Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и характерные черты публичной финансовой деятельности государства и муниципальных образований




Финансы как экономическая категория

Финансы – система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота. Сущность финансов проявляется в их основных функциях: формирование денежных фондов (создание финансовой теории, соответствующей состоянию развития экономики государства и имеющей целью обеспечение экономического роста, формирование финансового механизма, обеспечивающего сбор доходов, прогнозирование и планирование доходов, утверждение доходов бюджета, накопление доходов в бюджет и внебюджетные фонды, формирование бюджетных фондов для обеспечения целевых функций государства); распределение национального дохода (при распределении национального дохода среди участников производства формируются первичные (или основные) доходы: оплата труда работников, занятых в сфере производства, доходы предприятий сферы производства; межотраслевое и территориальное перераспределение в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений организаций и частных лиц; перераспределение части дохода из производственной сферы в непроизводственную сферу (образование, культура, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, государственное управление; перераспределение доходов между различными социальными группами граждан страны; налоги. Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в процессе структурной перестройки национальной экономики, развития ее приоритетных отраслей, а также в пользу наименее обеспеченных слоев населения); контроль над распределением национального дохода (контрольная функцияфинансов состоит в контроле над распределением национального дохода по соответствующим фондам, а также за расходованием этих фондов по назначению. Важнейшими задачами финансового контроля являются: проверка точного соблюдения финансового законодательства, проверка своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми органами и банками; проверка своевременности и полноты выполнения взаимных обязательств предприятий, организаций и частных лиц по расчетам и платежам).

Финансовая деятельность государства — это осущест­вление им функций по формирова­нию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономичес­кого развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для дея­тельности государственных органов. Финансовая деятельность муниципальных образований — это осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумули­рованию, распределению и использованию централизованных и де­централизованных фондов денежных средств в целях осуществле­ния публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий государства. Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана общей целенаправленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и разли­чается конкретными задачами. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека. Финансовой деятельности свойственны многие характерные черты, присущие любой юридической деятельности. Вместе с тем она имеет свои специфические признаки, к числу которых относятся: а) обязательное участие государства или муниципальных об­разований в лице их компетентных органов; б) направленность на принятие юридически значимых реше­ний посредством реализации государством правотворческой функции; в) оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах, имеющих офи­циальный и общеобязательный характер; г) юридическое значение ее результатов не только для пуб­личных субъектов (государства и муниципальных образований), но и для иных субъектов финансового права; д) ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установ­ленном порядке, т. е. посредством аккумулирования, распреде­ления и использования государственных и муниципальных фон­дов денежных средств.

3.Формы публичной финансовой деятельности государства и муниципальных образований Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государст­венных органов (и органов местного самоуправления)по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на со­ответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и непра­вовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправо­вые формы — это инструктирование финансовой службы предпри­ятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового зако­нодательства населению и другая организаторская работа; финан­сово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п. Юридичес­кого значения они не имеют, но создают предпосылки для осущест­вления правовых форм финансовой деятельности, в которых про­является государственно-властный характер действий органов го­сударственной власти в области финансов.Конкретные правовые формы финансовой деятельности обу­словлены тем, что она протекает в виде деятельности представи­тельных и исполнительных органов власти всех уровней и органи­зационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятель­ность, государственные органы и органы местного самоуправле­ния в пределах своей компетенции принимают финансово-право­вые акты, посредством которых в пределах своих полномочий ре­гулируют общественные отношения в области аккумуляции, рас­пределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых пла­нов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Финансово правовые акты — это принятые в преду­смотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетен­цию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, пре крашения, изменения конкретных правоотношении.

 

4.Методы публичной финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования. Методы собирания денежных средств, которые, в свою очередь, подразделяют на: налоги, с помощью которых государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; добровольные взносы (вклады граждан в банки, покупка ценных бумаг, пожертвования и пр.); страхование, что позволяет привлеченные таким образом средства использовать в денежном обороте. Методы распределения и использования: финансирование — это безвозвратный и безвозмездный от­пуск денежных средств на содержание всей социальной сферы, инвестиции, оборону, управление. Финансирование осуществ­ляется за счет как централизованных, бюджетных и внебюджет­ных фондов, так и децентрализованных фондов в соответствии с различными государственными программами; кредитование — целевая, возвратная возмездная передача денежных средств.

5.Финансово-плановый акт: понятие, отличительные черты, примеры финансово-плановых актов.Финансово правовые акты — это принятые в преду­смотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетен­цию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, пре крашения, изменения конкретных правоотношении. Характерной особенностью финансово-правовых актов являет­ся наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содер­жанием. К финансово-плановым актам относятся: а) основной финансовый план государства — федеральный бюд­жет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов; в) финансово-кредитные и кассовые планы банков; г) финансовые планы страховых организаций; д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и местного самоуправления; е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предпри­ятий и объединений; ж) сметы бюджетных учреждений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 5198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.