КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет №7. Дидактика (Д)(др.-греч.— поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения
Дидактика (Д)(др.-греч.— поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содерж. образования. Ввел нем педагог Ратке, 17 в. Я. А. Коменский в «Великая дидактика». Д. идеи Коменского получили дальнейшее развитие в трудах прогрессивных педагогов 18 и 19 вв. Песталоцци, Дистервега и др., строивших свою теорию обучения на основе принципа природосообразности, учёта психологического развития учащихся. В 19 в. в России цельную дидактическую систему создал Ушинский -показал вред односторонности формального (направленного лишь на развитие способностей, мышления, воображения, памяти учащихся) и материал образования. В совр. Понимании Д - важнейшая отрасль науч знания, кот изучает проблемы образования. Объект Д. -реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях м/у его сторонами, раскрывают сущностные хар-ки структурных и содержательных элементов процесса обучения. Предмет Д. – двухсторон. процесс взаимодействия м/у преподаванием и обучением базовые понятия Д.: Обучение - целенаправленное, заранее запроектирован общение, в ходе кот осущ образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества. Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, для формир у них ЗУНКОВ Знания –отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умение –готовность сознательно и самостоят выполнять практич и теоретич действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки –компоненты практич деят-ти, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. Образование — процесс и результат усвоения знаний и развития умственных способностей. Образование обращено к интеллекту и дает человеку возможность сформировать систему знаний о мире. Д. высшей школы - наука о ВО и обучении в ВШк Педагогич процесс —способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Д. ВО призвана решить проблемы: 1. Обоснование специфич целей ВО. 2. Обоснование соц. функций ВО.и содержания образования. 4. Научное обоснование способов конструирования пед процесса в высшей школе и осущ-я учеб. Деят-ти. 5. Опр-е оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения и др. Одна из задач Д.- установление закономерностей обучения =› процесс обучения более осознанный, управляемы, эффективный. Д. закономерности обучения - объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи м/у составными частями, компонентами процесса обучения. Внеш закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: соц-эк, полит ситуации, уровня культуры, потребностей общества в опр типе личности и уровне образования. Внутренние закономерности ВО- связи м/у его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами, т.е. это зависимость между преподаванием, учением, и изучаемым материалом. Например: Обучающая деятельность преподавателя носит воспитывающий характер. Зависимость между взаимодействием преподавателя и студента и результатами обучения. Прочность усвоения учебного материала зависит от систематич. повторения изученного. Развитие умственных умений и навыков студентов зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств. Концепция построения ВО на Д. уровне: - Содержание программ. материала должно отражать науч истину, совр состояние науки, связи с жизнью, - Систематически создавать проблем. ситуации, соблюдать логику познават процесса. сочетание слова и наглядности, использование совр. технич. средств обучения, развитие воображения, технич мышления как основы творч деят. - сочетание обучения с воспитанием, - формир познавательных потребностей и творч активности. - учитывать индивид. и возрастные особенности студентов при проектировании каждого занятия. - Последовательность в обучении, - Систематич учет и контроль знаний, их качества и применения на практике. - Перегрузки студентов учебными занятиями недопустимы В совр. Д. принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие пед. деят. и учеб. процесс, как способы достижения пед. целей общедидактические принципы обучения ВШк: - Сознательность и творческая активность студентов при руководящей роли преподавателя. - ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста; - соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий); - оптимал сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе; - рациональное применение совр методов и средств обуч на различ этапах подготовки специалистов; - соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их проф деятельности; обеспечение их конкурентоспособности.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |