КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правительство, его характеристика, порядок формирования, полномочия
Президент Республики Беларусь. Глава государства в системе высших органов государственной власти и управления. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь Парламент (от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государственной власти. В разных странах высший представительный орган называется по разному.в Республике Беларусь – Национальным собранием. Парламент бывает однопалатный и двух палатный. Однопалатные парламенты в Швеции, Дании; двух палатные – в США, Германии, Великобритании, Франции, России, Белоруссии.В Республике Беларусь от каждой области и г.Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня тайным голосованием избираются по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь Наша Конституция закрепляет работу депутатов Палаты представителей на профессиональной основе. Во многих странах, в том числе и в Республике Беларусь депутаты имеют парламентерские привилегии. Первая – иммунитет, т.е. парламентская неприкосновенность, означающая, что депутат не может быть привлечен к ответственности и вызван в суд в качестве свидетеля. Вторая – индемнитет, т.е. депутат не несет ответственности за выступления в парламенте и за те меры, которые он поддерживает голосованием. К важнейшим полномочиям парламента относятся: 1 – полномочия законодательного характера (принятие законов); 2 – утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении; 3 – участие в формировании правительства, других государственных органов, контроль над их деятельностью; 4 – внешне политические полномочия. Законодательная деятельность парламента осуществляется в соответствии с регламентом парламента. Первая стадия законодательного процесса – внесение законопроекта. Парламент в праве рассматривать только тот законопроект, который вносит лицо или орган, обладающий правом законодательной инициативы. В Республике Беларусь это Президент, Совет Республики, правительство, избиратели (не менее 50 тыс. человек). Вторая стадия законодательного процесса – обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарном заседании палаты. Как правило, законопроект в начале рассматривается в соответствующих комиссиях. Затем законопроект рассматривается в нижней палате, где вносятся поправки и дополнения. Как правило, законопроект рассматривается в нескольких чтениях. После принятия законопроекта нижней палатой он поступает на рассмотрение в верхнюю палату. В большинстве стран, в том числе и у нас, верхняя палата одобряет или отклоняет законопроект, принятый нижней палатой. Третья стадия законодательного процесса – подписание закона президентом. В Республике Беларусь президент может принять в отношении этого документа следующие действия. Подписать в течении двух недель, если в течении этого срока президент не подписывает законопроект, он считается подписанным. При несогласии с текстом закона Президент может воспользоваться правом отлагательного вето, т.е. вернуть закон в парламент со своими возражениями. Вето Президента может быть преодолено, если обе палаты проголосуют не менее двумя третями голосов от полного состава. После преодоления вето Президента он подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок. Контроль над деятельностью исполнительной власти – важнейшая функция парламента. Формы контроля разнообразны: устные и письменные вопросы; интерпелляции, адресуемые депутатами премьер-министру, министрам с требованием дать объяснение по тому или иному факту.
Глава государства – центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти. Это либо монарх, либо президент. Статус главы государства: 1 – олицетворяет собой единство нации; 2 – является символом государства; 3 – представляет страну на международной арене; 4 – выполняет высшие государственные функции во внутри-политической жизни страны; 5 – служит связующим звеном между высшими органами власти. Источник власти, роль и полномочия главы государства зависят от формы правления. В монархиях, как известно, главой государства становятся по наследству. Монарх имеет особый титул «император, царь, король, султан, шах, и т.д.» и государственные регалии «трон, корону, скипетр, и др.». После того, как монарх начинает царствовать, на содержание двора (т.е. штата лиц, ведающих частными делами монархии) выдаётся цивильный лист, это определенная сумма денег. Главное отличие президента республики от монарха заключается в том, что это пост выборный. Президент может избираться: 1 – парламентом, это характерно для парламентских республик; 2 – специальной избирательной коллегией; 3 – коллегией выборщиков; 4 – прямым голосованием избирателей, это характерно для президентских республик. Так избирается президент в Республике Беларусь. В конституциях стран, как правило, провозглашается право граждан выдвигать свою кандидатуру на пост главы государства. Ограничения связаны с возрастом, гражданством. Так, в Республике Беларусь президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не мене 10 лет непосредственно перед выборами. Cрок полномочий в разных странах не одинаков. В Республике Беларусь – 5 лет. В ряде стран ограничивается срок пребывания на президентской должности одного и того же лица. В Республике Беларусь – 2 срока. Если по каким – либо причинам президент не может выполнять свои функции, на его место назначается либо вице-президент, либо премьер-министр (Беларусь). Как известно, в президентской республике полномочия президента значительны, он обладает реальной властью. В парламентской же республике президент, как правило, выполняет чисто представительские функции. Фактически полномочия главы государства принадлежат премьер-министру. В президентских республиках президент, как правило, с ведома и согласия парламента, формирует правительство и возглавляет его. И оно ответственно перед президентом, а не перед парламентом. Президент может избираться: 1 – парламентом, это характерно для парламентских республик; 2 – специальной избирательной коллегией; 3 – коллегией выборщиков; 4 – прямым голосованием избирателей, это характерно для президентских республик. Так избирается президент в Республике Беларусь. В конституциях стран, как правило, провозглашается право граждан выдвигать свою кандидатуру на пост главы государства. Ограничения связаны с возрастом, гражданством. Так, в Республике Беларусь президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не мене 10 лет непосредственно перед выборами. Cрок полномочий в разных странах не одинаков. В Республике Беларусь – 5 лет. В ряде стран ограничивается срок пребывания на президентской должности одного и того же лица. В Республике Беларусь – 2 срока. Если по каким – либо причинам президент не может выполнять свои функции, на его место назначается премьер-министр (Беларусь). Республика Беларусь является президентской по Конституции и глава государства имеет соответствующий правовой статус. Президент не может быть депутатом парламента, однако обладает правом законодательной инициативы, может участвовать в работе парламента, выступать перед депутатами в любое время с речью или сообщением. Президент имеет право досрочно распустить парламент в случаях, предусмотренных Конституцией. При отказе в доверии правительству парламентом, выражении парламентом вотума недоверия правительству, при двукратном отказе Палатой представителей в даче согласия назначения Премьер-министра. Также полномочия палат могут быть прекращены досрочно на основании заключения Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции Республики Беларусь. На весь срок полномочий президент приостанавливает членство в политических объединениях. Президент Республики Беларусь имеет широкие полномочия в международных делах, является Главнокомандующим Вооруженными силами страны. Президент назначает членов Верховного суда и других судов с согласия Совета Республики, имеет право помилования и амнистии, но вмешиваться в судебный процесс не должен. Президент страны решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлению убежища. Устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания. Президент Республики Беларусь в любое время может подать в отставку. Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей. Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и Совета Республики. Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Президент считается смещенным, если за решение о его смещении проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики и Палаты представителей. В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь. Таким образом, президент наделен широкими полномочиями, что дает ему возможность консолидировать общество, быть гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Для реализации полномочий в исполнительной власти в различных сферах государственной жизни создаётся правительство. Правительство – формально-коллегиальный орган исполнительной власти, несущей ответственность за принимаемые решения и проводимый политический курс. Правительство чаще всего официально называется Кабинетом Министров, у нас – Советом Министров. Глава правительства называется в большинстве стран Премьер-министром, в Республике Беларусь так же. В ФРГ, Австрии глава правительства – канцлер. Правительство является высшим исполнительно-распорядительным органом государственной власти. При этом в странах с парламентской формой правления (и в монархиях и в республиках) правительство является органом общего политического управления и занимает центральное место в системе высших органов власти. Решающую роль на практике играет, как правило, глава правительства. Порядок формирования правительства в различных государствах имеет свою специфику в зависимости от формы правления, но общая черта – партийная основа. В президентских республиках правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах парламента. Президент, как правило, является и главой правительства, он пользуется правом назначения министров по своему усмотрению, хотя и по согласованию с парламентом. В Республике Беларусь президент назначает с согласия палаты представителей только Премьер-министра. Остальных членов правительства назначает и освобождает по своему усмотрению. В государствах с парламентскими формами правления правительство формируется партией, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Главой правительства становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Если ни одна партия не имеет большинства в нижней палате парламента, то две или более партий договариваются о том, чтобы сформировать коалиционное правительство, опирающиеся на современное парламентское большинство этих партий. Как правило, такое правительство является нестабильным, и часто досрочно уходит в отставку. В странах с парламентскими формами правления правительство ответственно перед парламентом. Важнейшие полномочия правительства: 1 – осуществлять общее руководство и управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами государства; 2 – направляет законодательную деятельность парламента, используя для этого право законодательной инициативы; 3 – координирует деятельность всех министерств и ведомств; 4 – готовит проекты государственного бюджета; 5 – обеспечивает его выполнение; 6 – соответствующие министерства и ведомства осуществляют руководство своих отраслей. 7 – в случае внутренних волнений или угрозы внешней безопасности правительство может вводить чрезвычайное или военное положение; 8 – Внешнеполитические полномочия – право на проведение международных переговоров и принятие решений об их вынесении на ратификацию парламентом. Во всех странах правительство обладает разветвлённым чиновничье-бюрократическим аппаратом, важнейшими органами которого являются министерства (департаменты), специальные ведомства. 31. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь Глава правительства называется в большинстве стран Премьер-министром, в Республике Беларусь так же. В президентских республиках правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах парламента. Президент, как правило, является и главой правительства, он пользуется правом назначения министров по своему усмотрению, хотя и по согласованию с парламентом. В Республике Беларусь президент назначает с согласия палаты представителей только Премьер-министра. Остальных членов правительства назначает и освобождает по своему усмотрению. Правительство Республики Беларусь подотчётно Президенту и ответственно перед парламентом. Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей, и министров, а также иных руководителей республиканских органов управления. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра президент вправе назначить исполняющим обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы. Правительство или любой член правительства вправе заявить президенту о своей отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия правительству. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о недоверии правительству по предоставленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе принять решение об отставке правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена правительства. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяется на основе Конституции законом о Совете Министров Республики Беларусь.
32. Выборы. Активное и пассивное избирательное право. Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или аналогичных административно-территориальных единиц, а также выборы некоторых местных должностных лиц. Люди выдвигают из своей среды представителей, пользующихся их доверием, и добровольно передают им часть своих прав решать общественные проблемы. Власть, избранная самими людьми, является легитимной, признанной населением. Избирательное право – это система законов, регулирующая процедуру выборов, т.е. кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведение итогов голосования. Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право гражданина лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенных выборах гражданин избирает выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность. Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительские органы или на выборную должность. В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Они обычно регламентируются конституциями и другими правовыми актами государства. Принцип всеобщности предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, религии, места жительства и т.д. имеют право участвовать в выборах. Сейчас в большинстве стран мира действует всеобщее избирательное право, но оно, как и другие принципы избирательного права, никогда не соблюдались в полной мере. Существует большое количество форм и методов ограничения действия принципов избирательного права, в первую очередь через цензы. Цензы – это установленные законом обязательные условия и требования, которым должен отвечать гражданин для получения права на участие в голосовании. Законодательство ряда стран предусматривает легальные основания для лишения избирательных прав определенных категорий граждан. В частности, по решению суда – лиц, отбывающих тюремное заключение; постоянно или временно лишенных политических прав; должников государственной казны и т.д. В наше время в большинстве стран многие ограничения – цензы отменены, и круг лиц, пользующихся избирательными правами, весьма широк.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |