Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Герменевтика




— 1) теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»); 2) течение в философии 20 в.

Хотя история герменевтики может быть прослежена через Средневековье до античности, понятие герменевтики в его современном значении восходит к Новому времени. Революционный шаг в становлении герменевтики как самостоятельной дисциплины сделан Шлейермахером, принципиально расширившим сферу подлежащих истолкованию текстов: для Шлейермахера - это «учение об искусстве понимания» письменных документов вообще. Задачу герменевтики составляет прояснение условий, делающих возможным уразумение смысла того или иного текста. Всякий письменный документ, по Шлейермахеру - это языковое обнаружение, имеющее двойную природу: с одной стороны, он — часть общей системы языка, с другой — продукт творчества некоторого индивида.

Важным этапом становления герменевтики была «философия жизни» Дильтея, в рамках которой герменевтике приписывается особая методологическая функция. Дильтею принадлежит заслуга систематического развития тезиса, согласно которому, «понимание» есть не частный аспект теории познания, но фундамент гуманитарного знания («наук о духе») вообще. Это положение Дильтея, однако, было подготовлено интенсивными дискуссиями в исторической (И.Г.Дройзен) и филологической (А.Бёк) науке второй половины 19 в. Дройзен, в частности, обратил внимание на методологический изъян, препятствующий историографии стать наукой. Методом исторического познания, по Дройзену, должно стать «понимание».

Превращение герменевтики в философию связано с именем Хайдеггера, который стал рассматривать «понимание» не в гносеологическом, а в онтологическом плане, т.е. не как способ познания, а как способ существования. В экзистенциальной аналитике, развиваемой им в работе Бытие и время (1927), «понимание» выступает как одна из основных характеристик человеческого бытия (Эа^ет). Последнее есть то место в бытии, в котором возможна постановка вопроса о смысле последнего.

Человеческое бытие, т.о., изначально находится в ситуации понимания. Задача герменевтики состоит в истолковании этой ситуации. Эти положения легли в основу концепции философской герменевтики Гадамера, представляющей собой, по меткому выражению Поля Рикёра, результат «прививки» экзистенциальной феноменологии к традиции герменевтики как теории и практики истолкования текстов.

Для Гадамера, как и для Хайдеггера, понимание есть форма первичной данности мира человеку. Оно не просто лежит в основе нашего отношения к тем или иным текстам, но в основе нашего отношения к миру. Хайдеггеровскими размышлениями о языке, развитыми им в работах 1930-1950-х, инспирирована и выдвигаемая Гадамером философия языка. Именно благодаря языку традиция существует как живой континуум. В медиуме языка становится возможным то, что Гадамер называет «действенно-историческим сознанием»: понимаемое нами произведение, сколь бы исторически далеким от нас оно ни было, вступает с нами в диалог и тем самым оказывается частью «события традиции» (равным образом частью этого события является и наша интерпретация).

Превращению герменевтики в философию противостоит привычный подход, согласно которому герменевтика была и остается теорией и методологией истолкования текстов. Такую методологию, опираясь на основополагающие тезисы Шлейермахера и Дильтея, разработал Э.Бетти, последователи которого энергично полемизируют с Гадамером, усматривая в его концепции апологию субъективизма.

 

47. Марксистская философия возникла в середине XIX века и оставалась влиятельным

течением в мировой философской мысли до 90-х годов XX века. Ее основоположниками

явились немецкие мыслители Карл Маркс (18181883) и Фридрих Энгельс (18201895). По

своей сути она является философией диалектического материализма, с присущими ей

особыми принципами объяснения и понимания бытия мира, человеческой истории и их

развития. Как мы видели из предыдущих лекций, развитие философской мысли и

выражается в изменении принципов философствования.

Необходимо отметить, что марксистская философия подвергла радикальному пересмотру

сложившиеся традиции и принципы в Европейской философии к середине XIX века.

Не было ни одного течения в философии, которое не подвергалось бы критике

основоположниками диалектического материализма, инкриминируя им общий грех с их

точки зрения они были или недостаточно научными, или ненаучными вовсе.

В марксистской философии сформулирован исходный принцип понимания задачи новой

философии, который во многом определили ее черты: прежние философы лишь

различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.

В своей философии они видели орудие революционного, радикального изменения мира.

Но прежде чем изменять мир, его необходимо объяснить и познать. Поэтому они

вырабатывают адекватные этой задаче теоретические принципы своей философии, то есть

марксистской философии.

Они считают, что основным вопросом философии является вопрос о соотношении

материи и сознания, бытия и мышления. Те философы, которые признают первичность

материи, природы, бытия, как мы знаем, являются материалистами.

Марксистская философия исповедует принцип материализма, хотя новый материализм

отличается от предыдущих форм материализма, например, материализма французских

философов или антропологического материализма Л. Фейербаха. Любая форма

материализма исходит в объяснении бытия мира из самого мира.

 

48. Франкфуртская школа — критическая теория современного (индустриального)

общества, разновидность неомарксизма. Основные представители: Тео дор Адорно, Макс Хоркх аймер, Гербер т Маркузе, Эрих Ф ромм, Вальтер Беньямии, Франц Леопольд Н ейман, Фрид рих По ллок, из «второго поколения» — Юрген Хабермас, Оскар Нег т. Термин «Франкфуртская школа» является собирательным названием, применяемым к мыслителям, связанным с Институтом социальных исследований в Фран кфурт е-на- Майне; сами представители критической теории никогда не объединяли себя под таким наименованием.

Франкфуртская школа возникла на базе Института социальных исследований (1тШШ/пг 8о21а1/отсИип§) при Университете Франкфурта-на-Майне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.