Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, структура и функции политической культуры




Становление многопартийности в Республике Беларусь.

Многопартийность – неотъемлемый компонент гражданского общества, состоящего из различных социальных, национальных и других групп, имеющих свои интересы, ценностные ориентации, политические установки. Многопартийность позволяет партиям лучше учитывать это многообразие интересов и привлекать на свою сторону избирателей из различных социальных групп.

.Наша республика пошла по пути создания многопартийной системы. Объективно это было связано с трансформацией социальной структуры общества, обусловленной переходом страны к многообразию форм собственности и внедрением рыночных отношений. Появились новые группы населения со своими интересами, и как следствие этого, новые движения, организации, партии, выражающие и защищающие их интересы в сфере политики. В марте 1991 г. министерством юстиции Беларуси началась регистрации партий и движений. Первоначально партий было 43. В настоящее время в республике зарегистрировано 18 партий, представляющих различные направления политического спектра. Среди партий наиболее известны Партия коммунистов Белоруссии и Белорусская коммунистическая партия, Объединённая гражданская партия, Белорусская Социал-демократическая Громада, Белорусская Социал-демократическая партия (Народная Громада), Партия Белорусского народного фронта, Либерально-демократическая партия и др. Большинство новых партий пока немногочисленны и аморфны, не имеют строго отчерченной социальной базы и конструктивной программы выхода из кризиса. Очевидно, что от заявлений и деклараций о создании партийных формирований до завоевания доверия народа и реальной политической роли в управлении государством предстоит достаточно долгий, болезненный и противоречивый путь. Партийная система Республики Беларусь находится в стадии формирования. Но этот процесс носит объективный и прогрессивный характер и свидетельствует о развитии реального политического плюрализма в обществе.

 


38. Общественно-политические организации и движения: сущность, функции, типология.

Общественные движения можно определить как совместное стремление людей к реализации общей цели. Появление общественных движений относят обычно к XIX в. Можно выделить ряд стадий в их становлении и развитии. Это: 1. Стадия создания предпосылок движения. 2. Стадия формулировки целей и задач, на которой люди, стремящиеся к разрешению той или иной проблемы, осознают себя причастными к одному движению. 3. Стадия агитации, на которой происходит вербовка сторонников движения. 4. Стадия развернутой деятельности является, пожалуй, главной в развитии движения. На этом этапе оно занимается осуществлением своей программы. 5. Стадия затухания движения наступает тогда, когда его цели осуществлены либо оказались неосуществимыми. Общественные организации – это относительная автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил. Между общественными движениями и общественными организациями много общего: и то и другое являются массовыми, создаются добровольно для определенных целей. В то же время общественные движения могут быть структурно не оформлены, не всегда объединяют единомышленников, могут включить группы и течения, объединившиеся из тактических соображений и расходящиеся в программных установках. Главное отличие состоит в том, что они располагают более или менее разветвленным аппаратом, имеют четкую структуру, устав, постоянное членство, централизованное руководство. В силу этого общественные организации более устойчивы, т.е. могут существовать продолжительное время, располагают большими возможностями для решения общественных проблем. Традиционными общественными организациями являются: профсоюзные, женские, молодежные и т.д. Все они формировались на основе соответствующих общественных движений. Четких, определенных границ между общественными организациями и общественными движениями провести практически невозможною Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. Вот почему можно говорить о том, что и общественные движения выполняют в политической жизни сходные функции: – участвовать в образовании государственных структур; – принимать участие в обсуждении и принятии политических решений; – представлять и защищать интересы граждан; – осуществлять социальный контроль; – формировать общественное мнение и т.д.


Что такое политическая культура? Это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм, способов и методов политического поведения всех субъектов исторического процесса. Это отношения между людьми в процессе их участия в политической жизни общества. Политическая культура общества не может быть однородной, т.к. имеет социальную обусловленность. В политической культуре можно выделить мировоззренческие убеждения, установки, ориентации, обращённые на политическую культуру; эмоционально-чувственную сторону политических позиций; признанные в данном обществе образцы политического поведения. В соответствии с этими основными элементами политической культуры можно выделить её основные уровни: 1) базовый, т.е. теоретическое отражение, закрепление и практическую реализацию коренных политических интересов; 2) когнитивный (идеологический), т.е. совокупность политических знаний, взглядов, концепций; 3) эмоционально-психологический (ценностный), т.е. совокупность политических убеждений и ценностных ориентаций; 4) поведенческо-практический, т.е. определённые формы, способы участия в политическом процессе на основе усвоенных знаний о политике и объективных закономерностях развития общества; 5) нормативный, т.е. совокупность норм и правил политического поведения, традиций политической деятельности. Можно выделить различные субкультуры: политическую культуру общества, социальные группы и личности. Следует отметить, что политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры социальной группы и общества в целом и представляет собой её преломление через индивидуальное сознание, собственный опыт, уровень политических знаний с учётом психологических особенностей данной личности. Политическая культура общества формируется под воздействием ряда факторов. Среди них определяющее воздействие могут оказывать социальные революции, коренным образом изменяющие политическую систему общества; войны; характер внешних отношений страны (традиции завоевательной политики, агрессивность по отношению к другим странам). Политическая культура как важнейший элемент политической системы выполняет ряд функций: 1) Регулирующая, которая проявляется в прямом или косвенном воздействии на поведение людей и нацелена на обеспечение стабильности политической системы в целом. 2) Познавательная (коммуникативная) состоит в вооружении субъекта знаниями, необходимыми для политической деятельности, обеспечивая историческую преемстсвенность. 3) Воспитательная функция способствует интеллектуальному развитию личности, усвоению ею сложившихся политических норм, ценностей, повышению социальной активности личности. 4) Информационная ставит своей целью обеспечить широкую информированность всех граждан общества о текущих событиях, явлениях и процессах в политике. Объективность информации является показателем высокой политической культуры общества и определяет степень доверия граждан к средствам массовой информации и к органам власти.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.