Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические принципы




Содержание семейного воспитания, его цели и принципы.

Вклад Я.А.Коменского в разработку основ дидактики.

Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий».

Аналогичным образом; как <<универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. Теория обучения Коменского построена в соответствии с принципом

природосообразности воспитания.

Термин дидактика применялся в педагогических сочинениях уже в 17 в. Я. А. Коменский в «Великой дидактике» (1657) разработал важнейшие вопросы дидактики: содержание образования, дидактические принципы и правила наглядности, последовательности, природосообразности и др., организацию классно-урочной системы.

Коменский совершил переворот в сложившейся веками практике обучения, противопоставив средневековой зубрёжке новую систему учебной работы, соответствующую возрастным и психологическими особенностям детей. Дидактические идеи Коменского получили дальнейшее развитие в трудах прогрессивных педагогов 18 и 19 вв. И. Г. Песталоцци, А. Дистервега и др., строивших свою теорию обучения на основе принципа природосообразности, учёта психологического развития учащихся. Большое значение они придавали выработке понятий у детей, развитию их активности и самодеятельности, широкому применению наглядности при обучении. В середине 19 в. выделение Д. как теории обучения в особую часть педагогики стало общепринятым (кроме Великобритании и США, где термин «Д.» не применяется, а теория обучения разрабатывается и излагается главным образом в трудах по педагогической психологии).

Впервые в пед. науке дидактические принципы были разработаны Я.А.К. Он назвал их основоположениями, на которых должен строиться весь учебный процесс. По мнения Я.А.К. человек является частью природы, а природа развивается по определенным общим законам и ученый заметил, что принципы можно вывести из общих законов развития природы и жизни человека. Природа готовит материал, прежде чем предать ему форму. Например птица вьет гнездо, откладывает яйца, высиживает птенцов.

Эта связь механическая, но важна идея Я.А.К., что обучение подчиняется общим законам развития природы и человека. Эта идея получила название природосообразности. Я.А.К. разработал принцип наглядности.

 

Общеизвестно, что семья оказывает огромное влияние на формирование

личности и психологических особенностей человека. Семейное воспитание

во многом предопределяет систему потребностей и мотивации взрослого

человека, его восприятие окружающего мира, самооценку и

адаптационный потенциал, конституирующие профиль личности и

впоследствии практически не поддающиеся изменению. В значительной

степени именно под влиянием семейного воспитания формируются

политические предпочтения, установки в профессиональной

деятельности.

Важнейшей средой личностного становления является семья, которую

И. Ильин назвал «первичным лоном человеческой культуры».

Здесь ребенок научается любить (кого и как), верить (во что) и жертвовать

(чему и чем); здесь слагаются первые основы его характера; здесь

открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и

несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого

впоследствии разовьется великая личность, или, может быть, низкий

проходимец. Семья есть первый, естественный и в то же время священный

союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить

этот союз на любви, на вере и на свободе; научиться в нем первым совестным

движениям сердца; и подняться от него к дальнейшим формам человеческого

духовного единения — родине и государству».

Много человеческих трагедий в мире лишь оттого, что родители этих

людей сумели их только родить и дать им жизнь, но не сумели открыть им

пути к любви, к внутренней свободе, вере и совести, то есть ко всему тому,

что "составляет источник духовного характера и истинного счастья». И.

Ильин отмечал, что в некоторые эпохи подобная небрежность,

беспомощность, безответственность родителей существенно возрастают. Это

вызвано, прежде всего «заболеванием и оскудением человеческой

духовности». Семья распадается «не от ускорения исторического темпа, но

вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса», который

подрывает семью и ее духовное единение, лишает ее главного — чувства

взаимной духовной сопринадлежности. Семья — это остров духовной жизни,

исходная ячейка духовности. И если она этому не соответствует, то обречена

на разложение и распад. Поэтому духовный кризис поражает в первую

очередь семью. Если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет прежде

всего в семейной традиции и в семейной жизни. Но раз поколебавшись в

семье, она начинает слабеть и вырождаться во всех сферах человеческого

бытия.

Семейное воспитание — это система взаимодействия,

складывающаяся между родителями, их детьми и другими

родственниками, в процессе которого происходит трансляция опыта,

образование и всестороннее формирование личности.

Ученые отмечают следующие особенности семейного воспитания.

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца

своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и

продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой

воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на

детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь

в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так

как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и

ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему

характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного

возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это

позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и

интеллектуальные возможности.

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей —

его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию

детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их

учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное

внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного

возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже

тогда, когда они уже обучаются в школе.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной

культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения.

Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается

важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и

формирования жизненных планов.

Однако не следует преуменьшать роль в семейном педагогическом

взаимодействии и детей. Дети своим поведением, запросами, интересами

оказывают постоянное влияние на родителей (и других взрослых членов

семьи), побуждающие их активно заниматься самовоспитанием.

Семейное воспитание должно базироваться на следующих

принципах:

? любовь, гуманность и милосердие к ребенку;

? постоянное внимание и забота о растущем человеке;

? вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее

равноправных участников;

? открытость и доверительность отношений с детьми;

? последовательность в своих требованиях (не требовать

невозможного);

? оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на все

его вопросы;

 

В своей книге “Семейное воспитание ребенка и его значение П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: “щадить личность своего ребенка”, показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства, любой и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей.

Принципы обучения – это исходные дидактические положения,

которые отражают протекание объективных законов и закономерностей

процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности.

Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный

процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить

цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям

формы и методы обучения.

 

Принцип гражданственности отражает социальные аспекты

обучения. Он предполагает гуманистическую направленность содержания

образования. Связан с формированием гражданского самосознания, системы

представлений о социальном и политическом укладе России, о

психологических особенностях российского этноса, его ментальных

структурах, приоритетах национальной политики и культуры.

 

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания

образования уровню развития современной науки и техники, опыту,

накопленному мировой цивилизацией.

 

Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности

единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе6.

Усвоение учебного материала развивает не только познавательную

сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда. А также

такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность,

усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим,

дисциплинированность.

Этот принцип предполагает уважительное отношение к личности

обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему.

Требовательность без уважения = недовольство и агрессивность. Между

учащимися и педагогом. Доброжелательность без требовательности =

нарушение дисциплины, непослушание обучаемых. А.С. Макаренко: «К

человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, даже в том случае,

если есть риск ошибиться»

 

Принцип фундаментальности и прикладной направленности

обучения требует основательной теоретической подготовки учащихся уже в

общеобразовательной школе. Фундаментальность в обучении предполагает

научность, полноту и глубину знаний. Фундаментальные знания апеллируют

не столько к памяти, сколько к мышлению человека.

Необходимы и практические знания, т.к. они расширяют диапазон

возможностей и обогащают личный опыт, делают теоретические знания

более основательными и востребованными в повседневной жизни, а не

только в учебных ситуациях.

 

Принцип единства группового и индивидуального обучения.

Групповое обучение, отражая общность интересов обучаемых, создает

условия для диалога, обеспечивает совместный поиск наиболее

продуктивных способов решения задач, создает условия для проявления

взаимопомощи, повышает чувство ответственности.

Формы индивидуализации обучения: индивидуализированные

творческие учебные задания, индивидуальные консультации и

собеседования, самостоятельная учебная работа.

 

Принцип сознательности и творческой активности обучаемых.

Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий

характер. Данный принцип требует развития у обучаемых

аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок,

способов решения.

 

Принцип доступности обучения при достаточном уровне его

трудности требует учета в его организации реальных возможностей

обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок,

отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.