КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и предмет финансового права. Место финансового права в системе российского права
Финансовое право — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях осуществления публичных функций. Предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права:1) складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т. е. имеют организационный характер;2) в этих отношениях участвуют уполномоченные органы, организации, наделенные соответствующими властными полномочиями по отношению к иным субъектам данных отношений, т. е. они носят властный характер; 3) объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т. е. эти отношения имеют имущественный характер. Место финансового права в единой системе Российского права. В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права. Государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах. Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами. Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения. 7.Система финансового права.Система финансового права - объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Элементы системы финансового права: финансово-правовые нормы; субинституты; институты; подотрасли финансового права; разделы финансового права; части финансового права. НФП – это общее правило поведения, предназначенное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение. Субинститут ФП – совокупность норм,регулирующих отдельные виды объединенных по одному предметному или тематическому признаку общественных отношений. Институт ФП – взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность институтов и норм, обеспечивающее цельное самостоятельное регулирование отдельной группы общественных отношений или осуществление особой задачи, функции в этом регулировании.
8. Понятие, виды, особенности черты финансовых правоотношений. Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государством предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов. Финансовые отношения отличаются от иных правоотношений тем, что они: 1) возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований; 2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является государство в лице органа государственной власти или управомоченного органа (финансовый орган, кредитное учреждение); 3) являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер; 4) юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством. Виды: По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам: бюджетные; налоговые; в области страхования; кредита (государственного и банковского); расчетов, регулируемых финансовым правом: финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования; контрольные. По способу реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные - основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных(муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права. Охранительные - возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством(муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права. В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные;страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий. 9.Финансово-правовые нормы: понятие, виды, особенности.Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права. Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач. Это выражается в особенностях: а) содержания финансово-правовых норм; б) характера установленных в них предписаний; в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил и г) способов защиты прав участников финансовых отношений. В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых отношений (государственных органов, предприятий, граждан) совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Они, например, предписывают налоговым органам известить граждан-налогоплательщиков о суммах и сроках предстоящих платежей, а гражданам — уплатить своевременно эти платежи. Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Так, Банкам запрещено задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Например, органы местного самоуправления вправе вводить на своей территории местные налоги в рамках их перечня, основного содержания и предельных размеров, установленных законодательством РФ. В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений. Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов. 10. Субъекты финансового права.Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. Субъект финансового права обладает качеством финансовой правосубъектности: Финансовая правоспособность — это способность иметь финансовые права и обязанности, предусмотренные в законе. Финансовая дееспособность - это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а также нести ответственность за их неисполнение и нарушение правовой нормы. Субъекты финансового права подразделяются на три группы: Общественно-территориальным образованиям относятся: Российская Федерация в целом и ее субъекты (государство), а также муниципальные образования; Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права,участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения; Индивидуальные субъекты финансового права — это физические лица (граждане, иностранцы и лица без гражданства). Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Индивидуальными субъектами финансового права иногда являются должностные лица. 12. Коллективные субъекты финансового права.К коллективным субъектам финансового права относятся: органы государственной власти; Центральный банк РФ; коммерческие банки, наделенные властными полномочиями; организации (предприятия, бюджетные учреждения). Коллективными субъектами финансового права являются представительные и исполнительные органы государственной власти. В круг представительных и исполнительных органов государственной власти в качестве субъектов финансового права входят органы как федерального, так и регионального уровня, а органов исполнительной власти —органы общей и специальнойкомпетенции. Представительные органы государственной власти выступают коллективными субъектами финансового права, осуществляя государственный финансовый контроль через свои комиссии и комитеты. На федеральном уровне в ведении Государственной Думы Федерального Собрания РФ, находится Контрольно-бюджетный комитет, наделенный этой, функцией. Государственный финансовый контроль проводится и через Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Во всех остальных случаях осуществления финансовой деятельности государства (рассмотрение, утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении и т.д.) представительные органы государственной власти выступают не как коллективные субъекты финансового права, а от лица государства как субъекта финансового права. Исполнительные органы государственной власти общей компетенции выступают в качестве коллективных субъектов финансового права в отношении права составления проектов бюджетов и их исполнения. Проект федерального бюджета составляется Правительством РФ, а проект бюджета субъекта РФ — соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ. К коллективным субъектам финансового права относятся органы судебной власти. Согласно ст. 25НК РФ они выступают в качестве сборщиков налогов и сборов, т.е. лиц,принимающих от плательщиков налоги и сборы и перечисляющих их в бюджет. 13. Финансовая правосубъектность физических лиц.Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью (деликтоспособностъю). Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания. Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо правоспособным в определённых границах. Финансовая правоспособность физического лица характеризуется через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в законодательстве. Как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер. Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности. Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Юридическая функция -финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности. Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение. дееспособности. Но в ряде случаев возможно их несовпадение. В связи с тем, что несовершеннолетние в возрасте, до 14 лет (малолетние)являются субъектами гражданского права, они могут быть собственниками имущества и доходов, являющихся объектом налогов, сборов и т.д. Однако они не являются дееспособными, т.е. сделки от их имени (за исключением мелких бытовых и приравненных к ним сделок) по приобретению этого имущества и доходов могут совершать только их родители, усыновители или опекуны. Отсюда вполне правомерно предполагать, что приобретать и осуществлять налоговые обязанности и права от имени малолетних также должны их родители, усыновители или опекуны. Налоговая правосубъектность малолетних, возникающая из реализации их гражданской правосубъектности, характеризуется тем, что малолетние обладают налоговой правоспособностью, которую осуществляют от их имени другие лица. Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность, одного лица дополняется дееспособностью другого лица. Элементы налоговой правосубъектности распределяются между малолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном. Режим налоговой правосубъектности малолетних граждан не закреплен в законодательстве. Помимо физических лиц к числу индивидуальных субъектов финансового права относятся некоторые категории должностных лиц. Прежде всего — это сборщики налогов и (или)сборов. В соответствии со ст. 25 НК РФ должностные лица, выступающие в качестве сборщиков налогов (сборов), осуществляют «прием от налогоплательщиков и (или)плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет». К их числу следует относить: нотариусов государственных нотариальных контор; должностных лиц органов исполнительной власти и консульских учреждений,уполномоченных совершать определенные нотариальные действия, а именно: взимать госпошлину.
14.Принципы финансового права. Финансово-правовые принципы устанавливают основополагающие, конструирующие ориентиры в развитии институтов финансового права, определяют направления развития финансового законодательства. Принципы финансовой деятельности. Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными Конституцией РФ. Основными из них являются: Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности. Принцип федерализма проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Процесс дальнейшего расширения прав субъектов РФ в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие полномочия РФ — центра в управлении финансами. Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-правовых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |