КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статистика жилищных условий 1 страница
Организация этой работы также возложена на Госстандарт России, разрабатывающий государственные стандарты. Стандарты же отраслей и стандарты предприятий подготавливаются соответствующими ведомствами, но они не должны нарушать обязательных требований государственных стандартов. Соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов может подтверждаться путем маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам- Госстандарт России устанавливает порядок государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов со стороны всех хозяйствующих субъектов. Этот контроль осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг. Под сертификацией продукции понимается деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Одной из целей сертификации являются содействие потребителям в компетентном выборе продукции и защита их от недобросовестности изготовителя. Законом определен порядок обязательной сертификации продукции и услуг (она возложена на Госстандарт России) и добровольной сертификации (ее вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России). Результаты сертификации отражаются в сертификате соответствия — документе, подтверждающем соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям. Производство и потребление активно влияют друг на друга. Назначение производства — служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной рыночной экономики. Таковой является экономика наиболее развитых стран. В структуре потребления населения выделяются потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные). Соответственно различают платное потребление и бесплатное. Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.Различают промежуточное и конечное потребление. Виды потребления в социальной статистике Промежуточное потребление (отражено в счетепроизводства Системы национальных счетов — СНС) представляет собой стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства другим продуктов и услуг. Это потребление есть процесс производства продукта, не выходящий за его рамки. В состав промежуточного потребления включаются материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства (хотя они могут соответствовать также интересам работников), нематериальные услуги. Конечное потребление, или собственно потребление населения (отражено в счете использования доходов Системы национальных счетов), — расходы хозяйственных единиц на продукты и услуге используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Они группируются в зависимости от того, кто фактически финансирует расходы: потребительские расходы домашних хозяйств (основного сектора внутренней экономики) финансируются за счет личного бюджета населения; государственных учреждений (другого сектора экономики) — за счет государственного бюджета; hi коммерческих общественных организаций (еще одного из секторов) — за счет добровольных взносов членов этих организаций пожертвований, а также доходов от своей собственности. Платное потребление осуществляется за счет личных доходов населения, т. е. средств семейного бюджета, и потому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственных нужд. Бесплатное потребление населения включает потребление товаров и услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и др., а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении (военнослужащими срочной службы, воспитанниками детских домов. живущими в домах инвалидов, ветеранов труда и войны). В России приняты некоторые законодательные акты, защищающие интересы потребителя. Об актах, гарантирующих минимальный доход (минимальные заработную плату, пенсии, стипендии, пособия и т. д.), социальное обеспечение пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, социальную защиту населения в связи с ростом цен и инфляции, уже упоминалось ранее. Здесь сошлемся на Закон СССР "О защите прав потребителей", принятый в 1991 г. Основные положения этого закона нашли отражение в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", утвержденном в 1993 г. В нем определены общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан — потребителей продукции. Определено, в частности, что любой потребитель имеет право на: государственную защиту своих интересов; гарантированный минимальный уровень потребления; надлежащее качество продукции; безопасность продукции, полную и достоверную информацию о ней; возмещение в полном объеме ущерба, причиненного продукцией ненадлежащего качества; обращение в суд и другие государственные органы; объединение в общественные организации потребителей. На страже интересов потребителей стоит Международная организация по стандартизации (ISO), включающая национальные и государственные системы стандартизации. Наиболее известными из них являются Американский национальный институт стандартов (ANSI), Французская ассоциация по стандартизации (APNOR), Институт стандартизации Германии (DIN), Британская организация по стандартизации (BSI). В российском законодательстве в 1993 г. были приняты два закона: "О сертификации продукции и услуг" и "О стандартизации". Стандартизация — деятельность по установлению норм, характеристик продукции, работ и услуг