КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическая деятельность и педагогические способности. Грани педагогического мастерства
Билет № 16 Положение о том, что педагогическое мастерство (ПМ) высококвалифицированного учителя отличает его труд от менее квалифицированного учителя по своим деятельностным, процессуальным и личностным характеристикам нуждается не столько в доказательстве, сколько в уточнении того, в чем это отличие заключается. Для начала рассмотрим классификацию определений ПМ и кратко суммируем суть их различий: - ПМ - сверхчувственное качество личности учителя; - ПМ - оптимальность средств и методов обучения; Предлагая определения и классификацию по их различиям, заметим сразу, что далеко не во всех случаях взгляд какого-либо автора можно отнести к тому или иному классу, так как не всегда он выражен с достаточной определенностью или вообще отсутствует. Важно заметить, что большинство исследователей под ПМ понимают комплекс свойств или качеств личности, способствующий успешному осуществлению педагогической деятельности. Можно выделить наиболее часто встречающиеся в работах свойства личности учителя, способствующие продуктивности педагогической деятельности: вежливость, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность и т.д. К столь широкому списку профессионально значимых свойств личности учителя, можно еще добавить свойства, выделенные и описанные в работах Ю.П.Азарова, И.А.Зязюна, Н.В.Кузьминой, В.Г.Куценко, Э.И.Моносзона, А.В. Мудрика, В.А.Сухомлинского, А.И.Щербакова, Г.И. Хозяинова - критичность, психологическая эрудиция, мудрость, сердечность, эмоциональная привлекательность, эмоциональная устойчивость, активность, новаторство, социальная смелость и другие. Многие авторы описывают понятие ПМ не только через набор свойств личности, но также через качества, присущие личности учителя: увлеченность своим предметом, уверенность в способности обучать, забота об учениках, убежденность в способностях всех учеников, стремление к профессиональному росту, образность, конкретность, соответствие роли, готовность к инновационной деятельности, ответственность за социальные последствия своих поступков, относительная автономия, готовность к саморазвитию, ориентация на личность ребенка - на зону ближайшего развития, гуманистическая направленность. Очевидно, что расширять список личностных свойств и качеств личности учителя-мастера можно до бесконечности. Неоднозначность понятия ПМ обусловлена тем, что авторы рассматривают конкретную характеристику с разных позиций, и преобладание той или иной характеристики не показывает что у преподавателя ПМ развито в большей или меньшей степени, в данном случае преподаватель должен занимать гибкую позицию. Грани педагогического мастерства – это многообразие умений педагога донести до обучаемого основную суть излагаемого материала. - умения выдвигать проблемные задачи; Следует отметить, что классификация педагогических умений представлена в научной литературе следующим образом: а) познавательные, конструктивные, коммуникативные, информационные, организаторские; б) гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские; в) рефлексивно-перцептивные. При анализе научной литературы наблюдается размытость границ ряда педагогических способностей: способность достигать оптимальных результатов, способность вносить поправки в педагогическую логику, способность " видеть противоречие, а затем находить ему действенное разрешение", способность понимать внутренний мир другого человека, способность к активному воздействию на ученика и т.д.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |