Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоции и чувства. Их роль в поведении и деятельности




Понятие о воображении. Виды воображения.

 

Воображ е ние – познавательный процесс познавания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представления, полученных в предшествующем опыте.

Виды: по степени активности: пассивное – он не стимулирует к активности, удовлетворение созданием образами и не стремится их реализовать. Активное – создание образов, которые в последствии реализуются в практической деятельности.

По новизне: продуктивное – (много нового, фантазии), репродуктивное(много известного, отдельные элементы нового)

По наличию цели: непроизвольное – образы создаются при ослаблениом действии сознания. Произвольное – осознанно направленная деятельность, выполняя которую человек отдаёт себе отчёт относительно её цели и мотивов.

По критерию оригинальности, по связи с прошлым опытом: воссоздающее – создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспрнимались, хотя он знаком с ними подобными или отдельными предметами. Творческое – самост. создание новых образов, воплощаемые в оригинальные продукты, при минимальной опоре на прошлый опыт.

эмоции – субъективное отношение. Особый класс, отражающих в форме непосредственно форм приятного или неприятного, процесс и результат практической деятельности.

Чувства – осознанно переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Сегодня роль эмоций и чувств в жизни человека велика и многообразна. Они влияют на использование информационно­го и энергетического потенциала человека, являются важной направляющей и побудительной силой, регулятором и стиму­лятором поведения и деятельности человека, выполняют как диагностическую, так и прогностическую функции. Они возве­личивают человека, делают его героем, творцом прекрасных произведений литературы и искусства, научных открытий или приводят к нравственному падению личности; активизируют наш труд, помогают общению с другими людьми и установле­нию благоприятных отношений или делают нашу жизнь тя­гостной, безрадостной, ведут к разрыву отношений даже с близкими людьми

 

 

21. Стресс. Методы управления стрессовыми реакциями.

Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее егогомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

Говоря о методах управления стрессом, полезно думать о позитивных моментах, которые можно извлечь из большинства стрессовых ситуаций. Умение преобразовывать негатив в позитив является своего рода кульминацией методов управления стрессом.

Второй принцип, методов управления стрессом, заключается в осознании самой природы стресса. То есть, это не то, что происходит, а то, как мы реагируем на происходящее. На одну и ту же ситуацию разные люди могут реагировать по-разному. Следовательно, разовьется стресс или нет, зависит только от самого человека. Поэтому, один из методов управления стрессом – это управление собой в стрессе.
Третий принцип состоит в следующем: чтобы иметь возможность управлять собой, важно решиться взять ответственность на себя за все, что с тобой происходит.
Все разнообразие методов управления стрессом традиционно может быть разделено на два больших класса: эмоционально-ориентированные и проблемно-ориентированные методы.
Основная идея первых заключается в том, что если вы не можете контролировать стресс, то можете научиться контролировать свою реакцию на него. Умение регулировать свое психо-эмоциональное состояние является способом обрести контроль над собственными эмоциональными и физиологическими реакциями. Упражнения на ритмизирование дыхания – фундаментальный навык эмоционально-ориентированного преодоления стресса и один из основных методов управления стрессом.
Своевременное распознавание признаков телесного напряжения – второй фундаментальный навык эмоционально-ориентированного управления стрессом.
Проблемно-ориентированные методы управления стрессом эффективны для стрессоров, на которые вы можете повлиять. Примером может быть тренинг управления временем, развитие социальных навыков, освоение приемов когнитивного переструктурирования, например, таких как снижение значимости стрессогенной нагрузки - «рефрейминг».
Как уже говорилось, стресс как естественное природное явление – есть реакция активного действия. Цивилизованный мир человеческих отношений трансформировал эту реакцию в состояние затяжного, истощающего жизненный ресурс переживания.
Типичным последствием такого переживания является усугубление внутреннего конфликта, нарушение здоровья, астения и депрессия, делающие человека более уязвимыми по отношению к новому стрессу. Таким образом, замыкается порочный круг, в который попадает человек и в котором он «вертится, как белка в колесе», не находя выхода.
Суть управления стрессом состоит в возвращении ему первоначального значения и в использовании мобилизуемой стрессом энергии в интересах целесообразного и эффективного действия.
Процедура алгоритмизирована и представляет собой четырехшаговую последовательность разрыва установившихся связей порочного круга саморазрушения. Стадии кумулятивны - успешное решение предыдущей открывает последующую.
Цель первого шага – освободиться от негативного воздействия источника стресса, путем создания конкурирующей доминанты и дистанцирования от стрессогенной ситуации.
Суть первого приема – в отвлечении от источника стресса. Механизм его основывается на возможности сознания в каждый момент времени удерживать только одну мысль.
Цель второго шага – определиться с решением.
Когда вы спокойно и бесстрастно рассматриваете ситуацию как внешнее явление, вы берете ее под контроль и приобретаете возможность принять взвешенное решение. В основу решения закладывайте образ желаемого результата, то есть того, что вы хотите получить.
Цель третьего шага – выполнить действие, ведущее к достижению.
Между намерением и результатом должно быть действие. Нет действия – нет результата. А намерение становится лишь мечтой. Более того, ваши действия должны быть обеспечены необходимым для них ресурсом.