и правил (требований), предъявляемых к ним, в целях обеспечения: их качества в соответствии с уровнями развития науки, техники и технологии; безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; единства измерений, взаимозаменяемости продукции, экономии всех видов ресурсов и т. д. 22. Показатели потребления в социальной статистике Уровень и структура потребления материальных благ и услуг — это важнейшие характеристики уровня жизни населения. Кроме того, в социально-экономической статистике показатели потребления используются для оценки сбалансированности доходов и расходов населения, платежеспособного спроса на товары и услуги и степени его удовлетворения, анализа потребительского поведения населения и развития основных потребностей, объема потребления товаров и услуг нерыночного характера и т.д. Объектами статистического наблюдения при изучении сферы потребления могут приниматься такие потребительские единицы, как население в целом или его отдельные группы (экономически активное население, лица в трудоспособном возрасте, дети, пенсионеры и т.д.), а также совокупность домашних хозяйств или часть данной совокупности, обладающая сходными с генеральной совокупностью признаками. Если рассматривается потребление населения в целом, то, как правило, имеется в виду потребление материальных благ и услуг, предоставляемых как на платной, так и бесплатной основе (получение бесплатной медицинской помощи, образования; льготы и компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг; обеспечение лекарствами на бесплатной основе или с частичной компенсацией затрат и т.д.). Потребление, которое проявляется в актах приобретения товаров и услуг за счет средств населения, принято называть личным потреблением. Затраты, произведенные на покупку товаров и услуг, называются потребительскими расходами. Если продукция, произведенная в собственном производстве, например продукты питания, потребляется семьей, домашним хозяйством или отдельным лицом, она также относится к личному потреблению. При анализе потребления в настоящее время широко используется понятие потребительской корзины, которое означает определенный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, предназначенных для потребления населением или его отдельными группами. В зависимости от конкретных задач объектами изучения могут быть различные потребительские корзины: минимальная (подробнее см. гл. 43), принятая в качестве специального норматива; рациональная, сформированная на основе рациональных норм потребления товаров и услуг; фактическая, отражающая реальное потребление товаров и услуг населением в целом, или его отдельными группами. В ситуации ухудшающихся условий жизни особое внимание уделяется минимальной потребительской корзине, которая рассматривается как допустимая нижняя граница потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающая нормальное воспроизводство населения. Рациональная потребительская корзина отличается от минимальной прежде всего тем, что она формируется на основе научно обоснованных рациональных норм потребления, предусматривающих достаточно высокий уровень удовлетворения разумных потребностей населения в товарах и услугах, набор которых также намного шире. Наконец, фактическая потребительская корзина характеризует набор товаров и услуг, фактически потребляемых населением или отдельными социально-демографическими группами. Состав перечисленных выше видов потребительских корзин рассчитывается в натуральных показателях в среднем на душу населения, семью, или в целом на домашнее хозяйство. Расчеты на среднестатистическую семью как потребительскую единицу необходимы прежде всего потому, что часть непродовольственных товаров, жилище используются семьей в целом. К товарам семейного пользования могут относиться, например, автомобили, телевизоры, мебель, кухонное оборудование. Использование жилищ и отдельных услуг также может носить семейный характер. Стоимостное выражение минимального, рационального или фактического набора потребительской корзины называется соответственно минимальным, рациональным или фактическим потребительским бюджетом. 24. Прожиточный минимум и потребительский бюджет: методики расчета Одним из наиболее важных показателей статистики потребления населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. Минимальный потребительский бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его потребностей. Конечно, его величина различна в зависимости от пола и возраста человека, природно-климатических условий проживания, но всегда — это гарантированный уровень минимального потребления для члена общества. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг. И то, и другое во многом обусловлено общим уровнем жизни населения, экономическим развитием общества и потребностями самого человека. Обычно минимальный потребительский бюджет включает продукты питания по наиболее низким ценам, дешевую обувь и одежду, минимум услуг. Однако всегда должен соблюдаться минимально допустимый стандарт потребления, обусловленный минимальными его нормами. Существуют следующие подходы к определению и измерению минимального потребительского бюджета: абсолютный, относительный, субъективный. При абсолютном подходе рассчитывается величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребления. При относительном подходе определяется минимальный потребительский бюджет (МПБ) статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в домохозяйствах с низкими доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов находится путем опроса общественного мнения. Порядок измерения прожиточного минимума (ПМ) и минимального потребительского бюджета (МПБ) включает: • разработку потребительской корзины, представляющей собой перечень товаров и услуг, необходимых для удовлетворения минимальных потребностей; • определение весовых коэффициентов для каждого товара или услуги в составе потребительской корзины (); • вычисление стоимости потребительской корзины на основе ежемесячной регистрации цен на товары и тарифов на услуги (); • формирование структуры прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета, т. е. соотношения в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; • нахождение величины ПМ или МПБ. Измерение ПМ или МПБ представляет собой комбинированный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины — Госкомстат РФ, а определением ПМ — Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ведутся с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до1997г.) и 25 (с1997г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта питания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом: • научных рекомендаций по минимальным объемам потребления товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; • фактического объема потребления в малоимущих семьях; • состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов; • объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями. Минимальные наборы разработаны по основным социально-демографическим группам населения: • трудоспособное население — мужчины в возрасте 16—59 лет и женщины в возрасте 16—54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста (две группы); • пенсионеры — мужчины в возрасте от 60 лет и женщины от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности (одна группа); • дети в возрасте от 0 до 6 лет и в возрасте от 7 до 15 лет. Нормативы потребления продуктов питания в минимальной потребительской корзине дифференцированы по природно-климатическим зонам. По действующей методике таких зон 8, по новой — 16. По действующей методике определения прожиточного минимума определяется лишь минимальная продуктовая корзина и в процентах к ней вычисляется структура прожиточного минимума, включающая: 68,3% — расходы на питание, 19,1 — на непродовольственные товары, 7,4 — на услуги, 5,2% — налоги и платежи. Расходы на непродуктовую часть прожиточного минимума определяются по отношению к продовольственной корзине. Новой методикой предусмотрен не только минимальный набор продуктовой корзины, но и впервые разработаны минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Минимальный набор непродовольственных товаров представлен непродовольственными товарами индивидуального пользования (одежда, обувь и школьно-письменные товары для детей) и общесемейного пользования (постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения). Минимальный набор платных услуг включает жилищно-коммунальные, транспортные и другие виды услуг. Минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг дифференцированы по трем природно-климатическим зонам с климатом: холодным и резко континентальным; умеренным; теплым. Потребительские бюджеты (особенно минимальные) широко используются за рубежом. В США особое место среди потребительских бюджетов занимает бюджет Геллера, характеризующий "общепринятый уровень жизни", основанный на наборе тех товаров и услуг, которые общественное мнение считает в данное время необходимыми для здоровой и достаточно комфортной жизни. Поэтому размеры этого бюджета существенно превышают средний уровень потребления страны. Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных) потребностей человека. Этот социальный норматив, ориентированный на действительную общественную полезность, есть важнейший критерий оценки достигнутого в обществе уровня потребления, соответствия между сложившейся и рациональной его структурой. Таковой для наших условий может быть следующая структура: продукты питания не должны превышать 30%, непродовольственные товары — 47% (из них ткани, одежда, обувь — 20%; мебель, предметы культуры и быта — 18%; прочие товары — 9%) и все услуги — 23%. Фактическая структура потребления населения далека от рациональной. Первые варианты рациональных бюджетов появились в Научно-исследовательском экономическом институте НИЭИ при Госплане СССР в конце 50-х — начале 60-х гг. Их разработка основывалась на двух методологических принципах: принципе аналогий, по которому рациональные нормативы потребления товаров и услуг определяются по данным об уровне и структуре их потребления у "продвинутых" групп населения страны (зарубежных стран), и принципе равнодоступности экономических благ (собственно товаров и услуг), что дает возможность в расчетах нормативов элиминировать влияние фактора производства и предложения благ по территории страны, равно как и фактора дифференциации доходов населения. Совмещение указанных принципов обеспечивает разработку "идеализированной" (усредненной) модели потребления населения. Наряду с такой моделью разрабатываются и дифференцированные рациональные потребительские бюджеты для различных групп населения в зависимости от его профессионального состава, природно-климатических, социально-бытовых, национальных и других факторов. Группа ученых по заданию ООН оценила как более или менее благополучное существование людей по следующим 12 параметрам: ежедневная норма килокалорий на человека от 2500 до 4000; один комплект кухонной утвари на хозяйство; три смены одежды и три пары обуви на человека; сто литров очищенной воды в день; жилье площадью не менее 6 м2 на человека; полная грамотность взрослых и по крайней мере шестилетнее образование для детей; один радиоприемник на хозяйство; один телевизор на 100 жителей; один велосипед на домашнее хозяйство; десять врачей и пятьсот больничных коек на 100 тыс. жителей, 100 долл. в год на медикаменты на человека; работа, которая дает возможность содержать членов хозяйства; система социального обеспечения для больных, инвалидов и стариков. К минимальным нормативным показателям также относятся минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и минимальный размер пенсии. МРОТ— законодательно зафиксированный нижний предел заработной платы, устанавливаемый за наименее квалифицированный простой труд. Его величина является точкой отсчета для тарифных сеток ставок заработной платы. Теоретически величина МРОТ должна быть увязана с величиной прожиточного минимума. Минимальный размер пенсии (пособия, стипендии) представляет собой законодательно зафиксированный нижний предел такого рода социальных трансфертов в денежной форме, выплачиваемых населению. Российское правительство приняло курс на регулярное повышение минимальных заработной платы и пенсии.
25. Индексы потребительских настроений и ожиданий С целью прогнозирования поведения потребителей рассчитываются специальные показатели: индекс потребительских настроений и индекс потребительских ожиданий населения. Индекс потребительских настроений (ИПН) рассчитывался ВЦИОМ в 1993—1996 гг., в настоящее время—Фондом "Индекс потребительских настроений". Индекс потребительских ожиданий (ИПО) рассчитывается с 1998 г Госкомстатом России. При очевидном сходстве эти показатели имеют и различия. Остановимся на методике их построения. Изучение динамики ИПН в России дает возможность макроэкономического анализа влияния конечных потребителей (населения) на развитие экономики (в этом состоит основная цель расчетов таких показателей), позволяет количественно описать процессы формирования рыночного сознания и потребительского поведения. ИПН строится на данных опросов общественного мнения по пяти вопросам, относящимся к текущему экономическому положению населения и экономики в целом, к оценке ближайших перспектив их развития: • Как изменилось материальное положение Вашей семьи за последние 6 мес.? • Как изменится материальное положение Вашей семьи в предстоящие 6 мес.? • Если говорить об экономических условиях в стране в целом, как Вы считаете, следующие 12 мес. будут для экономики страны хорошим временем или плохим, или каким-либо еще? • Если говорить о следующих 5 годах, то они будут для экономики страны хорошим или плохим временем? • Если говорить о крупных покупках для дома, то как Вы считаете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки? Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один. Методика построения ИПН базируется на том, что этот индекс агрегирует частные мнения отдельных людей, не зависящих друг от друга и не влияющих друг на друга. В результате ИПН — независимый показатель, отражающий динамику экономического развития страны. Он строится на основе массовых опросов населения и поэтому является показателем поведения большинства жителей страны, а не отдельных привилегированных или де привилегированных групп населения (например, очень богатых или очень бедных). Динамика индекса связана с поведением массового потребителя. Измерения ИПН осуществлялись ВЦИОМ по выборке, репрезентирующей мнение взрослого (старше 15 лет) населения страны. К главным характеристикам выборки относятся: число точек опроса —101, число опрошенных — 2400. В зависимости от ответов респондентов на каждый вопрос строятся частные индексы динамики отдельных факторов, формирующих потребительское поведение населения, а именно динамики: • текущего материального положения семей и ожиданий его изменения (возможности потребительского спроса); • представлений о перспективах развития экономики страны (возможности предложения на рынке товаров и услуг); • склонности к потреблению в целом. Частные индексы разрабатываются следующим образом: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100, чтобы исключить появление отрицательных величин. Совокупный индекс рассчитывается как средняя арифметическая из частных индексов. Значения индекса могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение индекса равно 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Снижение индекса ниже 100 означает преобладание негативных оценок в обществе. Каждый из частных индексов представляет самостоятельный интерес относительно анализа отдельных составляющих комплексного процесса формирования и реализации конечного потребительского спроса. Однако наиболее интересен совокупный индекс— ИПН, который одновременно учитывает динамику всех частных составляющих. Его отдельными компонентами являются индекс текущего состояния экономики (ИТС) и индекс экономических ожиданий (ИЭО). За три с половиной года наблюдений (1993— 1996 гг.) общий уровень индекса практически не изменялся — все эти годы он колебался вокруг отметки 70. Следовательно, на протяжении всего периода измерений общий уровень потребительских настроений, как показывает ИПН, остается в целой прежним, хотя структура формирующих его факторов изменилась. В начале 1993 г. заметно преобладали оптимистические надежды на будущее, в то время как текущая ситуация на потребительском рынке оценивалась весьма неблагоприятно. Впоследствии оптимизм заметно поубавился, зато стали более благоприятными оценки потребительского рынка, как бы отражая тот факт, что в условиях слабеющих надежд на скорые перемены население становится менее привередливо в отношении настоящего, все больше учится жить в данных конкретных условиях. Индекс склонности населения к потреблению — единственный частный индекс, значение которого возрастало на протяжении всего периода наблюдений. Его значение было стабильно наиболее низким из пяти составляющих ИПН частных индексов. Особенно заметен рост склонности к потреблению товаров длительного пользования среди наиболее обеспеченных жителей России. Обследование потребительских ожиданий населения организуется ежеквартально в 88 субъектах РФ. На базе обследования строится индекс потребительских ожиданий — ИПО. Целью обследования является определение особенностей изменения потребительских ожиданий различных групп населения России. В соответствии с целью перед обследованием поставлены следующие задачи: • изучение мнения населения о динамике общей экономической ситуации; • изучение мнения населения о динамике личного материального положения; • изучение мнения населения о рынке товаров (услуг) и рынке сбережений; • расчет частных и обобщающих показателей потребительских ожиданий; • исследование потребительского поведения и потребительских предпочтений населения: • анализ особенностей потребительских ожиданий отдельных социально-демографических групп населения. Объект обследования — население России в возрасте 16 лет и старше, а его потребительские ожидания — предмет обследования. Единица наблюдения — отдельный человек (респондент). Метод обследования — опрос по единообразной анкете по месту жительства респондентов. Территориальные органы государственной статистики проводят сбор первичной информации, ее контроль и создают электронную базу данных. Государственный комитет РФ по статистике осуществляет обработку информации и представление получаемых результатов, обеспечивает методологическое и программное сопровождение обследования. Инструментарий обследования потребительских ожиданий населения, утвержденный Госкомстатом России 21 октября 1998 г., включает опросный лист с бланком "Мнение интервьюера", инструкцию по организации обследования и инструкцию интервьюеру. Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения состоит из: вводного блока, включающего обращение к респонденту и идентификационные коды обследования; блока вопросов, содержащего вопросы об общей экономической ситуации, о личном материальном положении респондента, о конъюнктуре рынка товаров (услуг) и рынка сбережений и др.; блока социально-демографических характеристик, охватывающих показатели, по которым производится анализ данных о потребительских ожиданиях населения. В бланке "Мнение интервьюера" специалист, проводивший опрос, имеет возможность высказать свои замечания и предложения по организации обследования и содержанию инструментария. В сводных таблицах приводятся характеристики совокупности респондентов и их домохозяйств, распределение ответов респондентов на вопросы опросного листа (по отдельным социально-демографическим группам опрошенных и по их совокупности в целом), а также значения частных и обобщающих индексов потребительских ожиданий населения. Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения позволяет определять коэффициенты, применяемые для изучения мнений потребителей и прогнозных оценок поведения населения в странах Европейского союза, США и др. Для расчетов частных и обобщающих индексов мнения потребителей используется методика, применяемая для определения показателей, публикуемых Европейской комиссией, и методика, разработанная в Институте социальных исследований Мичиганского университета (США). Основные положения применяемых методик совпадают. Имеются некоторые отличия: в перечне вопросов опросного листа, используемых для определения обобщающих индексов; в алгоритмах взвешивания вариантов ответов респондентов; в количественных границах изменения получаемых индексов и некоторых особенностях интерпретации результатов расчетов. Частные индексы предназначены для изучения и оценки мнения населения по отдельным социально-экономическим аспектам общественной жизни: • экономической ситуации России (произошедшим изменениям, текущему состоянию, ожидаемым изменениям на краткосрочную и долгосрочную перспективы);
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |