Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзаменационный билет №8




  1. Особенности ценообразования на различных типах (моделях) рынков. Показатели (индексы) рыночной концентрации товаров. Расчет индексов фондового рынка.

Рынок - это сфера социально-экономических отношений в области обмена, регулирования, реализации и обращения товаров (работ, услуг) между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), где осуществляются сделки купли-продажи. Структура рынка - это его основные характерные черты, к которым относятся количество и размер предприятий, находящихся на рынке, степень однородности (сходства или отличия) предлагаемых ими товаров, легкость или трудность вхождения на рынок и выхода из него, наличие конкурентной среды, доступность рыночной информации.

Главными критериями классификации типов рынков являются степень свободы конкуренции и характер ценообразования, в зависимости от которых различают четыре основных типа (модели) рынков: 1) свободной (чистой или совершенной) конкуренции; 2) монополистической конкуренции; 3) олигополистической конкуренции; 4) чистой монополии.

1. Рынок свободной (чистой или совершенной) конкуренции - самый массовый тип рынка, отличительной особенностью которого является наличие множества (более 40) продавцов, а также покупателей какого-либо схожего товара. Свободное, конкурентное ценообразование. Цены, как правило, единые, устанавливаются исходя из су шествующей рыночной конъюнктуры, пол воздействием спроса и предложения. Фирмы приспосабливаются к существующим уровням иен и вынуждены с ними считаться. Зависимость между ценой и спросом для отраслей обратно пропорциональна, т.е. снижение цен приводит к увеличению спроса на товар. Цена не контролируется, предприятие, как правило, соглашается с рыночной ценой.

2. Рынок монополистической конкуренции - второй по массовости тип рынка, состоящий из большого числа (от 10 до 40) продавцов, предлагающих покупателям, которых также много, разные варианты товаров не по единой рыночной, а по различным ценам, колеблющимся в широком диапазоне. Конкурентное, свободное ценообразование с частичным ограничением и приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта. Используются разные стратегии ценообразования. Цены различны и устанавливаются в зависимости от поставленной цели (обеспечения выживаемости, максимизации прибыли, завоевания лидерства на рынке или достижения лидерства в качестве товара) на основе изучения издержек производства и реализации, цен товаров конкурентов, выбора метода ценообразования. Цена контролируется, но в очень ограниченных пределах (прежде всего на новый товар с высоким качеством, особыми потребительскими свойствами, надежными эксплуатационными показателями).

3. Рынок олигополистической конкуренции - специфический тип рынка, состоящий из не-большого количества (примерно 7-10) доминирующих крупных фирм (продавцов), которые обеспечивают весь рынок или его подавляющую часть и при этом предлагают как однородные (схожие) и взаимозаменяемые товары, так и отличные друг от друга. Монополизированное ценообразование, зависит от цен фирмы, но обусловлено взаимной зависимостью немногих (двух - трех) лидирующих фирм-конкурентов. Применяется множество стратегий и методов ценообразования. Цены могут быть едиными или разными, устанавливаются в зависимости от поставленной цели (обеспечения выживаемости, максимизации прибыли, завоевания лидерства на рынке, расширения доли рынка и экспортных возможностей фирмы и др.). Контролируется, но С учетом реакции конкурентов; возможен сговор (соглашение) об установлении определенного уровня цен товаров между немногими.основными лидирующими конкурентами - фирмами (компаниями).

4. Рынок чистой монополии - особый тип рынка, состоящий из одного продавца (государственная организация, частная регулируемая монополия (фирма) или частная нерегулируемая монополия). Монополизированное ценообразование, пены монополизированы в отрясли. Присутствует очень большая свобода в установлении цен товаров.

На рынке чистой монополии ценообразование складывается по-разному: возможна государственная монополия в зависимости от стоящих перед правительством страны целей; регулируемая монополия с определенной степенью государственного вмешательства и установление цен товаров; нерегулируемая монополия, когда устанавливается свободная цена, какую выдержит рынок. Контролируется монополистом (одним производителем - продавцом), а также контролируется монопсонистом (одним монопольным покупателем)

Основными конкретными показателями (индексами), определяющими уровень концентрации рынка товаров разных фирм, являются, показатель пороговых долей (удельных весов) рынка, индекс концентрации, индекс Линда, индекс Херфиндаля-Хиршмана.

1.Для определения уровня концентрации рынка служит показатель размера наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, предприятий, объединений), действующих на нем, который называется показателем пороговых долей рынка. Фирмы могут признаваться монополистами на конкретном рынке товаров (услуг) при их пороговой доле (удельном весе) от 35 до 65% и условии, что они, по заключению антимонопольных органов, занимают доминирующее положение на рынке определенных товаров (услуг).

2. Индекс концентрации (ИCR) (concentration ratio) показывает долю наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, объединений) в общем объеме рынка товаров в процентах. Он рассчитывается как сумма рыночных долей наиболее крупных фирм, осуществляющих свою деятельность на определенном рынке:

где q i - доля (удельный вес) i-й фирмы, %.

Индекс концентрации фирм может колебаться в следующих пределах: 0 < HCR <= 100%. Если HCR < 45%, то концентрация считается нормальной, а рынок товаров - конкурентным; если 45% < ИCR < 70%, то концентрация достигает средней степени, а при ИCR > 70% получается высокая степень концентрации, в этом случае рынок товаров является неконкурентным.

3. Индекс Линда (Ид) в основном применяется в странах Европейского союза и рассчитывается прежде всего для наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, объединений), действующих в самом «ядре» рынка определенных товаров.

Для двух наиболее крупных фирм индекс Линда:

где d 1, d 2 - рыночные доли (удельные веса) соответствующих фирм в общем объеме продаж.

Для трех наиболее крупных фирм индекс Линда:

где d 1, d 2, d 3 - рыночные доли (удельные веса) соответствующих фирм в общем объеме продаж.

4. В качестве критерия демонополизации рынка и создания условий для конкуренции в США используется весьма простой индекс Херфиндаля - Хиршмана (ИХХ). который можно рассматривать как индекс рыночной концентрации товаров разных фирм, представленных на рынке.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (ИХХ) рассчитывается по следующей формуле:

где g i - доля (удельный вес) каждой фирмы на рынке в общем объеме выпущенной продукции, %; k - количество фирм в отрасли. При этом т.е. при любом количестве в конкретной отрасли фирм (компаний, предприятий) общий удельный вес всей выпускаемой ими продукции должен составлять 100%.

Фондовые индексы - это числовые показатели, характеризующие изменение биржевого курса ценных бумаг на определенную дату (период времени).

Индекс курсов ценных бумаг (индекс котировки) - средний показатель курсов важнейших ценных бумаг (акций, облигаций и др.) и валюты на бирже, который рассчитывается по курсам наиболее крупных компаний и банков. В простейшем виде он определяется путем деления суммы курсов отобранной группы пенных бумаг на количество отобранных выпусков. Данный индекс помогает делать прогнозы об изменении стоимости ценных бумаг.

Основными в биржевом мире являются индексы ценных бумаг на крупнейших фондовых биржах США, Англии, Германии, Франции, Японии.

К числу наиболее часто применяемых индексов курсов ценных бумаг относится индекс Доу-Джонса (Dow-Jones Average), который является средним показателем курсов акции 65 крупнейших корпораций (компаний) США. Данный индекс рассчитывается раздельно по отраслевым компаниям и в сводном виде. Он представляет собой среднеарифметическую величину ежедневных котировок на Нью-Йоркской фондовой бирже на момент ее закрытия и определяется по следующей формуле:

где Цi - цена акций i -й корпорации; n - число корпораций; k - коэффициент, учитывающий корректировку количества корпораций при дроблении ими своих акций.

Индекс Доу-Джонса может вычисляться как в денежных единицах, так и в долях.

Другой распространенный американский индекс курсов акций - индекс Стапдард энд Пурз (Standard and Poors-SP-500) учитывает акции 500 компаний. При расчете данного индекса принцип равновзвешенности цен по числу проданных акций не используется. Он отражает значение каждого набора (выпуска) акций в процессе их продажи и определяет степень влияния на конечный результат самых активных акций (пользующихся спросом) с большей количественной стоимостью.

Данный индекс рассчитывается по следующей формуле:

где Цтi- и Цбi - котировальные цены акции соответственно в текущем и базисном периодах; Отi и Обi - объемы продаж акций соответственно в текущем и базисном периодах.

Из важнейших мировых следует назвать общий индекс Нью-Йоркской фондовой биржи - индекс NYSE, характеризующий все акции, занесенные на «большую доску» (около 2200 наименований). В других странах также существуют известные фондовые индексы. В Англии, например, наиболее часто употребляются следующие индексы Британской фондовой биржи: индекс FTSE-100, включающий 30 наиболее крупных и 100 малых компании, и индекс Файненшнл Таймз (index Financial Times - IFT). Показывает изменение цен акций и рассчитывается как средняя геометрическая величина равновзвешенных ежедневных темпов роста курсов акций по следующей формуле:

где Цтi- и Цтi-1 - цены акций i-й компании соответственно текущего и предшествующего периодов; n - количество компаний.

В Германии на Франкфрутской фондовой бирже ведущим является индекс ДАХ-30 (индекс «голубых фишек»), а в Японии к основным относится индекс NIKKEI (индекс токийских биржевиков, в частности, по «голубым фишкам»).

  1. Изменение цен. Определение, виды и эффекты изменения цен.

В динамической экономике факторы, влияющие на цены, подвергаются измене­нию, и поэтому предприятию необходимо приспосабливаться к новым рыночным условиям, повой окружающей среде, по-новому позиционировать свою продук­цию и изменять свои цены. Изменения цен могут вызываться изменением спроса, затрат, конкуренции. Как показывают исследования, важнейшей причиной изме­нения цен является изменение затрат. Повышают свои цены с ростом затрат 80% опрошенных предприятий. При снижении затрат цены могут быть снижены (как показывает практика), но не более чем на половину величины снижения затрат. Второй важной причиной изменения цен являются ценовые мероприятия конку­рентов. Что касается реакции предприятий на изменение спроса, то только 15% опрошенных предприятий реагируют своими ценами на значительное изменение спроса и только 1% — на всякое колебание спроса. Как видим, предприятия в боль­шей мере реагируют на изменение затрат и ценовые акции конкурентов, чем на изменение спроса, что объясняется большой неопределенностью и трудностью получения информации со стороны спроса.

Представляет интерес вопрос о том, с какой периодичностью предприятия пе­ресматривают цены. Как показали опросы, 49% опрошенных предприятий пере­сматривают свои цены через определенные интервалы, 32% — пересматривают цены непрерывно. Некоторые предприятия пересматривают цены один раз в год, привязывая этот пересмотр к началу финансового года. Относительно минималь­ных и максимальных размеров изменения цен 28% опрошенных предприятий указали, что действуют формально, согласно своим инструкциям. Исследования показали, что многие предприятия свои цены лишь тогда приспосабливают к из­менившимся затратам, когда детерминанта изменения перешагивает определен­ный стоимостной порог, Так, 80% фирм ограничивают максимальное повышение цен 15% или меньше.

Изменение цены имеет место тогда, когда производитель изменяет свою цену предложения с целью осознанного влияния на рынок. Различают долгосрочное из­менение цен в форме повышения или снижения цен и временное изменение цен в форме ценовых акций (скидки, особые предложения, купоны, бонусные акции). Формой вариации цен выступает также так называемый доходный менеджмент, или управление доходом, где речь идет не только о сбытовом эффекте, но и о дина­мическом повышении дохода через оптимальную загрузку имеющейся мощности.

Долгосрочное изменение цен имеет силу длительное время, временное — корот­кое. Изменение цен имеет огромное значение, которое в литературе по теории цены, оперирующей преимущественно статичными моделями, часто недооцени­вается. Оптимальная цена, разыскиваемая в такой литературе, базируется на со­вокупности данных, которые на практике постоянно изменяются, так что ценовая политика, за исключением только момента входа предприятия на рынок, представ­ляет собой, в принципе, политику постоянного изменения цен.

Такая политика изменения цен ориентируется скорее на краткосрочный пери­од. Она может (должна или нет) строиться на долгосрочно-стратегических сооб­ражениях очередности цен в течение жизненного цикла продукта. Изменение цен часто проводится в определенном ритме (например, один раз в неделю, квартал или год). При этом необходимо решить, можно ли изменить цену, когда, как час­то, как сильно, чтобы достичь краткосрочной или долгосрочной ценополитиче-ской цели. В качестве дополнительного фактора влияния выступает прежняя цена, так как она фигурирует как справочная цена для реакции как покупателей, так и конкурентов и одновременно затрагивает собственное ценовое простран­ство в будущем.

Изменение существующей цены может вызывать различные противоположно протекающие эффекты, оценка которых обязательна. Рассмотрим их.

Эффект уровня цены. Этот эффект связан с эластичностью спроса и ее влия­нием на выручку и прибыль. При повышении цены клиенты ограничивают свои покупки или переходят к другим продавцам. Это связано с ограничением бюд­жета на приобретение данного блага. Тем не менее выручка и прибыль могут повыситься, если ценовой эффект превышает количественный эффект. Пред­посылкой для этого является неэластичный спрос. При снижении цены появля­ются новые клиенты, больше покупают старые клиенты, в результате выручка и прибыль повышаются. Предпосылкой для этого является эластичный спрос. При­чиной роста сбыта является также так называемое ускорение покупок, которое означает как покупку в большом количестве, так и перенос покупок на более ранний срок.

Эффект справочной цены. Нередко краткосрочные ценовые акции ведут к экст­ремальному повышению сбыта. За это в основном ответственна справочная цена, которая усиливает эффект уровня цены и которая возникает (согласно те­ории перспективы и теории адаптационного уровня) потому, что клиенты срав­нивают новые цены со старыми. Б соответствии с этим при снижении цены у клиентов возникает мысль о возможной благоприятной покупке, а при повыше­нии цены развивается временное ценовое сопротивление. Оба эффекта при дол­госрочном изменении цен через определенное время исчезают, если посредник ценового восприятия (справочная цена) приспособился к новому уровню. Это также не исключается и при временном снижении цен, если оно производится слишком часто (эффект ценового ожидания). Эффект справочной цены при сни­жении цен может поддерживаться ценополитическимя мероприятиями, напри­мер ценовой оптикой. Эффект справочной цены, возникающий при снижении или повышении цен, может быть различным, т. е. асимметричным. Согласно тео­рии перспектив, при снижении цены следует ожидать, что его влияние будет сла-бее, чем при повышении цены. Практически важным является вопрос о направ­лении эффекта справочной пены с увеличением изменения цен, на который мож­но ответить только эмпирически.

Эффект «каниибализации». Позитивный эффект повышенной справочной цены при снижении цены может через эффект <<каннибализации» привести к потере сбы­та в другом месте собственного предприятия. Причин для возникновения этого эффекта несколько. Во-первых, это покупки продукта клиентами «впрок», что ока­зывает отрицательное влияние на его будущий сбыт. Это особенно характерно для краткосрочных ценовых акций, так как клиенты знают, что цены на этот продукт после акции повысятся. Во-вторых, может наступить негативный эффект по дру­гим продуктам из ассортимента предприятия, если клиенты в результате значи­тельного снижения цены данного продукта покупают отныне этот продукт, яв­лявшийся до сих пор для них слишком дорогим, вместо других, ранее покупаемых из продуктового ассортимента предприятия (например, автомобили различных це­новых классов). В общем, здесь возникает проблема ценовых линий, которая мо­жет быть решена, если цены всех взаимозамещаемых предлагаемых артикулов бу­дут приведены к определенным соотношениям. Аналогично при повышении цены потеря сбыта происходит через «миграцию» покупателей к низкоценовым артику­лам в собственной продуктовой программе. Если повышения цен ведут к «мигра­ции» клиентов к конкурентам, то это «каннибализирует» также комплексные по­купки этих клиентов.

Эффект ожидания цены. Если изменение цены вызывает у покупателей ожи­дание дальнейшего движения цены, то может наступить эффект ценового ожида­ния, который может негативно или позитивно повлиять на будущий объем сбыта продукта. При ожидании дальнейшего снижения цен некоторые покупатели сдви­гают покупки на будущее время. Это наблюдается по инновационным благам, от­носительно которых применяется стратегия «снятия сливок». Но если проводить слишком активное снижение цен, то эта стратегия может не принести желаемого результата. При ожидании дальнейшего роста цен происходит скупка блага, что, с одной стороны, ослабляет эффект уровня цены, с другой — наносит вред буду­щему сбыту. При ожидании ценовой акции в дальнейшем приобретение блага приостанавливается вплоть до следующей ценовой акции. Цена акции, таким об­разом, «мутирует» все больше к нормальной цене (например, кофе в зернах). В этом отношении ценовая акция может рассматриваться как завуалированная форма снижения цены, при которой эффект справочной цены удерживается доль­ше, чем при длительном снижении цены. С другой стороны, воздействие времен­ных ценовых акций в связи с их частотой (множеством) падает, так как при этом уменьшается эффект изменения цены.

Эффект сегментирования. Краткосрочные ценовые вариании предоставляют ценозаинтересованным покупателям шанс приобрести ценоблагоприятные по­купки. В этом отношении ценовые акции представляют собой вид ценовой диф­ференциации и ценового сегментирования, при котором «охотники за особыми предложениями» пользуются более низкими ценами, чем те клиенты, которые меньше наблюдают за ценами. Но одновременно с такой политикой цен можно вызвать нелояльность покупателей, если цена акции длительно становится главным критерием выбора предприятия (продавца). С другой стороны, ценовые ак­ции вполне могут краткосрочно влиять на связывание покупателей, потому что они нейтрализуют соответствующие акции конкурентов и создают у покупателей благоприятный ценовой имидж предприятия.

Эффект конкуренции. Изменение цены производителем изменяет, по меньшей мере, краткосрочно ценовую структуру на рынке и конкурентные позиции всех конкурентов. Конкуренты одного рынка часто действуют в различных ценовых сегментах, внутри которых конкуренция господствует сильнее, чем между сег­ментами. Более подробно этот эффект будет рассмотрен нами ниже.

  1. Внешнеэкономическое ценообразование в РФ. Мировые цены и цены внешней торговли.

На мировом товарном рынке торговые операции осуществляются на основе мировых цен. Использование мировых цен обусловлено наличием различных цен на однотипные товары в разных странах. С теоретической точки зрения мировые цены представляют собой денежное выражение интернациональной стоимости товаров, реализуемых на мировом товарном рынке. Интернациональная стоимость – это общественно необходимые затраты труда на производство товара при среднемировых общественно нормальных условиях производства и среднемировом уровне производительности и интенсивности труда. Процесс формирования мировых цен достаточно сложен, и на практике мировой называют цену на определенный вид сырья продукции, товара, на основании которой реализуется значительный объем этой продукции (товаров) в международной торговле с платежом в свободно конвертируемой валюте. Мировыми ценами считаются:

реальные цены крупных экспортных или импортных сделок, совершаемые на ведущих (основных) рынках данного вида сырья, продукции, товаров;

цены, признанные на определенный период времени организациями, ведающими международной торговлей;

цены сделок, носящих регулярный характер на мировом товарном рынке;

средние значения цен на один и тот же вид сырья, продукции, товаров, рассчитанные по сделкам рынков разных стран.

Мировые цены обслуживают торговые сделки между странами и крупными фирмами разных стран.

Цены стран-экспортеров определяют уровень мировых цен по сырьевым ресурсам, например пушнина – цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукциона; пшеница – экспортные цены Канады; нефть – экспортные цены стран – членов ОПЕК; чай – цены аукционов Калькутты, Лондона; цветные металлы – цены Лондонской биржи цветных металлов и экспортные цены Канады.

По готовым изделиям и товарам решающую роль в формировании уровня мировой цены играют цены ведущих мировых производителей, специализирующихся на их изготовлении и реализации. Нужно отметить, что по сырьевым ресурсам определение мировой цены не представляет трудности (достаточно использовать 2–3 показателя), тогда как определение уровня цены на готовые изделия и товары достаточно проблематично, что связано с большим количеством фирм, реализующих аналогичные товары, их число доходит до 10–20.

Таким образом, на уровень мировых цен решающее влияние оказывают основные поставщики на внешний рынок. Мировые цены могут значительно отличаться от внутренних цен стран, так как: во-первых, имеют разную стоимостную основу в силу различных условий и объемов производства, конъюнктуры рынка; во-вторых, из-за различия между формированием цен на сырье и товары, предназначенных для экспорта и для внутреннего потребления (пошлины, налоги).

Формирование мировой цены проходит в три этапа. Первый – от производителя на рынок. На этом этапе уровень цены зависит от факторов производства (издержки, прибыль).

На втором этапе происходит обращение на рынке, и здесь на уровень цен влияют соотношение предложения и спроса, объемы поставок, индивидуальные цены предложения, эластичность спроса.

На третьем этапе – от рынка к потребителю уровень цен зависит от условий заключенных сделок и поставок.

Мировые цены являются основой определения цен внешнеторговых операций. Классификация цен внешней торговли представлена в табл.

Таким образом, в процессе международной торговли складываются цены фактических сделок, информация о которых является довольно закрытой, и получить ее можно только по специальным каналам (счетам, контрактам). Цены фактических сделок отражают реальный уровень рыночных цен, и в них учтены все факторы: условия поставок, продолжительность сделки, способ фиксации цен, страна-покупатель (экспортер или импортер) и т. д.

