КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическая партия, ее сущность, структура и функции. Типологии политических партий 2 страница
2. Типология партийных систем. В странах современного мира сложились различные партийные системы. Их формирования определяется определенными факторами. Пожалуй, нет партийной системы, которая бы не была отражением классовой структуры общества. Так, американский политолог Л. Етстайн называет многопартийную систему с одной господствующейпартией, модифицированную однопартийную систему, систему «два плюс одна партия», крайнюю многопартийную систему и стабильную многопартийную систему. Если к многопартийной системе с одной господствующей партией он относит Мексику, а модифицированную однопартийную систему видит в сеча, то партийная система «два плюс одна партия» существует в Великобритании, Канаде,Австрии. Крайняя многопартийная система действует во Франции. Итальянский политолог ЦЖ. Сартори выделяет семь разновидностей партийных систем в современном мире: 1) однопартийные (бывший СССР, Албания, Куба, Монголия, Заир, Того); 2) с партией, осуществляющей гегемонию (Мексика); 3) с доминирующей партией (Япония, Индия); 4) двухпартийные(США, Великобритания, Канада); 5) умеренного плюрализма (Бельгия, ФРГ); 6) крайнего (поляризованного) плюрализма (Италия, Нидерланды, Финляндия); 7) автомизовани (Малайзия). Однопартийная система свойственна авторитарным, особенно — тоталитарным режимам, когда управление осуществляется одной партией. Ей характерно конституционноезакрепления руководящей роли одной партии, сращивание партийного и государственного аппарата, запрет образование других партий. Партийная система с партией-гегемоном характеризуется пассивным положением одной партии при отсутствии реальной партийной конкуренции. Все остальные партии имеют организационную автономию, но признают руководящую роль правящей партии. Партийная система с доминирующей партией предусматривает существование нескольких партий, одна из которых уже долгое время побеждаетна выборах и единоличное формирует правительство. Двухпартийная система характеризуется доминированием двух мощных партий, одна из которых находится у власти, а другая — в оппозиции. Классическими примерами являются Республиканская и Демократическая партии США, консервативная и лейбористская партия Великобритании. Распространенной является партийная система умеренного плюрализма,которая характеризуется существованием трех-пяти партий, ни одна из которых не превосходит и не может самостоятельно создать коалицию, а потому партии вынуждены идти на достижение компромисса по формированию правительства согласно количеству намеченным мандатов. Распространена поляризованная партийная система, при которой борьбу за власть ведут шесть и более партий. При наличии большогоколичества небольших партий, они, как правило, образуют блоки или коалиции на время ведения предвыборной кампании. атомизированного партийная система характеризуется наличием многих маловлиятельных и немногочисленных партий. Такая система действует, главным образом, в переходных к демократии обществах. Правительство, как правило, формируется на пропорциональной основе. При условиистабилизации демократического правления она имеет тенденцию к превращению в консолидованишу и влиятельную систему умеренного плюрализма. 3. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Неотъемлемым элементом любого демократического общества являются разнообразные объединения граждан, их социально-политическоеназначение заключается прежде всего в том, что они помогают людям в решении проблем повседневной жизни, открывают широкие возможности для выявления общественно-политической инициативы, осуществления функций самоуправления. Свидетельство об объединении людей с общими взглядами на природу, общество, литературу, искусство можно найти уже в древнихобществах. У разных народов возникают различные общественные объединения, в определенной степени влияют на общественно-политическое развитие. К таким можно отнести многочисленные философские школы Древней Греции, средневековые рыцарские ордена, литературные и художественные объединения эпохи Возрождения, различные тайные организации (например, масонские ложиили общества декабристов) и политические клубы Нового времени. Параллельно происходило осмысление сущности общественных объединений, их места и роли в обществе. Начиная со средневековья мыслители пытались различать государство и общество. И уже в XVIII в. ПИ. Монтескье рассматривает их как отдельные феномены. В начале XIX в. этот подход в И. Канта воплощаетсяв концепции гражданского общества, характеризующийся правовым статусом и свободой. Американский социолог П. Плау выдвинул предположение о взаимосвязи между возникновением общественных объединений и рациональным стремлением человека к определенным выгодам, достижение которых возможно при условии социального взаимодействия и соперничества. Вопреки разногласиямв толковании причин возникновения общественных объединений смысл существования последних определяется как совместная жизнедеятельность людей, что предполагает их взаимную зависимость и потребность друг в друге, обеспечивает сохранение и развитие социального организма. Это жизнь людей непосредственно в коллективе, социальной группе, где происходят совместная деятельность, общение,обмен услугами, пользование общими вещами и ценностями. С расширением демократии и ростом уровня политической культуры усиливается тенденция к многообразию общественных объединений в социально-политической жизни, их влиятельности в конкретно-исторических ситуациях, наконец, к их четкой дифференциации на общественные организации и общественныедвижения. Причем особая активность названных объединений, а также динамика их разрастания и влияния наблюдаются в обществах переходного типа, где одновременно возникает множество сложных общественно-политических проблем. Общепринятое в современной политологии понятия «общественные организации и движения» возникло на основе широкого понятия "общественные объединения«как более приближенного к современным общественно-политическим реалиям. Исходя из специфики деятельности организаций и движений, следует рассматривать их дифференцированно. Общественные организации — это массовые объединения граждан, возникающих по их инициативе для реализации долгосрочных целей, имеют свой устав и характеризуются четкой структурой. Наиболеераспространенными разновидностями общественных организаций в современном мире являются: профсоюзы; организации инвалидов; ветеранские, женские, молодежные, детские организации; научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества; творческие союзы; различные землячества, фонды, ассоциации, общества и т.п.. Характерной их признакомявляется документальное оформление целей и задач, организационно-структурное обеспечение, что, собственно, и отличает их от общественных движений. Общественные движения имеют массовый характер и создаются с определенной целью. Однако в отличие от общественных организаций это структурно оформленные массовые объединения граждан и организаций различных социально-политическихориентаций, деятельность которых, как правило, носит временный характер и зачастую направлена??на выполнение определенных тактических задач, после чего они либо распадаются, либо консолидируются в новые политические партии! или общественные организации. Основными разновидностями общественных движений сейчас есть: политические движения (Народный рух Украины на начальной стадии); массовыедемократические (движения за демократические преобразования, направленные на защиту прав и свобод человека, антифашистские и антидиктаторськи, против расовой и национальной дискриминации и проч.) социальные (локальные) движения; так называемые «новые социальные движения», получивших распространение в последние десятилетия (антивоенное, экологическое, неофеминистський и др.).. Одни из названныхдвижений выдвигают в своей деятельности сравнительно узкие задачи, другие ставят вопрос общенационального и общечеловеческого характера. В целом такие движения ищут и часто находят новые формы взаимоотношений граждан с государством. Существенной причиной возвышения роли общественных движений в социально-политической жизни и в политической системе обществаявляется неспособность традиционных партийно-политических институтов своевременно заметить и трезво оценить новые реалии, связанные с возможностями участия населения в осуществлении демократических преобразований, формированием принципиально новых ценностей человеческого бытия. Анализируя возникновение и развитие общественных движений, польский политолог Ежи Вятр различает пять основныхстадий их становления: 1) создание предпосылок движения, 2) выражения стремлений, 3) агитации, 4) развитой политической деятельности; 5) стадия угасания. В общем определении общественные организации и движения представляют собой добровольные формирования, возникающие в результате цельного волеизъявления граждан на основе общих интересов и задач. Относительнаяотстраненность от политики связана прежде всего с тем, что государство непосредственно не вмешивается в их деятельность, а лишь регулирует его в соответствии с действующим законодательством. К тому же общественные организации и движения в отличие от государственных институтов не наделены властными полномочиями. Отличаются они и от политических партий, поскольку не ставятцель овладения государственной властью. Отличие их от всех других общественных группировок связана с особенностями функционирования (возникновения по инициативе снизу, фактическая единство, обеспечение интересов своих членов и сторонников независимо от цели и характера объединения, нетрадиционность) и принципами деятельности (добровольность, сочетание личныхи общественных интересов, самоуправление, равноправие, законность, гласность). Следовательно, по своей природе и характеру деятельности общественные организации и движения не являются политическими организациями. Однако их деятельность отчасти приобретает политический характер, поскольку общественные организации и движения, во-первых, объединяют людей, входящих в спектр политическихсил (патриотические силы, национальное ориентированные группы, сторонники реформирования общества и проч.), во-вторых, является потенциальной базой для возникновения на их основе новых политических партий. Чтобы разобраться в широком спектре общественных объединений и движений, которые возникают чаще всего вне официальных государственных структур и не укладываются ни в какие схемы,надо остановиться на их типологии. На этот счет существуют разные критерии: 1) по роду деятельности — конструктивно ориентированные, познавательные, оппозиционные, любительские, национальные и др..; 2) за поставленными целями — социально-стоимостные и асоциальные, политизированы и неполитизированные; 3) по интересам — экономическими, профессиональными, общественно-политическимии проч.; 4) по правовому статусу — легальные и нелегальные; 5) по социально-классовым признакам — например, рабочий, фермерский движения; 6) за уровнем массовости и степени топливу — профсоюзы, антивоенный и феминистское движения, с одной стороны, и фермерские движения в США или движение английских докеров — с другой; 7) за побудительнымимотивам возникновения — социальное осознанные (союзы ветеранов, студенческой молодежи, кооператоров); стоимостно-ориентированные (движение «зеленых», союз «Чернобыль»); традиционалистских обусловленные (религиозные, национальные объединения); 8) за масштабами деятельности — международные, внутригосударственные, локальные; 9) по отношению к существующему строю — консервативные,реформистские, революционные, контрреволюционные; 10) по степени и форме организации-стихийные и организованные, слабо-и высокоорганизованные. Широкое разнообразие в целях и задачах общественных организаций и движений определяет многовариантность их функциональной направленности. Все функции, которые они выполняют в обществе, можно разделить на двеосновные группы: 1) по обеспечению защиты интересов своих членов, 2) относительно системы власти в государстве, развития общества в целом. Из первой группы функций следует выделить защитную и вспомогательный. Общественные организации и движения защищают своих членов от государственных структур, что важно для посттоталитарных государств бывшего СССР, где законотворческий демократическийпроцесс находится в стадии формирования и где существует отрицательная постоянная тенденция невыполнения законов, неуважительного отношения к личности в государственных структурах. Вспомогательный функция выражается в предоставлении членам общественных организаций и движений через собственные структуры возможности решать их личные проблемы. Одной из самых распространенных традиционных организаций,что обеспечивает выполнение этой функции в любом демократическом обществе, являются профсоюзы. Роль последних приобретает в Украине все большее значение с переходом от государства, отчужденной от населения, к правовому государству и гражданскому обществу. Из второй группы функций особо значимые оппозиционная и творческая, которые тесно взаимосвязаны, хотя поопределенных условиях деятельности общественных организаций и движений может сложиться впечатление об их относительной независимости. Достижения определенной гармонии между ними возможно лишь при условии взаимопонимания между государственными органами и общественными объединениями. Деятельность последних в одной из самых главных препятствий на пути к чрезмерной государственной централизации, важным фактором создания системы социального управления со встречным движением «сверху — вниз», «снизу — вверх». Следовательно, если государство будет заботиться, чтобы деятельность организаций и движений осуществлялась в рамках правовых норм, и одновременно озаботитсяо том, чтобы заручиться их поддержкой или нейтралитетом относительно политических проблем, общественные объединения способствовать государственно процессу. Тогда оппозиционная функция, ярко выраженная в революционные, нестабильные периоды, постепенно вытесняться творческой. Такое разделение функций достаточно условно. Ведь только некоторая часть общественных организацийи движений (отнесенных к первой группе) стоит на позициях «группового эгоизма», игнорирует законные интересы других социальных групп и общества в целом и иногда даже «приводит к созданию тупиковых политических ситуаций, к деградации и даже развала политической системы и (или) важнейших компонентов ее внешней среды». Остальные общественных объединенийи движений относительно политической системы общества объединяются в выполнении общей для них функции давления на официальные институты власти. Не претендуя на политическую власть, они, однако, так или иначе пытаются на нее воздействовать, в частности на принятие политических решений. Названа функция интегративной для общественных объединений. Если же ее дифференцировать, то можновыделить целую группу функций общественных организаций и движений в политической системе общества. По мнению современных белорусских политологов, они могут быть представлены следующим образом: политическая социализация и мобилизация; агрегирования и артикуляция политических интересов; социальная интеграция; представительство социальных интересов и связь между другими политическимиинститутами и общественностью, создание дополнительных каналов политического участия, которые компенсируют их недостатки на формально-институциональном уровне; моделирование новых политических структур, поиск и испытание новых, нетрадиционных форм социальных связей. Характерно, что именно на основе общественных организаций и движений возникают и развиваютсяв современной политике так называемые группы давления. Преследуя неполитические цели, они для их выполнения активно занимаются политикой и оказывают немалое влияние на нее. Анализируя группы давления, современный французский политолог Жан-Мари Денкен предложил два основных критерия их типологии. Во-первых, это природа отстаивали интересов. Согласно ученый выделяет:группы, защищающие материальные интересы; О4) союза наемных работников; предпринимательские организации; коммерческие и сельскохозяйственные организации; группы по нравственным интересам; церкви; специализированные политические организации; политические клубы. Во-вторых, противоположность частных и публичных групп. К частным группам Ж.-М. Денкен отнес предпринимательскиеорганизации; группы по нравственным интересам; политические клубы и проч.; к публичным — группы граждан (например, территориальные коллективы); военные группы (например, представители фирм, работающих на выполнении военных заказов) и др.. Таким, группы давления представляют довольно широкий спектр организаций граждан. Однако их можно объединить общим,принятым в современной политологии понятием. Группы давления — это общественные объединения, стремящиеся удовлетворения собственных интересов путем воздействия на органы государственной власти или политические партии. Группы давления имеют в своем арсенале значительное количество средств воздействия на тех, кто принимает политические решения, и на общественное мнение. К самым распространенным следует отнестиразнообразные информационные воздействия (подготовка объективной информации для представителей власти, открытая и замаскированная пропаганда своих целей через средства массовой информации); создание при властных структурах консультативных групп из компетентных специалистов; тайный влияние (личные связи, шантаж и т др..) насилие и терроризм (политического, идеологическогохарактера). Наличие групп давления в политической жизни, с одной стороны, умножает количество косвенных политических субъектов, расширяя плюрализм, а с другой — ведет к сращивания найсильнишнх групп давления с партийными и бюрократическими группировками, усиление олигархических и корпоративных тенденций. Особую опасность для любой политическойсистемы представляют различные мафиозные структуры, возникающие вследствие сращивания преступного мира с представителями власти и социального управления. Они, во-первых, подрывают доверие граждан к существующим политическим институтам, легальных средств реализации общественно значимых и личных потребностей, во-вторых, готовят почву для возникновения или реставрациитоталитаризма. Итак, общественные объединения является важной составляющей политической системы и могут быть квалифицированы как общественно-политические организации и движения. Право на общественные объединения как неотъемлемое право человека и гражданина провозглашено Всеобщей декларацией прав человека. В Украине согласно Конституции граждане имеют право на свободу объединенияв общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения интересов, за исключением ограничений, установленных законом. Все объединения граждан равны перед законом (ст. 36). Запрещение деятельности объединений граждан осуществляется только в судебном порядке (ст. 37). Общественные организации и движения на современном этапе общественно-политическогоразвития нашего государства является своеобразным связующим звеном между политическим и гражданским обществом, между «низами» и «верхами». И именно в этом заключается их стабилизирующая, интегративная роль в обществе.
Важным элементом политической системы общества являются политические партии. Без политических партий невозможна никакая политическая система, так как в этом случае не будет второго, важнейшего после государства, элемента. Цели политической партии: Массовые партии возникли позже кадровых партий в связи с распространением всеобщего избирательного права, во многом на волне рабочего движения, как пролетарские партии. Американскими социолог С. Коэн по функциональным и организационным критериям выделил следующие типы политических партий: • контроль за деятельностью избранных депутатов и т.д. Характерные признаки таких партий: • возможность существования различных течений и даже фракций; 4. Партия-община или партия-клуб. 5. "Карманные партии".
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |