Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс принятия групповых решений




Процесс принятия группового решения тесно связан с проблемой лидерства и руководства, потому что принятие решения — одна из важных функций руководителя, а организация группы на принятие такого решения — особенно сложная функция. Тот факт, что групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные, давно известен в социальной психологии. Принятию группового решения всегда предшествует групповая дискуссия. Она позволяет столкнуть противоположные позиции и подходы и тем самым помочь участникам дискуссии увидеть разные стороны проблемы.

На экспериментальном уровне эта проблема была изучена К. Левиным. Эксперимент был осуществлен в США в годы Второй мировой войны и имел прикладное значение. В условиях экономических затруднений, в связи с военной ситуацией в США снизилось количество пищевых продуктов, поступавших в торговую сеть. Вместо мяса населению предлагались многочисленные субпродукты, однако домохозяйки бойкотировали их покупку. Цель экспериментального исследования К.Левина состояли в том, чтобы сравнить эффективность воздействия на мнение домохозяек традиционной формы используемой рекламы (лекции) и новой формы — выработки собственного группового решения на основе групповой дискуссии. Было создано шесть групп добровольцев, каждая по 13 — 17 человек. Некоторым из этих групп были прочитаны лекции о пользе субпродуктов и о желательности их покупки, в других группах были проведены дискуссии по этим же вопросам. Через неделю были проведены интервью с целью выяснить, насколько изменились мнения домохозяек. В группах, где состоялись лекции, было зарегистрировано 3% изменений мнений, в группах, где прошли групповые дискуссии, — 32 %.

Это связано с тем, что на лекции домохозяйки пассивно слушали предлагаемые рассуждения и интерпретировали излагаемые им факты в свете собственного прошлого опыта, и это не повлияло на изменение их позиции.

Напротив, в ходе групповой дискуссии каждый член группы чувствовал себя включенным в принятие решения, и это ослабляло сопротивление нововведению. Решение, таким образом, было подготовлено постепенно, его принятие превращалось в своеобразную групповую норму, поддержанную и принятую участниками дискуссии. Такой эффект стал возможным потому, что решение было не навязано, а именно принято группой.

Эффективность принятия группового решения во многом зависит от методики проведения групповых дискуссий. Среди них особенно выделяют брейнсторминг ("мозговой штурм") и синектику (соединение разнородного).

Брейнсторминг — метод, когда суть дискуссии заключается в том, что для выработки коллективного решения группа разбивается руководителем на две части: "генераторы идей" и "критики". Задача "генераторов идей" заключается в том, чтобы выработать как можно больше идей, причем идей, предложений разных, иногда неожиданных, не укладывающихся в общепринятые рамки. Обязательное условие — на этом этапе их никто не подвергает критике. На втором этапе в дело вступают "критики". Они начинают сортировать поступившие предложения: отсеивают совершенно непригодные, откладывают спорные, безусловно принимают очевидные решения. При повторном анализе спорные предложения обсуждаются и из них удерживается также максимум возможного. В конечном итоге группа получает достаточно широкий набор различных вариантов решения проблемы. Метод брейнсторминга особенно завоевал признание при выработке различных научно-технических решений.

Другой метод групповой дискуссии - синектика, т.е. соединение разнородного. Суть этого метода напоминает брейнсторминг. В группе выделяются синекторы, т.е. люди, откровенно высказывающие свое мнение и противопоставляющие себя другим. Они завязывают дискуссию, впоследствии в нее включаются и другие члены группы. Однако задача синекторов — наиболее четко формулировать противоположные мнения: группа должна видеть две возникающие крайности в решении проблемы, с тем чтобы всесторонне оценить их. В ходе дискуссии отбрасываются эти крайности, принимается решение, удовлетворяющее большинство.

При применении метода синектики широко применяется прием аналогии, опирающийся на опыт других наук, например гуманитарных, естественных. Более того, некоторые крупные корпорации, фирмы, концерны включают в свой "мозговой трест", т.е. отделы, продуцирующие новые идеи, представителей гуманитарных, естественных наук (историков, лингвистов, искусствоведов, биологов, физиологов и т.д.). Это позволяет им находить оригинальные, нетрадиционные решения тех или иных проблем, как бы со стороны свежим взглядом взглянуть на уже известные проблемы.

Таким образом, принятие группового решения, навыки ведения групповой дискуссии и т.д. — это важные элементы в первую очередь демократического стиля руководства. Поэтому выработка навыков ведения групповой дискуссии — обязательное условие успешного руководства группой и, соответственно, повышение эффективности ее деятельности. Выработать эти навыки и в дальнейшем их развивать возможно посредством тренинга потенциальных или реальных руководителей.

Вместе с тем нельзя переоценивать значение групповых дискуссий и группы в целом при принятии тех или иных решений. Особенно это важно иметь в виду при принятии решений, например, советами корпораций, концернов или политических решений на уровне кабинета министров или президентской команды.


39)
Проблема руководства и лидерства в психологии

Поищите в инете, там очень много инфы, выделите для себя основное, а то я уже охреневаю)))

40) Психология больших групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.