КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Показатели расходов населения и потребления
Денежные расходы – это затраты денежных средств домашними хозяйствами на личное потребление, производственную деятельность и сбережения домашних хозяйств. Различают потребительские и непотребительские расходы домашних хозяйств. Потребительские расходы являются частью денежных расходов домашних хозяйств и включают в себя расходы только на личное потребление: покупку продуктов питания, алкогольных напитков, непродовольственных товаров и на оплату услуг. В их состав не включаются налоги и страховые взносы, алименты, материальная помощь родственникам и знакомым и другие расходы, не связанные с потреблением, а также все расходы, связанные с производством сельскохозяйственной продукции в личном подсобном хозяйстве, а также с накоплением (вклады в банки, покупка недвижимости, иностранной валюты и т.д.). Непотребительские расходы домашних хозяйств включают: покупку недвижимости, скота и ценностей, покупку товаров и другие расходы для производственных целей (покупку инструментов, инвентаря или спецодежды, строительных материалов, семян, кормов, а также оплату ветеринарных услуг, услуг по страхованию скота, хозяйственных построек); плату за аренду помещений, машин, оборудования, используемых для производственных целей. К показателям, характеризующим уровень потребления относятся: – структура потребительских расходов домашних хозяйств; – уровень среднедушевого потребления продуктов питания; – покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения; – уровень обеспеченности населения непродовольственными товарами (в расчете на 100 семей, или на 1000 человек); – коэффициент эластичности. Укрупненная структура потребительских расходов следующая 1. продукты питания (в т.ч. питание вне дома) 2. алкогольные напитки; 3. табачные изделия; 4. одежда, обувь, ткани; 5. предметы личной гигиены; 6. здравоохранение; 7. жилищно-коммунальные услуги; 8. товары домашнего обиходя, мебель; 9. транспорт и связь; 10. образование, культура и отдых; 11. прочие товары и услуги. Доля расходов на продукты питания в мировой практике является одним из обобщающих индикаторов уровня жизни: чем ниже эта доля, тем выше уровень жизни людей. Когда на питание расходуется 50 – 60 % доходов, страна считается бедной, а население – малообеспеченным. По мере повышения уровня жизни доля расходов на питание снижается, что позволяет расходовать больше средств на здравоохранение, отдых и т.д. Уровень среднедушевого потребления продуктов питания рассчитывается путем деления общего объема потребленных в домашних хозяйствах продуктов питания (без учета питания вне дома) на число фактически присутствовавших членов домашних хозяйств. К общему объему потребленных продуктов питания относится количество купленных продуктов питания и поступивших в домашнее хозяйство без оплаты (из личного подсобного хозяйства, в подарок и так далее), израсходованных на личное потребление. В объеме потребления населением основных продуктов питания учитываются 10 укрупненных групп: – мясо и мясопродукты в пересчете на мясо; – молоко и молочные продукты в пересчете на молоко; – яйца; – рыба и рыбопродукты; – сахар; – растительное масло; – картофель; – овощи и бахчевые; – плоды и ягоды; – хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа, бобовые). Уровень покупательной способности среднедушевых располагаемых денежных доходов может быть измерен либо количеством определенного вида товара (услуги), либо количеством фиксированных наборов товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму среднедушевого денежного дохода
,
где ПС — покупательная способность среднедушевого располагаемого денежного дохода населения, исчисленная в виде товарного эквивалента (по конкретному товару или услуге) или количества определенного набора товаров и услуг (например, минимальной продовольственной «корзины»); Д — величина среднедушевого располагаемого денежного дохода нас еления в целом или его отдельной группы; Р — средняя цена товара (услуги) или стоимости определенного набора товаров и услуг. Для количественного отражения зависимости между динамикой доходов (или цен) и уровнем потребления отдельных товаров рассчитываются коэффициенты эластичности (Э), которые показывают, на сколько процентов изменяется уровень душевого потребления при изменении среднедушевого дохода (или цены) на 1 %:
или ,
где – абсолютное изменение среднедушевого потребления в отчетном периоде по сравнению с базисным (); – абсолютное изменение среднедушевого дохода (цены товара) в отчетном периоде по сравнению с базисным (); – среднедушевое потребление в базисном периоде; – среднедушевой доход (или цена товара) в базисном периоде; – относительное изменение среднедушевого потребления в отчетном периоде по сравнению с базисным (коэффициент прироста ); – относительное изменение среднедушевого дохода (цены товара) в отчетном периоде по сравнению с базисным (коэффициент прироста ).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |