Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные функции и факторы определяющие политическое лидерство




Дайте ответ на вопрос, в чем состоит принципиальное различие между подходами классического детерминизма и синергетики в трактовке случайных событий в общественной и политической жизни.

В недавнем прошлом исследователи исповедовали один метод – диалектический материализм. Все происходящее они пытались объяснить в рамках причинно-следственной связи. То, что не укладывалось в рамки этой связи, называлось случайным, имеющим ничтожно малую причину своего возникновения и в расчет не принималось.

Позже на смену ему пришла синергетика – наука о самоорганизующихся, самопроизвольных, самоуправляющихся процессах. Она рассматривает субъективное и случайное не как второстепенные, незначительные и побочные процессы, а как на устойчивые и существенные в движении полит. системы об-ва и др. соц. систем. Другими словами, при синергетическом подходе объектом исследования становятся не только закономерные связи, но и случайные, т.е. обществ. жизнь во всей полноте представляющих ее явлений и процессов.

Синергетика по-иному (в сравнении с диалектикой) отно­сится к субъективному и случайному в общественной жизни, в частности в политической системе общества. Она рассматривает субъективное и случайное не как второстепенные, незначитель­ные и побочные процессы (диалектика смотрит на них как на не достойные внимания исследователя), а как на устойчивые и су­щественные в движении политической системы общества и дру­гих социальных систем.

Синергетика подходит к случайным явлениям как имеющим общие характерные черты. При синергетическом подходе случайное рассматривается не как фор­ма проявления необходимого (как при диалектическом методе), а как самостоятельное, характерное свойство общественной жиз­ни (политической, в частности). Другими словами, при синергетическом подходе объектом исследования становятся не толь­ко закономерные (детерминированные) связи, но и случайные, то есть общественная жизнь во всей полноте представляющих ее явлений и процессов.

Сложившаяся ситуация такова, что диалек­тический метод утратил свою универсальность, всеобщность, ис­ключительность. Исследователи вновь и вновь убеждались в не­возможности продвигаться в научном познании, опираясь толь­ко на принцип всеобщей причинно-следственной связи. Но диа­лектика как концептуальное видение общественной жизни не ушла (возможно, и никогда не уйдет). Позиции же, с которых отступи­ла диалектика, занял новый исследовательский подход — синер­гетика. Она подняла случайное и субъективное в жизни на недо­сягаемый ранее уровень, заставила по-новому и серьезно отнес­тись к самоорганизующимся и саморегулирующимся процессам в общественной жизни, в политической, в частности.

10. Понятие «власть», причины и условия ее происхождения. Укажите отличительные признаки политической власти.

Власть – право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими, способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства. Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей, там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. Одновременно выделяются властвующие и подвластные. Мотивы такого подчинения могут быть весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего или на насилии. Мотивы имеют большое значение для эффективности долговечности власти. Властные отношения объективно присущи общественной жизни, власть выражает способность общества мобилизовать свои ресурсы для достижения коллективных целей. Власть – одна из важнейших форм отношений в обществе, она связана с важной функцией – способность к регулируемости. Политическая власть является ядром полит системы, ее организационным и регулятивно контрольным началом. Она определяет все другие институты и отношения в самой политической системе общества; прямо или косвенно политическая власть воздает на развитие всех других общественных систем: экономических, социальных, духовных.

Отличительные признаки:

üВерховенство над всеми другими.

üВсеобщность, публичность (действует на основе права от имени всего общества).

üМоноцентричность (единый центр принятия решений).

üОправданное применение силы, ее легальность.

üЛегитимность (признание обществом законности).

üШирочайший спектр использования средств для завоевания, удержания и реализации власти.

11. Понятие «политическая власть», ее основания, их характеристики и типология.

Полит власть явл ядром полит сис-мы, ее организационным и регулятивно - контрольным началом. Она определяет все др институты и отношения в самой полит сис-ме общ-ва; прямо или косвенно полит власть возд-т на развитие всех др общ сис-м: эк, соц, духовн. Отличит признаки: · верховенство над всеми др; · всеобщность, публичность (действует на основе права от имени всего общ-ва); · моноцентричность (единый центр принятия решений); · оправданное применение силы, ее легальность; · легитимность (признание общ-вом законности); · широчайш спектр использ средств для завоевани, удержания и реализации власти. Легитимность п\в – признание общ-вом законности и правомерности офиц власти, фундаментальная ее хар-ка. Речь идет об обществ признании народом власти, о доверии и поддержке, кот оказывают ей общ-во. Легитимности придается большое значение, т.к. поддержка общ-вом власти, демонстрация доверия – важный фактор ее эфф-ти. Сущ-ют 3 основных источника (основания) законности, правомерности полит власти: 1. Власть может получить легитимность обществ признанием в соответствии с традицией (при монархии власть переходит по наследству); 2. Полит власть обретает кач-ва законности в связи с огромной популярностью и культом личности полит деятеля (харизматический тип власти), этот тип полит власти основан на исключит, уникальн свойствах лидера. 3. Рационально-правовая основа (власть признается потому, что она основывается на рациональных, признаваемых народом законах) «классификация М.Вебера».

12. Понятие «легитимность политической власти», «легальность политической власти», «легитимация». Каково взаимоотношение этих понятий? Приведите конкретные примеры мероприятий по легитимации политической власти.

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти — это фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика обозначается понятием «легитимность» (от лат. legitimus — законный). Сразу подчеркнем, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, то есть легитимностью политической власти. Соответственно следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание ее законности) и «легальность власти» (правовое, формальное ее закрепление).

В науку понятие «легитимность власти» впервые было введено немецким ученым Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. Вебер выделил (основания) законности правомерности политической власти. Во-первых, власть может получать легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству. Во-вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Харизма (от греч. harisma) означает божественный дар. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя. В-третьих, легитимность власти, имеющая в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

14. Понятие «ресурсы политической власти». Раскройте содержание основных видов ресурсов политической власти.

Двумя важнейшими компонентами политической власти являются субъект и объект. Однако в ее структуре имеется еще одно важное слагаемое – ресурсы власти, с помощью которых субъект политической власти осуществляет воздействие на деятельность и поведение граждан (объект).

В связи с многообразием политических ресурсов (п.р или р.п.) существует несколько классификаций. Например, п. р. делят на утилитарные, принудительные и нормативные. Наиболее распространено деление в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества на экономические, социальные, силовые, информационные и др. р.

1. Экономические р. Этим р-ам отводится лидирующая роль, так как п. в. просто не может функционировать не располагая пол. р. Огромных экономических средств требует завоевание и поддержание п. вл., обеспечение ее безопасности, реализация ее целей.

2. Силовые р. Этот вид р. п. в. выполняет функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка и т. д. Это – армия, полиция, различные службы безопасности, прокуратура, суд и т. д. Этот вид р. относится к наиболее действенным, к которым п. в. прибегает довольно часто в случаях ослабления своей силы, мощи, влияния на общество.

3. Социальные р. Это также довольно значительная совокупность р. п. в. – система, призванная обеспечить поддержку существующей власти и заинтересованность в ее существовании. Центральное место в этой системе занимают, во-первых, престижные и высокооплачиваемые должности, кот. Уже сами по себе обеспечивают высокую оплату, во-вторых, система разного рода привилегий.

4. Информационные р. Речь идет в первую очередь о средствах массовой информации (СМИ). Это самый молодой вид ресурсов, кот. располагает п. в. в современных условиях практически во всех странах. СМИ принадлежит весьма важная роль как в период становления п. в., так и в период ее функционирования. Однако господствующая п. в. всегда имеет оппозицию, поэтому СМИ могут стать и антиресурсом п. в., чтобы этого не произошло за них нужно бороться!

Рассматривая основные виды ресурсов, наш читатель сталкивается со следующим вопросом: Какие из ресурсов являются наиболее важными, а какие второстепенными? Однозначно на данный вопрос ответить сложно, так как в разные периоды решающими становятся то одни, то другие ресурсы.

15. Понятие «политическое лидерство».В чем состоят главные отличчия политического лидерства от других его форм? Факторы, определяющие характер политического лидерства.

Понятие «лидер» происходит от англ. «leader», что означает ведущий, управляющий другими людьми. Для лидера характерна способность воздействовать на других людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определенных целей. Лидеры возглавляют, ведут за собой различные человеческие общности – от небольших групп людей до сообществ государственного уровня.

Становление и функционирование лидеров – это объективное и универсальное. Объективное потому, что любая совместная деятельность нуждается в организации, в выработке наиболее рациональных путей достижения цели. Универсальное потому, что в лидере нуждаются все виды совместной деятельности людей.

С понятием «лидер» тесно связано понятие «лидерство». Под ним понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Главными составляющими частями данного понятия являются:

üСпособность лидера точно оценивать ситуацию, найти правильное решение стоящих задач.

üВедомые принимают и активно поддерживают решения и действия лидера, сознательно и добровольно подчиняются ему.

Лидерство отражает объективную необходимость в организации совместной деятельности людей. Институт лидерства осуществляет функцию по упорядочению и управлению общественными процессами. Лидерство существует везде, где есть групповая, коллективная деятельность. Лидерство – ведущий признак всех организаций.

Однако конкретное содержание и формы проявления лидерства во многом определяются рядом объективных и субъективных факторов. В их числе:

üУсловия конкретной ситуации.

üСоциальное положение лидеров и ведомых.

üИх психологические особенности (особенно вызывают опасения психические расстройства и черепно-мозговые травмы, перенесенные в детском возрасте).

Политический лидер –это человек, который руководит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением; человек, который способен изменить ход событий и направленность политических процессов.

Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе. Они выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества, трансформируют общественную жизнь, перестраивают политические условия (главный критерий отличия политического лидера от других ее форм).

Политические лидеры общегосударственного общенационального масштаба – это государственные деятели. Руководители крупных партий, депутаты, лидеры общественно-политических движений, инициаторы различного рода общественных объединений. Их характеризует возможность реально влиять на политику: определять стратегию развития общества, формировать правительства, контролировать кабинеты министров.

С понятием «политический лидер» тесно связано понятие «политическое лидерство». Это механизм и конкретные способы реализации власти. Политическое лидерство представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает политические процессы и отношения между субъектом и объектом политики на вершине политической пирамиды.

16. Понятие «политический лидер» Что отличает политического лидера от лидеров в других областях общественной жизни?

Полит лидер - это не просто человек, кот руководит полит процессами, осуществляет функции по управлению обществом, полит организацией или движением. Полит лидер - это тот, кто способен изменять ход событий и направленность полит процессов,

С понятием "полит лидер" связано понятие "полит лидерство". Это механизм и конкретные способы реализации власти. Полит лидерство представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает полит процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные отношения между субъектом и объектом политики на вершине полит пирамиды.

Отличительные черты лидера исключительно многообразны, всю их совокупность объединяют в три группы: природные, нравственные, профессиональные качества.

Природные качества: сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.

Нравственные к.: благородство, честность, верность общественному долгу, забота о людях (например, помощь детям голодающего Поволжья), об общественном благе и справедливости.

Профессиональные к.: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политич. решений.

Для достижения поставленных целей п. лидер использует систему «инструментов власти». Это – пол. партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации, т. е. все то. Что может создать условия для контактов п. лидера с народными массами.

Ситуация, с кот. сталкивается п. лидер, может быть спокойной. Но чаще бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и принимаются различные решения.

Факторы, определяющие характер полит лидерства.

Полит лидерство - понятие многомерное. Однако три его аспекта явл определяющими. Это:

личностные черты лидеров;

инструменты осуществления ими власти;

ситуация, с кот сталкивается лидер.

Комбинация этих трех аспектов во многом определяет становление полит лидера, эффективность и результативность его деятельности.

Всю совок отличительных черт, характеризующих лидеров можно объединить в три большие группы: природные, нравственные, профессиональные качества.

Природные качества: сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.

Нравственные качества: благородство, честность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости.

Профессиональные качества: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, полит мудрость, компетентность, профессионализм в принятии полит решений.

Инструмента власти - условное название. Речь идет о том, на что может опираться полит лидер в достижении пост им целей. Это - полит партии, зак органы, суды, бюрократический аппарат, СМИ, то есть все то, что может создать условия для контактов полит лидера с народными массами.

Ситуация, с кот сталкивается полит лидер, может быть спокойной, но чаще бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и принимаются разные решения выхода из кризиса.

Политические лидеры активизируют полит. процессы в обществе. Они выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общ-ва, трансформируют общественную жизнь, перестраивают полит. условия (главный критерий отличия политического лидера от др. ее форм).

 

17. Какими качествами должен обладать политический лидер?

Отличительные черты лидера исключительно многообразны, всю их совокупность объединяют в три группы: природные, нравственные, профессиональные качества.

Природные качества: сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.

Нравственные к.: благородство, честность, верность общественному долгу, забота о людях (например, помощь детям голодающего Поволжья), об общественном благе и справедливости.

Профессиональные к.: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политич. решений.

Функции политических лидеров:

Аналитическая функция, или функция постановки диагноза. То есть глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся си­туации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов и реалий.

Функция разработки программы действий. В выполнении ее большую роль играют личностные качества политического ли­дера, его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность.

Функция мобилизации страны на выполнение принятой программы. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт со всеми слоями общества, убеждать, привлекать на свою сторону колеблющихся. История знает мно­го примеров, когда выдвинутая политическим лидером програм­ма была успешно реализована.

Новаторская функция означает, что политический лидер вно­сит новые, конструктивные идеи социального устройства обще­ства. Для этого разрабатываются новые политические программы и стратегические планы общественного развития, осуществ­ляются обновление, реорганизация политических структур. Ак­кумулируя и генерируя новые идеи и концепции, политический лидер формулирует новые социальные цели и задачи, обосно­вывает стратегические приоритеты и тактические способы и методы их достижения. Каждое политическое решение должно быть глубоко продумано, тщательно проанализировано на много­вариантной основе, поскольку сфера политики — вид рисковой деятельности, затрагивающей судьбы миллионов людей. Выдви­жение общенациональных целей и программ с необходимостью требует всестороннего анализа социальных, материальных, фи­нансовых и политических ресурсов их реализации.

Коммуникативная функция предполагает отражение всего спек­тра потребностей и интересов людей как в политических мани­фестах и программах политических лидеров, так и в их практи­ческой деятельности. Политический лидер — своеобразный аккумулятор идей и настроений в обществе, выразитель жизнен­ных стремлений и желаний людей. Ведь главный смысл и назна­чение всей политической деятельности лидеров — служить лю­дям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп.

Организаторская функция логически вытекает из новаторской и коммуникативной функций. Речь идет о мобилизации народ­ных масс на воплощение политических программ и решений в жизнь. Чтобы направлять и организовывать действия масс, по­литический лидер должен обладать организаторскими качества­ми, умением завоевывать доверие народа, пробуждать его соци­альную активность, объединяя усилия всех слоев общества. Оп­ределение направлений совместной деятельности — это еще не все, чтобы осуществить крупные преобразования.

Координационная функция есть продолжение организаторской и направлена на согласование действий всех субъектов полити­ческих преобразований — институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений. Координацион­ная функция включает в себя корреляцию, координацию дея­тельности всех ветвей власти: парламента, органов исполнитель­ной и судебной власти.

Интегративная функция направлена на поддержание целост­ности и стабильности общества, гражданского мира и обще­ственного согласия. Она предусматривает обеспечение жизне­способности политического союза, единства всех политических сил общества, сплоченности всех его социальных групп. Поли­тические лидеры обязаны предвидеть социальные аспекты ре­форм, избегать нежелательного эффекта резкого расслоения и поляризации общества, принимать упреждающие социальные и политические меры в целях предотвращения различного рода социальных взрывов и конфликтов.

Факторы, определяющие характер политического лидерства:

Природные качества: сила характера, воля, решительность, тонкая интуиция. Последнее из перечисленных качеств отлича­ло президента Франции генерала де Голля. Он первым на Западе выдвинул концепцию разрядки напряженности в отношениях с Востоком и способствовал ее осуществлению. Много лет назад де Голль предсказал неизбежность демократических перемен в Восточной Европе.

Нравственные качества политических лидеров. Об их необхо­димости для правителей говорили еще Платон, Аристотель и Конфуций. Они называли среди этих качеств честность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости.

Профессиональные качества политических лидеров очень разно­образны: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, про­фессионализм в принятии политических решений. Сюда же сле­дует отнести талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, чувство юмора, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой. В совокупности данные качества дают ярко выраженную способность к общественной и государ­ственной деятельности.

19. Понятие «властвующая элита», ее сущность, структура, хар. черты

Элита - это группа людей, имеющих высокое положение в об-ве, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и иных сферах деятельности. От лат. “eligere” (отбирать) и франц. “elite” (отборный).

Сущ. 2 важных момента. I) Понятия “политическая” и “властвующая” элита не равнозначны. Властв. элита вкл. разные группы, непосредственно или опосредованно участвующие во властных процессах. Сюда входят политич., экономич., военная и идеологическая и др. элиты. Полит. элита – это часть властвующей элиты. II) В отл. от других групп, составляющих властвующую элиту, полит. элита непосредственно участвует в осуществлении полит. власти.

Властвующая элита – это часть об-ва, не принимающая участие непосредственным образом в политич. управлении, но обладающая наивысшими показателями и достижениями в своей профессиональной сфере. Это широкое понятие. Основным признаком принадлежности к властв. элите является занятие высших, господствующих позиций в обществе, полит. структурах, экономике, военном комплексе, культуре, СМИ.

Кроме полит. элиты, властв. элита вкл. экономическую, культурную, идеологическую, научную, информационную, военную элиту.

Эконом. элита вкл. представителей крупного капитала, крупных собственников.

Идеологическая элита вкл. представителей гуманит. наук, образования, СМИ. Они выполняют роль формирования мировоззренческих позиций, идей и убеждений.

Военная элита – важная сторона властвующей элиты. Степень влияния военной элиты на общественную жизнь определяется уровнем милитаризации, характером полит. режима.

В различных сферах общественной жизни всегда имеют место разного рода противоречия, кот.могут проявляться между различными полит. силами и группами., также и между различными видами властв. элиты.

20. Содержание и соотношение понятий «властвующая элита» и «политическая элита» Роль политической элиты в политической системе общества.

Элита - это группа людей, имеющих высокое положение в об-ве, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и иных сферах деятельности. От лат. “eligere” (отбирать) и франц. “elite” (отборный).

Сущ. 2 важных момента. I) Понятия “политическая” и “властвующая” элита не равнозначны. Властв. элита вкл. разные группы, непосредственно или опосредованно участвующие во властных процессах. Сюда входят политич., экономич., военная и идеологическая и др. элиты. Полит. элита – это часть властвующей элиты. II) В отл. от других групп, составляющих властвующую элиту, полит. элита непосредственно участвует в осуществлении полит. власти.

Политич. элита – это определенная группа, слой об-ва, кот. концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. В основном это профес. политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Полит. элиту отождествляют с полит. руководством, упраляющими структурами, центрами принятия решений. Полит. элита современных государств представлена монархами, президентами, вице-презид., премьер-министр., руковод-и законодательных и исполнительных органов и др.

Критерием для выделения основных видов полит. элиты явл. объем выполняемы функций. на основе этого различают высшую, среднюю и административную элиту. высшая полит. элита вкл. ведущих оолит. руководителей, тех, кто занимает высокие посты в закон., исполнит. и судебной власти. Средний слой формируется из огромного кол-ва выборных должностных лиц. администр. элита (бюрократическая) – это высший слой гос. служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и др. органах гос. управления.

Властвующая элита – это часть об-ва, не принимающая участие непосредственным образом в политич. управлении, но обладающая наивысшими показателями и достижениями в своей профессиональной сфере. Это широкое понятие. Основным признаком принадлежности к властв. элите является занятие высших, господствующих позиций в обществе, полит. структурах, экономике, военном комплексе, культуре, СМИ.

Кроме полит. элиты, властв. элита вкл. экономическую, культурную, идеологическую, научную, информационную, военную элиту.

Эконом. элита вкл. представителей крупного капитала, крупных собственников.

Идеологическая элита вкл. представителей гуманит. наук, образования, СМИ. Они выполняют роль формирования мировоззренческих позиций, идей и убеждений.

Военная элита – важная сторона властвующей элиты. Степень влияния военной элиты на общественную жизнь определяется уровнем милитаризации, характером полит. режима.

В различных сферах общественной жизни всегда имеют место разного рода противоречия, кот.могут проявляться между различными полит. силами и группами., также и между различными видами властв. элиты.

21. Понятие «политическая элита», ее характерные черты, структура, основные функции в обществе.

Элита - это группа людей, имеющих высокое положение в об-ве, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и иных сферах деятельности. От лат. “eligere” (отбирать) и франц. “elite” (отборный).

Сущ. 2 важных момента. I) Понятия “политическая” и “властвующая” элита не равнозначны. Властв. элита вкл. разные группы, непосредственно или опосредованно участвующие во властных процессах. Сюда входят политич., экономич., военная и идеологическая и др. элиты. Полит. элита – это часть властвующей элиты. II) В отл. от других групп, составляющих властвующую элиту, полит. элита непосредственно участвует в осуществлении полит. власти.

Политич. элита – это определенная группа, слой об-ва, кот. концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. В основном это профес. политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Полит. элиту отождествляют с полит. руководством, упраляющими структурами, центрами принятия решений. Полит. элита современных государств представлена монархами, президентами, вице-презид., премьер-министр., руковод-и законодательных и исполнительных органов и др.

Критерием для выделения основных видов полит. элиты явл. объем выполняемы функций. на основе этого различают высшую, среднюю и административную элиту. высшая полит. элита вкл. ведущих оолит. руководителей, тех, кто занимает высокие посты в закон., исполнит. и судебной власти. Средний слой формируется из огромного кол-ва выборных должностных лиц. администр. элита (бюрократическая) – это высший слой гос. служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и др. органах гос. управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.