КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет №5. Проблема и трактовки возрастных кризисов развития
Проблема и трактовки возрастных кризисов развития. Возрастные кризисы — теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С. Выготского, возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский. Возрастной кризис - понятие, обозначающее переход ребенка к качественно новому этапу в развитии. То есть фактически ребенок меняется – старая окружающая среда (ситуация) остается. Чтобы указать взрослым, что ему необходимы новые условия для существования, ребенок «становится» капризным. В пример можно привести кризис года, когда ребенку уже необходима самостоятельность (он ходит, начинает манипулировать столовыми приборами, говорить), а мама продолжает его удерживать и чрезмерно опекать. Таким образом ситуация остается неизменной и уже не отвечает требованиям ребенка, что вызывает приступы негативизма последнего. Возрастных кризисов пять: • Кризис рождения • Кризис 1 года • Кризис 3 лет • Кризис 6-7 лет (поступление в школу) • Кризис подросткового возраста (примерно 13 лет)
1.Профессионально-педагогическая деятельность в высшей школе: содержание и формы труда и варианты профессиональной специализации. Взаимодействие педагогической науки с общественными, естественными, техническими науками - проблема многоаспектная. Ее разработку следует вести на теоретическом, методологическом, прикладном уровнях. Необходимы технология, методика, техника, организация, правовые и контрольные механизмы внедрения межнаучных подходов в решении теоретических и прикладных проблем. Сегодня даже трудно представить, какими должны стать высшее профессиональное образование специалистов инженерного профиля и, соответственно, инженерно-педагогическая подготовка преподавателя технического вуза. Интеграция знания социально обусловлена изменениями в сфере науки, образования, техники, технологии, экономики производства. Эти процессы вызывают необходимость адекватных изменений в формировании содержания подготовки преподавателей высшей школы. Педагогическое знание - чрезвычайно открытая система, имеющая выход на все виды человеческой деятельности. Оно является составляющей частью организаторской, хозяйственной, социально-экономической деятельности, что способствует педагогизации всех сфер материальной и духовной жизни общества. В свою очередь, мощным синтетическим потенциалом обладает техническое знание. Это в немалой степени связано с социальной и социально-педагогической направленностью его объекта - техники, входящей многими своими сторонами в жизнь общества. Представляется очевидным выделение в структуре технического знания (наряду с естественным, социальным) и технико-педагогического - как разновидности социально-технического знания. Ведущие направления интеграции педагогического, технического и технологического знания: 1. Науковедческое направление: взаимодействие педагогического, технического и технологического знания в понятийно-категориальном аппарате дисциплин (инженерная педагогика, инженерная психология, техническая дидактика) функций связующего узла, стягивающего в едином гносеологическом поле (пространстве) все линии синтеза, имеющие место в содержании данных дисциплин. 2. Структурно-морфологическое направление: взаимодействие педагогического, технического и технологического знания в процессе проектирования, конструирования и создания кибернетической и дидактической техники. 3. Технологическое направление: взаимодействие педагогического, технического и технологического знания при эксплуатации технических средств обучения, в том числе и компьютерных. 4. Содержательное направление: использование технического знания как образовательного компонента. В таком случае отношения между педагогическим, техническим и технологическим знанием строятся по схеме “средство - содержание”, где роль средства играет педагогическое знание, а содержания - техническое знание. Инженерная педагогика интегрирует все элементы профессионально-педагогической подготовки преподавателя: технические, технологические, педагогические, социологические, культурологические, биологические знания. Все они входят в поле профессионально-педагогической деятельности преподавателя. Междисциплинарные связи позволяют глубже и с разных сторон изучать технические системы, анализировать педагогические, психологические явления, ситуации и принимать компетентные решения. Вместе с тем новая концепция профессионального образования определила и новые, дополнительные цели подготовки преподавателя технического вуза - овладение человековедческими знаниями: - педагогическими; - психологическими; - социологическими; - биологическими - необходимыми для высокопрофессиональной педагогической деятельности. Отсюда определяется наше первое исходное положение в подготовке преподавателя технического вуза - профессиональную компетентность преподавателя технического вуза определяют фундаментальная инженерная подготовка с учетом современных новаций и профессионально-направленная психолого-педагогическая подготовка. Второе исходное положение - цель профессионально-педагогической подготовки преподавателя технического вуза исходит из общей цели инженерного образования, и психолого-педагогическая подготовка преподавателя интегрируется в систему высшего инженерного образования, дополняя и развивая его. Третье исходное положение, органически вытекающее из предыдущих положений - преподавателю технического вуза нужен не педагогический “ликбез”, когда знания излагаются “от параграфа к параграфу” по классическим учебникам педагогики и психологии без необходимой их профессиональной направленности на конкретные виды педагогической деятельности, ее функции, на решаемые преподавателем задачи подготовки будущего специалиста. Главным в отборе и структурировании содержания психолого-педагогической подготовки выступает деятельностный подход, ориентированный на целостное представление о педагогической деятельности, ее функциях, и решаемые образовательно-воспитательные задачи, отношения и способы общения. Отсюда становится понятной конечная цель, от которой мы идем к определению содержания психолого-педагогической подготовки преподавателя - овладение системой знаний, умений и навыков выполнения разнообразных функций, видов педагогической деятельности (проектировочная, конструкторская, гностическая, коммуникативная, организационно-управленческая и др.). Через конечные цели подготовки преподавателей мы выходим к цели подготовки студентов как будущих специалистов - формированию системы технических знаний, профессиональных умений в области инженерной деятельности, личности будущего специалиста средствами учебного предмета и всей педагогической деятельностью преподавателя. Психолого-педагогическая подготовка преподавателя технического вуза имеет целевой характер, то есть ориентацию не на классическую систему педагогических и психологических знаний, а на структуру и содержание, определяемые целями инженерного образования, спецификой образовательно-воспитательного процесса в техническом вузе. Ожидаемыми и возможными результатами профессионально-педагогической деятельности преподавателя являются изменения в личности студента как будущего специалиста в его направленности (потребности, интересы, ценностные ориентации, убеждения, установки, мотивы); в образованности (знания, умения, навыки, разносторонние интеллектуальные интересы, стремление и умения постоянно обогащать свои знания), воспитанности (нравственная, эстетическая, физическая, трудовая); социализированности (готовность к активной профессиональной и социальной деятельности, к продолжению образования, интериоризация социальных норм и ценностей, успешная самореализация); культуре (интериоризация культурных ценностей человека, культура интеллектуальная, экономическая, экологическая, культура умственного и физического труда, культура общения и поведения). Вершиной ожидаемых и возможных результатов является профессиональная компетентность специалиста.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |