Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание и школа в античном мире и в эпоху Средневековья




ЗАРОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

Зачатки процесса воспитания появились еще в первобытнообщинном строе. Воспитание зародилось с момента разделения труда. В первобытнообщинном строе необходимо было развивать трудовые навыки, изучать традиции племени и законы, по которым оно живет.

К одной из таких форм относилась игра. В основе игры был подражательный элемент. Подражающий имитировал различные виды деятельности: охоту, рыбную ловлю и др.

Долгое время дети усваивали производственный и моральный опыт в процессе совместной трудовой деятельности. Совершенствовалась и развивалась сама трудовая деятельность, усложнялся опыт, который было необходимо передать подрастающим поколениям. Воспитание в этот период еще не являлось профессиональной деятельностью людей.

С момента появления государств педагогическая мысль развивается более интенсивно. Наиболее ярко это проявилось на Древнем Востоке, в Индии, Вавилоне, Китае и других восточных странах. Воспитательную функцию выполняют не специально подготовленные люди, а члены семьи или жрецы.

Постепенно усложняется производственная деятельность, накапливается багаж знаний. Более важное значение приобретает передача опыта подрастающему поколению.

Образование и воспитание становятся объективной потребностью общества, именно от них зависит развитие детей и общества. Вследствие этой тенденции образование отделяется в обособленную отрасль знаний. Обучение и воспитание детей становятся профессией, появляются специальные образовательные учреждения.

Получили распространение школы: жреческие, дворцовые, военные.

Военные школы готовили военачальников, дворцовые – писцов‑чиновников, жреческие школы – служителей культа.

Наиболее фундаментальным было образование в жреческих школах. В них учили считать, читать, писать, получали знания по религиозным дисциплинам, астрологии и медицине.

 

 

Сам термин «педагогика» (как наука о воспитании) зародился в Греции. В Древней Греции существовали две основные системы воспитания: спартанская и афинская. Они сформировались в двух крупнейших городах Греции: Спарте и Афинах. Большое внимание в спартанской системе обучения уделялось военно‑физической подготовке. Физическое воспитание соединялось с приобретением навыков письма счета, чтения, которым дети обучались с 7‑15 лет С 15–20 лет физическая подготовка юношей продолжалась, попутно шло музыкальное образование (спартанцы обучались хоровому пению). В 20 лет юношей ожидало испытание на выдержку, их публично секли у алтаря Артемиды. Спартанская система применялась и для девочек, они также должны были пройти особую физическую подготовку. Помимо военно‑физических упражнений, они изучали домоводство, правила по уходу за детьми, музыку. Более развитой была афинская система воспитания Принципиальным отличием было презрение к физическому труду, который считался уделом рабов. До семи лет дети воспитывались в доме, потом их отдавали в частные школы, где они обучались грамоте, музыке, пению, декламации. Юноши из более знатных семей могли продолжить свое образование в гимназиях, в которых они изучали философию, политику, литературу. Высший уровень образования приобретался вэфибии, окончание двухлетнего обучения в ней давало выпускникам право считаться полноправными гражданами Афин.

Немалое значение для развития педагогической мысли имеют труды древнеримских философов Лукреция Кара, Квинтиллиана и др. Квинтиллиан исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. В своей воспитательной и учебной практике он использовал следующие методы: подражание, наставление, упражнение. Квинтиллиан был основателем одного из первых государственных учреждений – риторской школы. Его главный труд – «Наставление в ораторском искусстве».

В средние века педагогические идеи носили религиозную окраску и имели догматический характер. Это связано с господством церкви, сфера образования отражала религиозную идеологию. Школы подразделялись на:

1) приходские:

2) монастырские:

3) кафедральные (при епископских резиденциях).

В первую очередь детей обучали грамоте, пению псалмов и молитвам. В XI11–XIV вв. происходит интенсивное развитие торговли и ремесел. Появляются новые школы: цеховые, где дети ремесленников получали начальное образование; гильдейские, в которых учились дети богатых родителей. В последних процветала рыцарская система воспитания, большое значение уделялось развитию ловкости и силы. Учащиеся должны были уметь плавать, владеть копьем, верховой ездой, фехтованием, уметь охотиться, разбираться в стихосложении, играть на музыкальных инструментах и в шахматы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.