Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категория деятельности в психологии. Строение и регуляция деятельности. Виды деятельности




Билет 11

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива

Действие → деятельность. Метапсихологическим эквивалентом базисной категории «действие» является категория «деятельность». Деятельность есть целокупное самоценное действие. Источником деятельности являются мотивы субъекта, ее целью – образ возможного (в качестве прообраза того, что свершится), ее средствами – отдельные действия в направлении промежуточных целей и, наконец, ее результатом – переживание отношений, складывающихся у субъекта с миром.

Предметное содержание деятельности (предметные компоненты) в деятельности субъекта образуют:

1) мотив – предмет, на который направлена деятельность, или предмет потребности;

2) цель – представление о результате действия (что должно быть достигнуто);

3) условия осуществления деятельности, среди которых важнейшими являются способы достижения цели;

4) цель, данная в определенных условиях, представляет собой задачу деятельности.

Структурные единицы деятельности составляют:

1) отдельная (особенная) деятельность, которая может быть выделена по критерию побуждающих ее мотивов;

2) действия – процессы, подчиняющиеся сознательно поставленным целям; могут быть относительно самостоятельными и входить в разные виды деятельности;

3) операции – способы осуществления действий, непосредственно зависят от условий достижения конкретных целей;

4) выполнение задач осуществляется с помощью действий и операций.

Рис. 1. Структура деятельности

 

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта. Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Об учение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Общение объединяет и сопровождает все вышеуказанные виды.

2. Организация воспитательной работы со студенческой молодёжью

Воспитательный процесс в вузе рассматривается как неотъемлемая часть профессионального и личностного становления будущих специалистов.

Формирование системы воспитания студенческой молодежи в современных условиях осуществляется в сложной и противоречивой ситуации. Социально-экономические преобразования в Украине оказали влияние на все сферы общественной жизни, изменили цель и характер трудовой деятельности, духовно-нравственные и религиозно-мировоззренческие принципы сознания личности, систему ценностей общества и человека.

 

Анализ материалов конференций по указанной тематике, а также результатов научных разработок проблем воспитания студенчества, позволил сформулировать ряд основополагающих концептуальных выводов:

1. Воспитание как целенаправленный процесс социализации личности, является неотъемлемым составляющим звеном единого образовательного процесса.

2. Суть современного понимания воспитания базируется на личностной и культурологической основе: всемерное содействие полноценному развитию личности в неповторимости её облика посредством приобщения к культуре социального бытия во всех её проявлениях; нравственной, гражданской, профессиональной, семейной и т.д.

3. Воспитание – есть интерактивный процесс, в котором достижение положительных результатов обеспечивается усилиями обеих сторон, как педагогов, так и воспитуемых.

4. Воспитательный процесс должен обеспечиваться профессионально подготовленными кадрами.

5. Воспитательный процесс должен строиться на основе учета тенденций и особенностей личностных проявлений студенческой молодежи, а также особенностей личностно-значимой для них микросреды

Основные задачи воспитательной деятельности:

Ø создание единой комплексной системы воспитания студентов, отвечающей по содержанию, формам и методам требованиям государственной политики в области образования и воспитания молодёжи;

Ø сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета;

Ø модернизация традиционных, поиск и разработка новых форм, приемов и методов воспитательной работы, соответствующих времени и новым потребностям студентов;

Ø непрерывное изучение интересов, творческих склонностей студентов, мониторинг сформированности ценностных ориентиров и представлений об избранной профессии;

Ø воспитание у студентов высоких духовно-нравственных качеств и норм поведения;

Ø формирование патриотического сознания и поведения студенческой молодежи, готовности к достойному служению обществу и государству;

Ø создание оптимальных условий в вузе для развития и самореализации обучающихся, оказание им помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого социального опыта;

Ø повышение культурного уровня студенчества, культуры поведения, речи и общения;

Ø организация позитивного досуга студентов университета, поддержка талантливой молодежи, развитие творческого потенциала юношей и девушек;

Ø формирование у будущих специалистов потребности и навыков здорового образа жизни, проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на предотвращение асоциального поведения студенческой молодёжи;

Ø развитие органов студенческого самоуправления, повышение роли студенческих коллективов в учебном процессе и общественной деятельности университета, организация обучения студенческого актива, развитие студенческих инициатив и привлечение будущих специалистов к различным формам социально-значимой деятельности;

Ø гуманизация и демократизация стиля общения и взаимодействия преподавателей и студентов;

Ø организация социально-психологической и психолого-педагогической помощи и поддержки студентов.

Широкое использование в учебном процессе вуза получили такие активные формы обучения как деловые, ролевые игры, конкурсы, викторины, олимпиады, компьютерное тестирование. Расширилась практика индивидуальных заданий студентам.

Воспитание через внеучебную воспитательную деятельность по изучаемым дисциплинам осуществляется преподавателями конкретных учебных курсов с использованием различных форм: тематических вечеров, конкурсов, просмотров кино и видео фильмов, участия студентов в научно-исследовательских и предметных кружках, конференциях, чтениях, клубах и объединениях, встречах с практическими работниками и т. п. Наиболее активно внеучебные формы воспитательной работы по изучаемым курсам используются преподавателями во время проведения Недель (дней) кафедр и факультетов.

В университете работает институт кураторов, закрепленных за определенными студенческими группами. Работа кураторов является составной частью воспитательного процесса вуза. Она направлена на формирование студенческих коллективов, интеграцию их в различные сферы деятельности университета, на создание условий для самореализации обучающихся, максимального раскрытия их потенциальных способностей и творческих возможностей, координацию и коррекцию различных влияний на студентов с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

В соответствии с целями и задачами воспитания студенческой молодежи, воспитательная работа ведется по следующим направлениям:

Ø духовно-нравственное воспитание (например: проведение в межаттестационный период благотворительных акций, сбор различных вещей, игрушек, игр и книг для детей из детских домов, социально-реабилитационных центров и других учреждений социальной защиты);

Ø гражданско-патриотическое воспитание (знакомству студентов с историей, традициями и особенностями развития Севастополя, изучению государственных, общенациональных и региональных символов; формами проведения этой работы являются экскурсии, беседы, встречи, кураторские часы, вечера, организация деятельности кружков и клубов гражданско-патриотической направленности.);

Ø профессиональное воспитание (проведение встреч с практическими работниками в соответствии с профилем факультетов; стимулирование самостоятельного поиска профессиональной информации студентами (рефераты, доклады, КВН, брейн-ринг, олимпиады, диспуты, «круглые столы» и т.п.); подготовка и проведение «Дней кафедр» и «Дней факультетов»);

Ø культурно-эстетическое воспитание, развитие творческого потенциала студентов (проведение различных конкурсов, КВН, фестивалей, ревю, тематических вечеров, праздников, театрализованных представлений и т.п.);

Ø физическое воспитание и формирование здорового образа жизни (организация лечебно-профилактических и санитарно-профилактических мероприятий; эффективное проведение учебных занятий по физической культуре; организация занятий физической культурой, спортом и туризмом в спортивных секциях и группах университета, в командах учебных групп, курсов, факультетов, а также в сборных командах университета по различным видам спорта; проведение массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий во внеучебное время);

Ø организация воспитательной деятельности в студенческих общежитиях (посещение кураторами, организация спортивно-развлекательных центров при общежитиях).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.