Внешнеторговые (экспортные, импортные) цены
Внешнеторговые цены – это цены по поставкам импортируемой и экспортируемой продукции.
Экспортные цены – цены производителей или торговых посредников, поставляющих отечественную продукцию на мировой рынок. Экспортная цена состоит из оптовой цены промышленности, надбавок, скидок, транспортных расходов, расходов на страхование и хранение, экспортной пошлины с учетом перевода в валюту страны экспорта по действующему курсу.
Импортная цена – цена приобретения продукции на внешнем рынке (за рубежом). Импортная цена состоит из импортной стоимости товара с учетом таможенных пошлин, валютного курса и расходов на реализацию на внутреннем рынке.
Мировые цены – цены, складывающиеся на мировом рынке с учетом спроса, предложения и валютного курса. Мировая цена состоит из международных издержек производства продукции и соотношения совокупного спроса и предложения.
При формировании внешнеторговых цен на сырье главную роль играет соотношение между спросом и предложением на данный вид сырья на мировом рынке.
Характерная особенность мирового рынка сырья заключается в том, что на один и тот же вид сырья могут устанавливаться различные цены, которые зависят от:
1. специфических особенностей региона;
2. используемых валют;
3. соотношения между спросом и предложением;
4. скидок для различных категорий покупателей.
На мировой рынок сырья большое влияние оказывают государство и государственные органы. Иногда для формирования цен на те или иные виды сырьевых товаров государства-производители объединяются в ассоциации. В ассоциации могут объединяться как потребители, так и производители сырьевых товаров.
Цены на продукцию обрабатывающей промышленности складываются на основе экспортных цен крупных компаний, которые являются главными поставщиками этой продукции на мировой рынок. Такие экспортные цены в свою очередь формируются исходя из цен на эти же товары на внутреннем рынке.
С учетом существующих на данный момент во внешней торговле базисных условий при установлении оптимального уровня цен фирмы экспортеры используют два метода их расчета:
1.затратный, с ориентации на затраты и получение плановой для продавца прибыли;
2. конкурентный (административный), с ориентацией на цены основных конкурентов, занимающих лидирующее положение в определенном сегменте рынка с конкретной продукцией.
Любая фирма, планируя приобрести необходимую продукцию за рубежом, предварительно изучает всю публикуемую информацию о ценовой и технической характеристике этой продукции, степень насыщенности рынка, его сегменты, тенденции изменения цен путем сопоставления их с ценами различных конкурирующих между собой компаний, с качеством продукции, стоимости обслуживания и т. д.
В общем виде под экономической эффективностью использования импортируемого товара следует понимать отношение экономического результата от использования этого товара к материальным, трудовым и финансовым затратам на его приобретение и стоимости эксплуатации.
Если предметом импорта являются товары народного потребления, то они могут оцениваться импортером с точки зрения потребительского эффекта, его полезности, заменяемости аналогичной отечественной продукцией, возможности его транспортировки и хранения, степени соответствия цены покупательскому спросу и др.

Внешнеторговые контракты на поставку товаров заключаются на основе национальной валюты одной из сторон или в какой-либо меж­дународно признанной валюте третьей страны. С 2002 г. эта валюта — евро. Покупательская способность единицы национальной валюты разных стран различна.

Чтобы установить цены и производить расчеты во внешней торгов­ле, используют курс национальных валют.

Валютный курс это цена денежной единицы одной националь­ной валюты, выраженная в денежных единицах другой страны. Курсы национальных валют очень подвижны, гораздо в большей степени, чем это могло бы быть обусловлено изменениями в эффек­тивности экономики отдельных стран.

На курс валюты страны влияет состояние ее платежного баланса, обострение инфляции внутри страны, спрос и предложение на дан­ную валюту, политическая и военная ситуации. Страны, националь­ная валюта которых устойчива и свободно конвертируема, обладают преимуществом во внешней торговле.

Цены во внешнеторговых сделках из-за резких колебаний курсов валют подвержены валютным рискам.

Валютные риски для импортера состоят в повышении курса ино­странной валюты в промежутке времени между датой заключения контракта и днем платежа, так как платеж производится по курсу на день платежа валютой, указанной в контракте. Валютные риски для экспортеров заключаются в падении курса иностранной валюты в течение времени между получением или под­тверждением заказа на продукцию для экспорта и днем получения оплаты на поставку.

Во внешнеторговых контрактах применяются защитные валютные и многовалютные оговорки. Валютный курс в целом как экономическое явление служит сред­ством достижения эквивалентного международного обмена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.