Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 3. Система высшего образования еще не готова к социально-экономическим преобразованиям




  1. Система высшего образования в Украине.

Система высшего образования еще не готова к социально-экономическим преобразованиям. Это ведет к тому, что система высшего образования становится не конкурентоспособной. Нашей стране удалось сохранить систему образования, которая является одной из самых лучших, самых мощных в мире. Говоря о трансформировании данной системы, нужно в первую очередь думать о сохранении того мощного научного потенциала, накопление которого продолжается на протяжении многих веков, о сохранении традиций передачи знаний. Но как раз здесь и возникает противоречие, с одной стороны, нужно сохранить существующую систему высшего образования, но с другой - социально-экономические отношения в стране диктуют необходимость внесения изменений в систему для ее сохранения.

Моноуровневая система высшего образования - это совокупность одноэтапных унифицированных образовательно-профессиональных программ, ориентированных на массовую подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Многоуровневая система высшего образования - это совокупность последовательностей, каждая из которых составлена, из преемственных образовательно-профессиональных программ с резко усиленным образовательным компонентом на I-II уровнях и множественностью программ профессиональной подготовки на основе одного базового образования. Переход с одного уровня на следующий характеризует степень образованности.

К высшим учебным заведениям относятся: техникум, колледж, институт, консерватория, академия, университет и прочие. Существует четыре уровня аккредитации (статуса) высших учебных заведений: 1-й уровень - техникум, училище, другие приравненные к ним высшие учебные заведения; 2-й уровень - колледж, другие приравненные к нему высшие учебные заведения; 3-й и 4-й уровни (в зависимости от результатов аккредитации) - институт, консерватория, академия, университет.

Вводятся три уровня высшего образования:

Первый уровень – бакалавариат (степень "бакалавр").
Второй уровень – магистратура (степень "магистр").
Третий уровень – докторантура (степень "доктор").

Корректными в Болонском процессе признаны две модели:

3 года бакалавриат + 2 года магистратура + 3 года докторантура

Либо 4 года бакалавриат + 1 год магистратура + 3 года докторантура.

Степень "специалист" не вписывается в Болонскую систему.

История: В 1632 году путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы было создано первое высшее учебное заведение в Украине – Киево-Могилянская коллегия.

В середине 80-х гг. проводилась реформа высшего образования. Был реализован курс на целевую подготовку учителей. Начала складываться система довузовской подготовки и отбора абитуриентов. В университетах функционировали юношеские предметные школы, Малые академии наук, факультеты довузовской подготовки.

В 90-е годы продолжала проводиться реформа и наблюдалась тенденция реорганизации крупных педагогических институтов в университеты. Была преодолена государственная монополия в области высшего образования. Открыты вузы с различными формами собственности: коммерческие, частные, совместные, международные.

После обретения независимости (1991) начала формироваться собственная политика, ориентированная на достижение современного мирового уровня, возрождение самобытного национального характера, коренное обновление содержания, форм и методов обучения, приумножение интеллектуального потенциала страны. В настоящее время в Украине действует 15 классических университетов.

  1. Негативные варианты развития личности. Основные факторы психосоциальной дезадаптации в студенческом возрасте.

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Их можно объединить в две большие группы: биологические и социальные факторы.

В настоящее время резко изменилась ситуация развития детства. Напряженная социальная, экономическая, демографическая, экологическая ситуация обуславливает нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающих поколений. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.

Наиболее остро эти тенденции проявляются в подростковом возрасте - остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь.

Подростковый период развития личности характеризуется некоторыми особенностями, которые мы относим к интолерантному поведению: повышенная агрессивность, некритичность мышления, несформированность образа «Я», безответственность, незащищенность, бескомпромиссность. От того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост все возможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его нестандартность и требуют индивидуального подхода в условиях детского образовательного учреждения.

Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации

  • акцентуации характера,
  • особенности эмоционально-волевой и мотивационно-познавательной сферы,
  • опережающее развитие ребенка, делающее ребенка «неудобным» учащимся.

Неустойчивые формы психосоциальной дезадаптации:

  • кризисные периоды развития ребенка,
  • психические состояния, спровоцированные психотравмирующими обстоятельствами (развод родителей, конфликт, влюбленность).

Факторами дезадаптации могут быть и семья и школа.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения централь-.юй нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения голо-зного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых серьезные органические повреждения. Выделяют также так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.