий для детей — бесплатно или по сниженным ценам и др.)

К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах. Однако и здесь существуют риски — риск принятия государством обязательств работодателя по выплате заработной платы.

Сущность, причины и измерение инфляции. Виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

Инфляция — это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен.

Сам термин «инфляция» возник в связи с массовым переходом национальных денежных систем к обращению неразменных бумажных денег. Первоначально в экономический смысл инфляции был вложен феномен избыточности бумажных денег и в связи с этим их обесценение. Обесценение денег ведет к росту товарных цен. В этом и проявляется инфляция (это слово переводится с латыни как «разбухание»).

В этой связи справедлив термин «инфляционные ожидания»: если общество ожидает инфляцию, она неизбежно возникнет. В CC в. инфляциясталапостояннымэлементомрыночнойэкономики.

Динамика цен в сторону их увеличения — предпосылка, а зачастую уже и сама инфляция.

Рост госрасходов и, как следствие, дефицит госбюджета — также причина инфляции.

Решающая характеристика инфляции — ее величина. Историческая практика показывает, что чем выше инфляция, тем хуже для общества. Ползучая («нормальная») инфляция характеризуется ростом цен на 3-5% в год; галопирующая — на 30-100% в год; гиперинфляция — на тысячи и десятки тысяч процентов в год.

Инфляция — это долговременный процесс снижения покупательной способности денег (повышение общего уровня цен).

Инфляция — это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода.

Дефляция — это снижение общего уровня цен.

Инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики. Чемвышеееуровеньтем, онаопаснее.

Инфляция оказывает сильное влияние на экономических агентов, кто-то из-за неё выигрывает, кто-то проигрывает, но большинство считают инфляцию серьезнейшей проблемой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.