Цель четвертого шага – освоить свои достижения.
Способность использовать есть мера того, что можно получить. Если вы хотите быть эффективными, быть, как в «тот раз» и даже превзойти себя, вы должны внимательно исследовать свои личные достижения и воссоздавать их значимые элементы. Опыт – это не то, что произошло с человеком, а то, как он этим пользуется.

 

22. Понятие о воле. Волевые качества. Проблема свободы воли в психологии.

Воля-способность индивида к сознательной организации своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей.

Не всякое сознательное действие даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели является волевым. Главное в волевом акте это осознание ценностных характеристик, целей и задач.

Значение воли: сознательный контроль над эмоциональными состояниями и мотивами.

Волевые качества личности: настойчивость, выдержка, энергичность, решительность, смелость, самонаблюдение, уверенность в себе. Формируются к подростковому возрасту - ответственность,дисциплинированность, принципиальность,обязательность, инициативность, организованность, исполнительность.

Свойства личности и сила воли необходимы, чтобы целеноправленно тормозить или активизировать определенные процессы.

Свобо́да во́ли — категория, обозначающая философско-этическую проблему — самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, то есть вопрос об обусловленности человеческой воли[1]. От времён Сократа и доселе существует спорный в философии и богословии вопрос о том, обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками.

Известны две противоположные попытки решения данного вопроса — положительная и отрицательная — индетерминизм, признающий волю свободной силой, не подчиняющейся всеобщему закону причинности, и детерминизм, отрицающий, наоборот, самостоятельность, свободу воли, ее способность действовать вне круга причинности1. В результате эмпирического исследования воли как будто окончательно подтвердилось, что детерминизм лучше согласуется и с фактами, и с общенаучными принципами, согласно которым ничего без причины не происходит. В частности, зависимость волевого акта от мотива, тот факт, что решение всегда должно быть мотивированным, как будто окончательно доказывает необоснованность индетерминизма. Тем не менее, поставить точку в вопросе о свободе воли совершенно невозможно.

Дело в том, что в пользу свободы воли говорит ряд фактов. Во всяком случае, в протекании волевого акта несомненно присутствует переживание самоактивности, свободы. Там, где подобное переживание не отмечается, никто и не говорит о воле, так как это будет уже импульсивное поведение. Это — экспериментально доказанный факт, впрочем, он общеизвестен и без этого. Даже оставив в стороне все остальное, очевидно, что само понятие свободы воли не появилось бы, не имей оно основания в нашем переживании. Вопрос может касаться только того, не вводит ли нас в заблуждение наше сознание, не является ли свобода воли иллюзией. Но даже в том случае, если она окажется иллюзией, перед психологией воли все-таки будет стоять вопрос о свободе воли, поскольку необходимо выяснить, как возникает и на чем основывается данная иллюзия.

Разумеется, факт, что вне мотивации волевой акт не происходит. Следовательно, детерминизм прав — волевой акт предопределен мотивом. Но фактом является и то, что один и тот же мотив не всегда вызывает один и тот же акт — в одном случае вызывает некий результат, но во втором оказывается совершенно бессильным сделать это. Подобные факты абсолютно не вписываются в понятие причинности, поскольку в определенных условиях причина всегда вызывает определенный результат. Именно поэтому невозможно каузально увязать мотив или группу мотивов с определенным волевым актом. Стало быть, детерминизм все-таки не прав.

Истинное положение следует представить скорее следующим образом: сознание вовсе не вводит нас в заблуждение, переживая волевой акт как свободный акт. Обращаясь к воле, человек заведомо ускользает от импульса актуальной ситуации, освобождается от его принуждения; он не дает возможность актуальной ситуации или, как сказал бы Левин, актуальному полю, вызвать в нем установку соответствующего поведения. Но это — уже некоторая свобода, правда, свобода, так сказать, негативная, то есть свобода бездействия. Однако на той же почве взрастает и свобода действия. Субъект сам создает в себе установку определенной деятельности и, стало быть, самостоятельно вызывает эти действия. Но это уже — свобода деятельности. Она предопределена только лишь субъектом, поскольку установка, лежащая в ее основе, полностью создана субъектом, ведь объективный фактор установки — ситуация — навязана не извне, а как воображаемая, мысленная ситуация представляет собой продукт активности субъекта. Что же касается субъективного фактора, то о нем и говорить излишне — ведь он предопределен системой потребностей Я.

Таким образом, несомненно, что установка, зарождающаяся в волевом акте и направляющая процесс волевого поведения, является продуктом самостоятельной активности субъекта. В данном смысле переживание свободы воли полностью обосновано.

Однако, с другой стороны, эта свобода отнюдь не означает безосновательности, беспричинности деятельности, поскольку для нас бесспорно, что протекание волевого поведения всецело направляется установкой. Следовательно, в данном смысле говорить о каком-либо индетерминизме никак нельзя; что же касается, в частности, волевого акта — момента принятия решения, во время которого происходит возникновение установки, то и этой установке не совсем чужда причин-

ность. Мы знаем, что и она, подобно обычной установке, лежащей в основе импульсивного поведения, определена ситуацией. Разница лишь в том, что в одном случае это — актуальная ситуация, а во втором — воображаемая, мысленная. Однако в данном случае это не имеет никакого значения: ситуация, будь то актуальная или данная в представлении, выступает в роли причины возникновения установки. Лежащая в основе волевого поведения установка так же всецело детерминирована мысленной ситуацией, как и лежащая в основе импульсивного поведения установка — актуальной.

Таким образом, воля свободна постольку, поскольку она не подвластна влиянию актуальной ситуации, поскольку не переживает исходящего отсюда принуждения. Она свободна постольку, поскольку действующая на нее ситуация является воображаемой и, следовательно, осознается самим субъектом. Однако она детерминирована, несвободна, поскольку обусловлена хотя и воображаемой, но все же ситуацией.

 

23. Понятие о личности. Системно-структурный подход к изучению личности в психологии.

Человек-биосоциальное существо, наделенное плотью и сознанием(Ожигов).

Индивид-единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт.

Личность-соц.свойство индивида, интегральная совокупность всех соц.значимых черт, которые образовались в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и обобщения.

Индивидуальность-характеристика уникальности, неповторимости, присущая данной конкретной личности.

Свойства личности: автономность и независимость от общества, способность противопоставить себя обществу, самосознание и самопознание, ценность.

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности: биологическая наследственность, физ.окружение, культура, групповой опыт(семья, школа, друзья, коллеги по работе), индивидуальный опыт. Групповой и индивидуальные методы отражены в самооценке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.