Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность предложения. Концепция ценовой эластичности применима также и к предложению продуктов




 

Концепция ценовой эластичности применима также и к предложению продуктов. Мерой реакции производителя на изменение цены на продукт является эластичность предложения по цене.
Коэффициент ценовой эластичности предложения ЕL рассчитывается так же, как и коэффициент ценовой эластичности спроса Еc,,только вместо величины спроса в числителе берется величина предложения.
процентное изменение количества предлагаемой продукции
Ec= --------------------------------------------------------------------------------
процентное изменение цены
Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, или фактор времени. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменяется объем производства и тем больше эластичность предложения.
При анализе влияния фактора времени на эластичность предложения, экономисты различают следующие рыночные периоды: 1) кратчайший – период, недостаточный для изменения объема выпускаемой продукции. Поэтому предложение в этом периоде является неэластичным; 2) среднесрочный – период, достаточный для расширения или сокращения производства на существующих площадях. Поэтому предложение в этом периоде является более эластичным; 3) долгосрочный – период, достаточный не только для расширения или сокращения существующего производства, но и для вступления на рынок новых или ухода с него ранее действовавших предприятий. Поэтому предложение в долгосрочном периоде более эластично, чем в предыдущих периодах.
Концепция ценовой эластичности предложения имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара. Сумма налога распределяется между потребителями и производителями. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую - потребители.
В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса - потребителем. В случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-заменители. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее, что учитывается правительством в осуществлении своей налоговой политики.

 

27/Понятие конкуренции

Движущей силой прогресса в рыночной экономике является конкуренция (лат. concurrere – бежать вместе), под которой понимается соперничество между субъектами рыночного хозяйства за выгодное положение и лидерство на рынках. Так, продавцы стремятся привлечь покупателей рекламой, качеством обслуживания, широким ассортиментом и добротным качеством товаров и услуг, добиваясь увеличения своей доли в объеме покупок. Конкуренция покупателей ведется за выбор качественных товаров по доступным ценам и проявляется в наличии очередей за покупками.
Главная сфера конкурентной борьбы - это производство товаров или конкуренция товаропроизводителей. Именно в производстве закладываются преимущества издержек, а значит, по возможности и снижения цены. Фирмы, лидирующие по качеству товаров и ценам, занимают ведущее положение на рынках. Гонка за лидером вынуждает соперничающие фирмы разрабатывать и внедрять новшества в технологиях производства, обновлять ассортимент, искать новые каналы и формы сбыта. Так конкуренция способствует научно-техническому прогрессу, росту производительности общественного труда.
Пик конкуренции определяется состоянием рыночной среды, т.е. числом конкурирующих фирм, стандартами качества продукции, свободой или ограничениями на бизнес в данной отрасли, свободой информации и ее доступностью. В таблице дана характеристика основных типов конкурентной среды на рынках.
Для потребителей и общества в целом предпочтительна свободная конкуренция, способствующая росту качества жизни и экономическому прогрессу. Потому в большинстве стран с рыночной экономикой действует законодательство, благоприятствующее добросовестной свободной конкуренции и ограничивающее проявление монополизма.
Благотворное влияние конкуренции заключается в достижении:
1.равновесной цены, имеющей тенденцию к снижению по мере роста производительности общественного труда;
2.многообразия товаров и разнообразия потребностей и вкусов, что способствует улучшению качества жизни населения;
3.экономии в расходовании ограниченных ресурсов, в нахождении более выгодных сфер и отраслей приложения капитала.

 

28/Основные модели рыночной конкуренции

Рыночные условия Типы рыночного поведения
Свободная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Число конкурирующих фирм Большое Среднее Несколько крупных одна
Требования к качеству товаров и услуг Стандартные Наличие особых качеств Фирменное качество Приоритет технологии, уникальность продукции
Условия открытия бизнеса Свобода предпринимательства Ограничения на бизнес Большие затруднения на бизнес Недоступность отрасли для бизнеса
Характер рыночной информации Открытость и доступность Ограничения и коммерческие секреты Фирменные информационные системы Закрытость и доступ по разрешению или по закону
Равносильная позиция потребителей Суверенитет потребителя Организации потребителей Олигопсония, законы о защите прав потребителей Монопсония, законы об ограничении монополий
Характер конкуренции Совершенная (чистая) конкуренция Несовершенная конкуренция, необходимость общественного и государственного регулирования
Примеры Рынок продовольствия Рынок одежды, обуви, мебели Рынок автомобилей, тракторов, телевизоров Рынок газа, электроэнергии, железнодорожных перевозок

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.