КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная ситуация развития человека на разных стадиях онтогенеза
Онтогенез - развитие индивида на протяжении его жизни. Развитие ребенка в онтогенезе происходит при целенаправленном включении его в систему задаваемой деятельности, конкретные типы и виды которой соответствуют особенностям детских возрастов. В типах деятельности проявляются 2 стороны: предметно-практическая и деятельность, направленная на развитие взаимоотношений. Важнейшим компонентом соц образований растущего человека выступает формирующаяся позиция «я». Соц развитием обусловливается возможность перехода ребенка на каждый следующий этап онтогенеза. Присвоение социального опыта создает основу для формир-я новой соц позиции растущего человека, изменяя его ценностные ориентации, мотивы, потребности. Разноуровневое состояние социальной зрелости, фиксирующее главные узлы развития личности, отражается на 3х этапах онтогенеза. Рассматриваемые рубежи фиксируют уровневые изменения в социальной зрелости, в процессе социализации — индивидуализации, которые обеспечивают развитие позиции растущего человека как субъекта отношений субъект-объектных и субъект-субъектных, I. До 3х лет, происходит социализация в форме освоения наличия других. овладение общественно выработанными способами потребления доступных вещей обостряет стремление выйти за пределы непосредственных обиходных отношений, приводя трехлетнего ребенка к осознанию наличия своего «я», создавая новую позицию «я и общество». II. С трех лет, когда ребенок, проявляет первые моменты самоутверждения («я сам»), вступая в отношения «я и другие», осваивая нормы человеческих отношений, фиксируя и пытаясь (с 6 лет) ориентироваться на оценку общества. У 6—9-летнего ребенка происходит формир произвольности психических процессов, внутреннего плана действий, рефлексии на собственное поведение, что обеспечивает развитие потребности ребенка в получении признания других людей. III. С 10 лет подросток стремится утвердить свое «я» в системе общественных отношений. Этап социализации отличается наиболее выраженной индивидуализацией, самоуправлением растущего человека. 10-15 лет - Формирование самосознания в системе общественных отношений, развитие соц активности и ответственности обостряет потребность в обществ признании, что обусловливает развертывание предметно-практической деятельности. 15 до 17 лет - развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии на собственный жизненный путь, стремления к самореализации себя, что обостряет потребность юношества занять позицию определенной социальной группы, гражданские позиции, обусловливая новый узловой рубеж социального движения — «я и общество». Крупные уровни социального развития образуют базовые основания для превращения психических процессов в системообразующие свойства личности, для нового развития имеющихся количественных и качественных показателей, определенного усложнения целей и мотивов, имеющих свои возможности развития, т. е. для дальнейшего развития на более высокой ступени такого особого системного образования, как личность. Наиболее крупными ступенями социального развития личности в период от рождения до зрелости выступают два блока, которые можно условно обозначить как фазы становления личности На первой фазе (от 0 до 10 лет) — фазе собственно детства — происходит становление личности на уровне еще не развитого самосознания. На второй фазе (от 10 до 17 лет) — фазе подростничества — происходит активное формирование самосознания растущего человека, выступающего в социальной позиции общественно ответственного субъекта. Рассмотрение процесса становления личности ребенка в разных периодах онтогенеза показывает, что внутри каждого периода оно проходит через 3 закономерно чередующиеся стадии: 1. Появление тенденций развития опр стороны деят-ти, 2. Максимал реализация развития ведущего типа деятельности. 3. Насыщение ведущего типа деятельности ведет к актуализации другой стороны деятельности. Т.о., развитие личности представляет собой сложный, многофакторно обусловленный процесс, который осуществляется в развертываемой деятельности ребенка, противоречивое взаимопересечение двух сторон которой создает своеобразные узлы социального движения. Являясь основой развития человека как личности, развитие деятельности осуществляется как спиралевидный, постоянно насыщаемый процесс, каждый следующий момент которого снимает и содержит достижения предыдущих периодов, обеспечивая формирование новых образований. При этом расширяется спектр обеих сторон деятельности, которые в сложном взаимодействии и поочередной актуализации обеспечивают появление разных уровней развития личности.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |