В США политическая наука формировалась первоначально как специальная университетская (в отличие от других стран) учебная дисциплина. В 1880 г. профессор истории и политической экономии Джон Берджесс создал Школу политической науки Колумбийского университета; с 1886 г. эта Школа стала издавать политологический журнал "Ежеквартальник политической науки". Аналогичные школы были созданы в других крупных университетах США (в частности, Корнельском, Иельском). Вскоре была организована Американская Ассоциация политической науки (1903 г.), которая стала выпускать Американский журнал политической науки (с 1906 г.). Классическими политологическими работами, изданными до 1900 г., стали труды Д. Вулси "Политическая наука, или государство, рассматриваемое с теоретической и практической точек зрения" (1878 г.), В. Вильсона "Государство" (1889 г.), В. Уиллогби "Исследование природы государства" (1896 г.), "Изучение политической философии" (1896 г.).
В начале своего развития американская политическая наука находилась под значительным влиянием подходов, выработанных юридической и исторической науками. Однако постепенно американская политология сосредоточилась на конкретно-эмпирических исследованиях деятельности правительственных институтов и политического поведения людей. Речь шла уже о том, чтобы описывать "не легальные формы политической активности, но саму реальность" (М. Гравитц). Две области политических исследований в связи с этим стали вплоть до 50-х гг. XX в. наиболее притягательными для американских политологов — правление и публичная администрация. В рамках данной тематики американские политологи стремились создать свою науку в значительной степени прикладной. Большая заслуга в этом принадлежит Ч. Мерриаму, одному из основателей политической науки США, автору известного высказывания о том, что "политика джунглей и научное исследование политики несовместимы, они не могут жить в одном и том же обществе".
В политологии США появилось немало работ, в которых активно используются социологические понятия и количественные методы анализа; политология обогащалась также за счет достижений психологии. Возникают новые области исследований, которые впоследствии стали признанными сферами политологии. В частности, группам влияния посвящена работа А. Бентли "Процесс управления, изучения социального влияния" (1908 г.).
Изучение общественного мнения получило в США особое развитие, что было связано, по мнению французского исследователя П. Фавра, со слабым использованием американскими политологами понятий социального класса или массы; общественное мнение очень рано стало рассматриваться как "основание политической жизни". Эта тема раскрыта в книге У. Липпмана "Общественное мнение" (1922 г.).
Политическую науку США, да и многих других стран, трудно представить без такой области исследований, как политическая философия и история политических идей. Один из основателей этого направления — У. Даннинг, автор трехтомного издания "История политических теорий, древность и средние века" (1902 г.), "История политических теорий: от Лютера до Монтескье" (1905 г.), "История политических теорий: от Руссо до Спенсера" (1920 г.).
Начало политической науки во Франции связывают с 1871 годом, когда в Париже была создана частная Свободная Школа политических наук. В 1886 г. появился ее печатный орган — журнал "Анналы Свободной Школы политических наук". Научному взаимообогащению исследований способствовали проводимые Школой (с 1900 г.) конгрессы по политическим наукам. В ней преподавали многие известные ученые, в том числе А. Зигфрид, заложивший основы изучения поведения избирателей (в книге "Политическая таблица западной части Франции", 1913 г.).
Значительную роль в развитии политической науки во Франции сыграли факультеты права в университетах. Многие французские правоведы считали, что политическая наука есть не более чем конституционное право. Поэтому во Франции широкое распространение получил юридический подход к анализу политических явлений. Основатели этого подхода — Л. Дюги, а также М. Ориу, автор таких произведений, как "Принципы публичного права" (1910 г.) и "Элементарный учебник по конституционному праву" (1925 г.).
Политическая наука в Англии получила свое признание в конце XIX — первой половине XX в. В 1895 г. при Лондонском университете была образована Школа экономики и политической науки. Развитию английской политологии способствовало и наличие целого ряда специализированных журналов: "Публичная Администрация" (с 1923 г.), "Политический ежеквартальник " (с 1930 г.), "Политика" (с 1934 г.).
Большой вклад в развитие политологии в Англии внес Г. Ласки, который в своих работах отводил большое место политической философии (вопросам природы политической власти и подчинения, суверенитета и т.д.). Он автор таких работ в этой области, как "Основания суверенитета" (1921 г.), "Власть в современном государстве" (1927 г.), "Государство в теории и на практике" (1936 г.), и др.
Английская политическая наука занимается и другими областями исследований, в том числе историей политических идей, одной из важных частей политологии, которая берет начало с работ Р. Карлайл и А. Карлайл "История средневековой политической теории на Западе" (1903 г.) и Э. Баркера "Политическая мысль Платона и Аристотеля" (1906 г.).
Специалисты английского конституционного права в силу специфики своего предмета тоже непосредственно столкнулись с политической проблематикой. В связи с этим назовем работу известного английского юриста А. Дайси "Конституционное право" (1885 г.).
В течение XIX в. в Германии происходил интенсивный рост научных исследований по социальной проблематике. Поэтому зарождение и развитие политической науки было здесь закономерным. Однако этот интеллектуальный процесс был искусственно прерван в связи с массовой эмиграцией немецких ученых после прихода к власти Гитлера в 1933 г.
Политическая наука в Германии оказалась генетически связанной с политической философией, у истоков которой стоит Гегель. Под влиянием Гегеля немецкие ученые особое внимание уделяли изучению государства. Большую роль в создании автономной науки о государстве сыграл немецкий правовед Лоренц фон Штейн, автор фундаментального восьмитомного труда "Учение о правлении" (1865—1884 гг.). После объединения Германии в 1871 г. многие правоведы, прежде всего специалисты по конституционному праву, создали труды в области науки о государстве: "Правовое государство немецких государств" (1876—1882 гг.) П. Лабанда, "Общее учение о государстве" Г. Еллинека (1900 г.) и др.
Фундамент политической науки в Германии закладывали своими работами и немецкие социологи. Назовем произведения М. Вебера "Политика как призвание и профессия" (1918—1919 гг.), К. Шмит-та "Диктатура" (1921 г.), "Понятие политического" (1927 г., журнальный вариант), "Легальность и легитимность" (1932 г.).
Новая политическая действительность Германии конца XIX — начала XX в. обусловила интерес немецких ученых и к таким областям анализа, как политическая география (Ф. Ратцель — "Политическая география", 1897 г.) и политические партии (Р. Михельс — "Социология политических партий в условиях современной демократии", 1911 г.).
На последнюю четверть XIX в. приходится формирование политической науки в Испании. Характерной чертой естественного развития этой науки до момента установления диктатуры Франко было преобладание исследований в двух областях: политической философии и теории государства в юридическом преломлении.
У истоков испанской политической науки стоят Ф. Лос Риос ("Юридические и политические учения", 1875 г.) и его ученики. Однако международную известность получил А. Посада со своим "Трактатом по политическому праву" в двух томах (1893—1894 гг.).
Для испанской политической науки было характерно почти полное отсутствие интереса к анализу таких политических явлений, как политические партии и выборы. Напротив, философское исследование роли политики в жизни общества нашло свое оригинальное воплощение в ряде работ философа Ж. Ортеги-и-Гассета. Он полагал, что "понятие поколения — самое важное в истории". Эта концепция поколений использовалась автором в целом ряде произведений.
Политическая наука в Италии в конце XIX — начале XX в. еще не имела значительного распространения. Основные дискуссии по проблемам политико-правовой теории носили философский характер и были связаны с распространением гегельянства и марксизма.
Однако некоторые шаги в направлении развития итальянской политической науки были сделаны Г. Моска, разработавшим концепцию "политического класса", и В. Парето, создавшим концепцию "правящей элиты". Они продолжили традицию политических исследований, заложенную еще Н. Макиавелли. Назовем работы Г. Моска "Теория форм правления и парламентское правление" (1884 г.), "Элементы политической науки" (1896 г.) и В. Парето "Трактат по всеобщей социологии" (1916 г.).
Определенную роль в развитии политической науки сыграла Школа социальных наук "Cesare Alfieri", созданная во Флоренции в 1874 г. С 1883 г. эта Школа стала выпускать журнал "Обозрение социальных и политических наук".
В 20-е гг. XX в. в Италии установился фашизм, официальным теоретиком которого стал Д. Джентили (его работы — "Корни и доктрина фашизма", 1929 г.; "Политическая форма фашизма", 1937 г. и др.). Вне рамок официальной идеологии политические исследования стали невозможны. Такой научный вакуум обусловил тот факт, что итальянская политическая наука после Второй мировой войны, подчеркивал Фавр, восприняла "американскую научную модель как теоретически, так и методологически".
Национальные особенности развития политической науки имели преобладающее значение вплоть до окончания Второй мировой войны.
№43. Политическое сознание: сущность, структура, уровни и типы.
Сознание – это высший уровень психической активности человека как социального существа, которое имеет три аспекта: интеллектуальное, аксиологическое (ценностное) и рефлективное (самосознание). Сознание находится в сложном соотношении с различными формами неосознаваемой психической деятельности, объединяемые понятием бессознательного. Бессознательное – это совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом. Оно включает латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Политическое сознание – это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений человека (группы, общества), на основе которых вырабатываются его наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки в отношении политической системы и его места в ней. В гносеологическом плане политическое сознание тесно связано с другими основополагающими политико-психологическими понятиями и категориями: с политической культурой - генетически, политическое сознание является ее производным, высшим уровнем и, одновременно, в развитых формах политической культуры, ее стержневым компонентом; с политическим поведением - политическое сознание выступает в качестве рациональной основы субъективных механизмов такого поведения; с политической системой - политическое сознание представляет собой ее субъективный фундамент, так сказать, «человеческую основу» и др. В традиционном отечественном понимании политическое сознание трактуется как вариант общественного сознания, возникающий как отражение, прежде всего, социально-экономических условий бытия людей. В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в более широком контексте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях. Таким образом, политическое сознание можно охарактеризовать как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность и деятельность. В формировании политического сознания участвуют три источника. Первый источник – семейное окружение человека (совокупность идей и чувств, переданных воспитанием), которое создает его фундамент - социально-психологическую основу личности гражданина. Второй источник – это в широком смысле информация, которая поступает человеку как через непосредственное общение, так и через средства массовой коммуникации (телевидение, прессу, радио, Интернет). Третий источник – это личный опыт индивида, который опровергает или подтверждает полученное знание и влияет на процесс формирования и развития политического сознания. Названные источники образуют совокупность знаний, которые позволяют политическому «Я» анализировать мир политики и определяться по отношению к нему.
Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, философскими учениями, правовыми теориями и нормами, нравственными концепциями, художественными взглядами, эстетическими ценностями и др. Политическое сознание носит конкретно-исторический характер, т.е. одни и те же понятия могут восприниматься и оцениваться по-разному, а также обладает достаточной динамичностью и может изменяться в зависимости от специфики политического бытия, политических событий. В политологии применяется два подхода к познанию сущности политического сознания: бихевиористский и аксеологический. Бихевиористский подход рассматривает политическое сознание как форму рационального мышления человека, как совокупность его воззрений и представлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти (при таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий и снимается проблема формирования политического сознания). Аксиологический подход относится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления и включает в его содержание различные обыденные, общечеловеческие воззрения и ценности человека, но суть политического сознания людей определяет их способностью и умением вычленять групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностями, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации. Субъективные образы, с помощью которых личность, социальная группа или общество в целом отражают политическую действительность, образуют структуру политического сознания. Познание объективной реальности субъектом возможно с помощью интеллекта, чувств, воображения, фантазии и т.д. Следовательно, структура политического сознания в целом определяется с помощью трех составляющих: рациональной, чувственной и иррациональной. К рациональной относятся обобщенные идеи, концепции, представления, нормы, мнения и т.д. К чувственной относятся образы, восприятия, оценки, настроения, желания и т.п. К иррациональной относятся немотивированные сознанием субъективные образования, а также утопии, фантастические образы. Рациональные, чувственные и иррациональные представления взаимосвязаны между собой. Рациональный образ политической действительности не может возникнуть вне чувственного восприятия, которое стимулирует мыслительные процессы. Иррациональные представления, например политические мифы, также связаны с чувственными и рациональными компонентами. Рассматривая структуру политического сознания, следует отметить, что в зависимости от специфики процессов и форм политического отражения в нем выделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Основными формами политического сознания являются: политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.) и политическая психология (политические стремления, чувства, настроения и т.д.). Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений и положений, выражающих и защищающих политические интересы и потребности той или иной социальной общности или группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и помыслов провозглашенным идейно-политическим доктринам и установкам. Она включает в себя политические знания, политические ценности и политические убеждения. Политические знания – это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Политические ценности – это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность и соответствующие этому предпочтения. Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др. Политические убеждения формируются на основе знаний и ценностей как совокупность представлений, характеризующих политический идеал личности. Это как раз то, что называется идеологическими предпочтениями. Политическая психология - часть политического сознания, обрамляющая и фиксирующая политические отношения и интересы в общественно-психологической форме и способствующая выработке у субъекта непосредственных мотивов и установок политического поведения. Она представляет собой совокупность эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их политического поведения и непосредственного взаимодействия с политическими институтами. Политология выделяет следующие основные функции политического сознания: Регулятивная функция – выражается в регулировании социального поведения людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых ими политических идей, норм, представлений и убеждений. Познавательно-информационная функция – связана с познанием мира политики, с получением человеком политической информации, а также оказанием помощи в усвоении политических знаний и информации, определением своего места в общественно-политической жизни и правильном в ней ориентировании. Оценочная функция – выражается в оценке человеком тех или иных политических явлений и проблем, подготовке определенных выводов, конкретизации степени важности различных политических явлений и событий. Мобилизующая функция - помогает людям осознать себя гражданами, побуждает их к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов, к объединению со своими единомышленниками в политические партии, общественные организации и др. Когнитивная функция - отражает потребности в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов. В становлении и развертывании политического сознания субъектов можно выделить ряд этапов: включенность субъектов сознания в систему политических отношений; политизация личности (социальной группы, общества); зарождение политических ориентаций; накопление политических знаний; политическое самоопределение; осознанные политические действия. К числу основных свойств политического сознания можно отнести: исторический и социальный характер, плюралистичность, многокомпонентность, многоуровневость, диалектичность. Таким образом, генезис политического сознания предопределяется не только общественными отношениями, становлением органов власти и управления, но и развитием таких форм общественного сознания как наука, мораль, религия, правосознание. В политологии существует много различных классификаций политического сознания.С точки зрения социально-политического подхода выделяют следующие типы политического сознания: буржуазное, представленное двумя течениями: консервативным (ориентирует массы на усиление административной государственной власти); либеральным (призывает к различным реформам, не затрагивающим коренным образом устои государственного устройства); мелкобуржуазное, отражающее двойственное положение своих носителей, с одной стороны, непосредственных производителей, а с другой мелких собственников; социалистическое, часто называемое классовым сознанием и в недостаточной степени учитывающее общечеловеческие ценности и интересы. С точки зрения открытости политическое сознание подразделяется на: открытое, способное к восприятию внешних культурных ценностей, социального опыта и традиций; закрытое, когда взгляды человека ограничены рамками корпоративных, локальных, групповых норм и целей. Политическое сознание существует на различных уровнях и в различных формах. Прежде всего, с точки зрения субъекта, следует выделить массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание. Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества, отражает характер знаний общества о политической действительности. Соответствующие знания вырабатываются различными идеологиями, а также «добываются» собственной практикой массовых социальных групп. Массовое политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обуславливает типичные, массовые варианты политического поведения. Наиболее распространенный способ выявления уровня массового политическое сознание - опросы общественного мнения по политическим вопросам. Групповое политическое сознание представляет собой обобщенное сознание конкретных - больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (политическая элита, руководство правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа групп давления и т.п.) групп, связанных с политикой. Оно трактуется как совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. В структурном отношении особое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочтениям, доминирующим в групповом политическом сознании. Наиболее распространенный способ выявления уровня такого политического сознания - анализ документов политического характера, исходящих от интересующих групп. Индивидуальное политическое сознание трактуется как свойство и качество личности, способной так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане. Здесь наибольший интерес представляют субъективно-психологические особенности, типовые характеристики и структурные компоненты сознания и поведения человека в политике, а также изучение процессов политической социализации личности, способов, используемых индивидом для овладения массовым и групповыми политическими сознаниями, а также для выработки собственного политического сознания на индивидуальном уровне. Анализ механизмов, управляющих функционированием политического сознания на этом уровне, позволяет выделить в нем два блока компонентов: мотивационные (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения). Наиболее распространенный способ выявления уровня такого политического сознания - личностно-психологическое исследование, а также выделение социально-политических типов личности в отношении политического сознания. По глубине отражения действительности выделяют: обыденный уровень и научно-теоретический уровень политического сознания. Обыденный уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей и взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей и имеет идеологические и теоретические элементы. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: чувства, настроения и эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации. Обыденный уровень политического сознания отличается взаимосвязанностью рационального и эмоционального, свежего житейского опыта и традиций, сиюминутных настроений и устойчивых стереотипов. Поэтому данный уровень нестабилен, зависим от эмоций и меняющегося непосредственного опыта, подвержен колебаниям. Научно-теоретический уровень представлен различного рода идеями, концепциями, взглядами, точками зрения, имеющими политический характер. Этот уровень тесно связан с наукой и идеологией того или иного общественного класса, правящих кругов. В политических теориях и учениях, представленных на этом уровне, преследуется цель исследовать следующие проблемы: сущностные проявления политики; закономерные политические тенденции и процессы; причины, их вызывающие; реальный ход политических позиций; действительные и возможные последствия политических решений, принимаемых органами государственной власти. Данный уровень отличается также оформлением политических теорий в соответствующие политические программы, декларации и доктрины. Будучи реализованными на практике, такие программы, декларации и доктрины закрепляют политическое сознание в качестве ведущего элемента политики. А от данного элемента в свою очередь зависят характер политических отношений и политических институтов, организаций и учреждений, использование материальных средств осуществления политики. Осознание политики на научно - теоретическом уровне позволяет: ставить и решать ее важнейшие цели и задачи – как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические); определять средства и методы их достижения, направления и пути организационно-политического обеспечения в ходе решения назревших проблем; вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ; корректировать политику с учетом данных практического опыта. Таким образом, политическое сознание имеет сложную структуру и целый ряд уровней. Оно не только отражает политическую действительность, но и вырабатывает ее определенное восприятие. На основании такого восприятия во многом и строится политическое поведение как отдельных граждан, так и общества в целом.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление