Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая партия, ее сущность, структура и функции. Типологии политических партий 2 страница




2. Типология партийных систем.

В странах современного мира сложились различные партийные системы. Их формирования определяется определенными факторами. Пожалуй, нет партийной системы, которая бы не была отражением классовой структуры общества.

Так, американский политолог Л. Етстайн называет многопартийную систему с одной господствующейпартией, модифицированную однопартийную систему, систему «два плюс одна партия», крайнюю многопартийную систему и стабильную многопартийную систему. Если к многопартийной системе с одной господствующей партией он относит Мексику, а модифицированную однопартийную систему видит в сеча, то партийная система «два плюс одна партия» существует в Великобритании, Канаде,Австрии. Крайняя многопартийная система действует во Франции.

Итальянский политолог ЦЖ. Сартори выделяет семь разновидностей партийных систем в современном мире:

1) однопартийные (бывший СССР, Албания, Куба, Монголия, Заир, Того);

2) с партией, осуществляющей гегемонию (Мексика);

3) с доминирующей партией (Япония, Индия);

4) двухпартийные(США, Великобритания, Канада);

5) умеренного плюрализма (Бельгия, ФРГ);

6) крайнего (поляризованного) плюрализма (Италия, Нидерланды, Финляндия);

7) автомизовани (Малайзия).

Однопартийная система свойственна авторитарным, особенно — тоталитарным режимам, когда управление осуществляется одной партией. Ей характерно конституционноезакрепления руководящей роли одной партии, сращивание партийного и государственного аппарата, запрет образование других партий.

Партийная система с партией-гегемоном характеризуется пассивным положением одной партии при отсутствии реальной партийной конкуренции. Все остальные партии имеют организационную автономию, но признают руководящую роль правящей партии.

Партийная система с доминирующей партией предусматривает существование нескольких партий, одна из которых уже долгое время побеждаетна выборах и единоличное формирует правительство. Двухпартийная система характеризуется доминированием двух мощных партий, одна из которых находится у власти, а другая — в оппозиции. Классическими примерами являются Республиканская и Демократическая партии США, консервативная и лейбористская партия Великобритании.

Распространенной является партийная система умеренного плюрализма,которая характеризуется существованием трех-пяти партий, ни одна из которых не превосходит и не может самостоятельно создать коалицию, а потому партии вынуждены идти на достижение компромисса по формированию правительства согласно количеству намеченным мандатов. Распространена поляризованная партийная система, при которой борьбу за власть ведут шесть и более партий. При наличии большогоколичества небольших партий, они, как правило, образуют блоки или коалиции на время ведения предвыборной кампании.

атомизированного партийная система характеризуется наличием многих маловлиятельных и немногочисленных партий. Такая система действует, главным образом, в переходных к демократии обществах. Правительство, как правило, формируется на пропорциональной основе. При условиистабилизации демократического правления она имеет тенденцию к превращению в консолидованишу и влиятельную систему умеренного плюрализма.

3. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ

ДВИЖЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Неотъемлемым элементом любого демократического общества являются разнообразные объединения граждан, их социально-политическоеназначение заключается прежде всего в том, что они помогают людям в решении проблем повседневной жизни, открывают широкие возможности для выявления общественно-политической инициативы, осуществления функций самоуправления.

Свидетельство об объединении людей с общими взглядами на природу, общество, литературу, искусство можно найти уже в древнихобществах. У разных народов возникают различные общественные объединения, в определенной степени влияют на общественно-политическое развитие. К таким можно отнести многочисленные философские школы Древней Греции, средневековые рыцарские ордена, литературные и художественные объединения эпохи Возрождения, различные тайные организации (например, масонские ложиили общества декабристов) и политические клубы Нового времени. Параллельно происходило осмысление сущности общественных объединений, их места и роли в обществе. Начиная со средневековья мыслители пытались различать государство и общество. И уже в XVIII в. ПИ. Монтескье рассматривает их как отдельные феномены. В начале XIX в. этот подход в И. Канта воплощаетсяв концепции гражданского общества, характеризующийся правовым статусом и свободой.

Американский социолог П. Плау выдвинул предположение о взаимосвязи между возникновением общественных объединений и рациональным стремлением человека к определенным выгодам, достижение которых возможно при условии социального взаимодействия и соперничества.

Вопреки разногласиямв толковании причин возникновения общественных объединений смысл существования последних определяется как совместная жизнедеятельность людей, что предполагает их взаимную зависимость и потребность друг в друге, обеспечивает сохранение и развитие социального организма. Это жизнь людей непосредственно в коллективе, социальной группе, где происходят совместная деятельность, общение,обмен услугами, пользование общими вещами и ценностями.

С расширением демократии и ростом уровня политической культуры усиливается тенденция к многообразию общественных объединений в социально-политической жизни, их влиятельности в конкретно-исторических ситуациях, наконец, к их четкой дифференциации на общественные организации и общественныедвижения. Причем особая активность названных объединений, а также динамика их разрастания и влияния наблюдаются в обществах переходного типа, где одновременно возникает множество сложных общественно-политических проблем.

Общепринятое в современной политологии понятия «общественные организации и движения» возникло на основе широкого понятия "общественные объединения«как более приближенного к современным общественно-политическим реалиям. Исходя из специфики деятельности организаций и движений, следует рассматривать их дифференцированно. Общественные организации — это массовые объединения граждан, возникающих по их инициативе для реализации долгосрочных целей, имеют свой устав и характеризуются четкой структурой. Наиболеераспространенными разновидностями общественных организаций в современном мире являются: профсоюзы; организации инвалидов; ветеранские, женские, молодежные, детские организации; научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества; творческие союзы; различные землячества, фонды, ассоциации, общества и т.п.. Характерной их признакомявляется документальное оформление целей и задач, организационно-структурное обеспечение, что, собственно, и отличает их от общественных движений.

Общественные движения имеют массовый характер и создаются с определенной целью. Однако в отличие от общественных организаций это структурно оформленные массовые объединения граждан и организаций различных социально-политическихориентаций, деятельность которых, как правило, носит временный характер и зачастую направлена??на выполнение определенных тактических задач, после чего они либо распадаются, либо консолидируются в новые политические партии! или общественные организации. Основными разновидностями общественных движений сейчас есть:

политические движения (Народный рух Украины на начальной стадии); массовыедемократические (движения за демократические преобразования, направленные на защиту прав и свобод человека, антифашистские и антидиктаторськи, против расовой и национальной дискриминации и проч.) социальные (локальные) движения; так называемые «новые социальные движения», получивших распространение в последние десятилетия (антивоенное, экологическое, неофеминистський и др.).. Одни из названныхдвижений выдвигают в своей деятельности сравнительно узкие задачи, другие ставят вопрос общенационального и общечеловеческого характера. В целом такие движения ищут и часто находят новые формы взаимоотношений граждан с государством.

Существенной причиной возвышения роли общественных движений в социально-политической жизни и в политической системе обществаявляется неспособность традиционных партийно-политических институтов своевременно заметить и трезво оценить новые реалии, связанные с возможностями участия населения в осуществлении демократических преобразований, формированием принципиально новых ценностей человеческого бытия. Анализируя возникновение и развитие общественных движений, польский политолог Ежи Вятр различает пять основныхстадий их становления: 1) создание предпосылок движения, 2) выражения стремлений, 3) агитации, 4) развитой политической деятельности; 5) стадия угасания.

В общем определении общественные организации и движения представляют собой добровольные формирования, возникающие в результате цельного волеизъявления граждан на основе общих интересов и задач. Относительнаяотстраненность от политики связана прежде всего с тем, что государство непосредственно не вмешивается в их деятельность, а лишь регулирует его в соответствии с действующим законодательством. К тому же общественные организации и движения в отличие от государственных институтов не наделены властными полномочиями. Отличаются они и от политических партий, поскольку не ставятцель овладения государственной властью. Отличие их от всех других общественных группировок связана с особенностями функционирования (возникновения по инициативе снизу, фактическая единство, обеспечение интересов своих членов и сторонников независимо от цели и характера объединения, нетрадиционность) и принципами деятельности (добровольность, сочетание личныхи общественных интересов, самоуправление, равноправие, законность, гласность). Следовательно, по своей природе и характеру деятельности общественные организации и движения не являются политическими организациями. Однако их деятельность отчасти приобретает политический характер, поскольку общественные организации и движения, во-первых, объединяют людей, входящих в спектр политическихсил (патриотические силы, национальное ориентированные группы, сторонники реформирования общества и проч.), во-вторых, является потенциальной базой для возникновения на их основе новых политических партий.

Чтобы разобраться в широком спектре общественных объединений и движений, которые возникают чаще всего вне официальных государственных структур и не укладываются ни в какие схемы,надо остановиться на их типологии. На этот счет существуют разные критерии:

1) по роду деятельности — конструктивно ориентированные, познавательные, оппозиционные, любительские, национальные и др..;

2) за поставленными целями — социально-стоимостные и асоциальные, политизированы и неполитизированные;

3) по интересам — экономическими, профессиональными, общественно-политическимии проч.;

4) по правовому статусу — легальные и нелегальные;

5) по социально-классовым признакам — например, рабочий, фермерский движения;

6) за уровнем массовости и степени топливу — профсоюзы, антивоенный и феминистское движения, с одной стороны, и фермерские движения в США или движение английских докеров — с другой;

7) за побудительнымимотивам возникновения — социальное осознанные (союзы ветеранов, студенческой молодежи, кооператоров); стоимостно-ориентированные (движение «зеленых», союз «Чернобыль»); традиционалистских обусловленные (религиозные, национальные объединения);

8) за масштабами деятельности — международные, внутригосударственные, локальные;

9) по отношению к существующему строю — консервативные,реформистские, революционные, контрреволюционные;

10) по степени и форме организации-стихийные и организованные, слабо-и высокоорганизованные.

Широкое разнообразие в целях и задачах общественных организаций и движений определяет многовариантность их функциональной направленности. Все функции, которые они выполняют в обществе, можно разделить на двеосновные группы: 1) по обеспечению защиты интересов своих членов, 2) относительно системы власти в государстве, развития общества в целом.

Из первой группы функций следует выделить защитную и вспомогательный. Общественные организации и движения защищают своих членов от государственных структур, что важно для посттоталитарных государств бывшего СССР, где законотворческий демократическийпроцесс находится в стадии формирования и где существует отрицательная постоянная тенденция невыполнения законов, неуважительного отношения к личности в государственных структурах. Вспомогательный функция выражается в предоставлении членам общественных организаций и движений через собственные структуры возможности решать их личные проблемы. Одной из самых распространенных традиционных организаций,что обеспечивает выполнение этой функции в любом демократическом обществе, являются профсоюзы. Роль последних приобретает в Украине все большее значение с переходом от государства, отчужденной от населения, к правовому государству и гражданскому обществу.

Из второй группы функций особо значимые оппозиционная и творческая, которые тесно взаимосвязаны, хотя поопределенных условиях деятельности общественных организаций и движений может сложиться впечатление об их относительной независимости. Достижения определенной гармонии между ними возможно лишь при условии взаимопонимания между государственными органами и общественными объединениями.

Деятельность последних в одной из самых главных препятствий на пути к чрезмерной государственной централизации, важным фактором создания системы социального управления со встречным движением «сверху — вниз», «снизу — вверх». Следовательно, если государство будет заботиться, чтобы деятельность организаций и движений осуществлялась в рамках правовых норм, и одновременно озаботитсяо том, чтобы заручиться их поддержкой или нейтралитетом относительно политических проблем, общественные объединения способствовать государственно процессу. Тогда оппозиционная функция, ярко выраженная в революционные, нестабильные периоды, постепенно вытесняться творческой.

Такое разделение функций достаточно условно. Ведь только некоторая часть общественных организацийи движений (отнесенных к первой группе) стоит на позициях «группового эгоизма», игнорирует законные интересы других социальных групп и общества в целом и иногда даже «приводит к созданию тупиковых политических ситуаций, к деградации и даже развала политической системы и (или) важнейших компонентов ее внешней среды». Остальные общественных объединенийи движений относительно политической системы общества объединяются в выполнении общей для них функции давления на официальные институты власти. Не претендуя на политическую власть, они, однако, так или иначе пытаются на нее воздействовать, в частности на принятие политических решений. Названа функция интегративной для общественных объединений. Если же ее дифференцировать, то можновыделить целую группу функций общественных организаций и движений в политической системе общества. По мнению современных белорусских политологов, они могут быть представлены следующим образом: политическая социализация и мобилизация; агрегирования и артикуляция политических интересов; социальная интеграция; представительство социальных интересов и связь между другими политическимиинститутами и общественностью, создание дополнительных каналов политического участия, которые компенсируют их недостатки на формально-институциональном уровне; моделирование новых политических структур, поиск и испытание новых, нетрадиционных форм социальных связей.

Характерно, что именно на основе общественных организаций и движений возникают и развиваютсяв современной политике так называемые группы давления. Преследуя неполитические цели, они для их выполнения активно занимаются политикой и оказывают немалое влияние на нее. Анализируя группы давления, современный французский политолог Жан-Мари Денкен предложил два основных критерия их типологии. Во-первых, это природа отстаивали интересов. Согласно ученый выделяет:группы, защищающие материальные интересы; О4) союза наемных работников; предпринимательские организации; коммерческие и сельскохозяйственные организации; группы по нравственным интересам; церкви; специализированные политические организации; политические клубы. Во-вторых, противоположность частных и публичных групп. К частным группам Ж.-М. Денкен отнес предпринимательскиеорганизации; группы по нравственным интересам; политические клубы и проч.; к публичным — группы граждан (например, территориальные коллективы); военные группы (например, представители фирм, работающих на выполнении военных заказов) и др..

Таким, группы давления представляют довольно широкий спектр организаций граждан. Однако их можно объединить общим,принятым в современной политологии понятием. Группы давления — это общественные объединения, стремящиеся удовлетворения собственных интересов путем воздействия на органы государственной власти или политические партии. Группы давления имеют в своем арсенале значительное количество средств воздействия на тех, кто принимает политические решения, и на общественное мнение. К самым распространенным следует отнестиразнообразные информационные воздействия (подготовка объективной информации для представителей власти, открытая и замаскированная пропаганда своих целей через средства массовой информации); создание при властных структурах консультативных групп из компетентных специалистов; тайный влияние (личные связи, шантаж и т др..) насилие и терроризм (политического, идеологическогохарактера).

Наличие групп давления в политической жизни, с одной стороны, умножает количество косвенных политических субъектов, расширяя плюрализм, а с другой — ведет к сращивания найсильнишнх групп давления с партийными и бюрократическими группировками, усиление олигархических и корпоративных тенденций.

Особую опасность для любой политическойсистемы представляют различные мафиозные структуры, возникающие вследствие сращивания преступного мира с представителями власти и социального управления. Они, во-первых, подрывают доверие граждан к существующим политическим институтам, легальных средств реализации общественно значимых и личных потребностей, во-вторых, готовят почву для возникновения или реставрациитоталитаризма.

Итак, общественные объединения является важной составляющей политической системы и могут быть квалифицированы как общественно-политические организации и движения. Право на общественные объединения как неотъемлемое право человека и гражданина провозглашено Всеобщей декларацией прав человека. В Украине согласно Конституции граждане имеют право на свободу объединенияв общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения интересов, за исключением ограничений, установленных законом. Все объединения граждан равны перед законом (ст. 36). Запрещение деятельности объединений граждан осуществляется только в судебном порядке (ст. 37).

Общественные организации и движения на современном этапе общественно-политическогоразвития нашего государства является своеобразным связующим звеном между политическим и гражданским обществом, между «низами» и «верхами». И именно в этом заключается их стабилизирующая, интегративная роль в обществе.

 

 

Важным элементом политической системы общества являются политические партии. Без политических партий невозможна никакая политическая система, так как в этом случае не будет второго, важнейшего после государства, элемента.
Политические партии являются неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества. По данным американского политолога К. Лоусона, в конце 1970-х гг. более чем в 100 странах функционировали свыше 500 партий, а ныне более чем в 190 государствах мира их число приблизилось к тысяче.
Партии - весьма своеобразный феномен политической жизни. Они непосредственно связаны с интересами той или иной социально-классовой общности, этнических или религиозных образований. По существу, партии выполняют роль посредников между группами населения и государственной властью, обеспечивая сопряжение и учет их интересов в деятельности политических институтов. Такой процесс проходит в острой политической борьбе, в чем находят конкретное отражение перипетии социально-классовых отношений.
Партии, как политический институт, не только объективно обусловлены, но и являются отражением политической жизни общества.
Политическая партия (от лат. "партио" - часть, дело) - добровольный союз граждан, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью, либо к участию в осуществлении власти в государстве.
Этимологически понятие " партия" означает часть, сторону целого, элемент. Политическая партия - это часть населения, класса, социального слоя или слоев. В учебной, монографической, справочной литературе встречается более 200 определений и называется более 30 различных разновидностей партии. Это обусловлено сложностью вычленения наиболее сущностных характеристик партии. Тем не менее, почти все определения разделяют мнение французского политолога Ж.-Л. Кермонна о том, что «партия есть организованная сила, объединяющая граждан одной политической тенденции для мобилизации мнения по определенному количеству целей и для участия в органах власти, либо для ориентирования власти на достижение своих требований». Итак, политическая партия - это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление.
Кроме историко-политологического определения партий существует и юридическое определение. Оно должно регламентировать:
политический статус и функции партии;
• постоянный характер деятельности;
• непременное участие в выборах;
• степень политического участия;
• уровень организации;
• возможности в сравнении с другими политическими институтами;
• число членов партии и даже название.
С точки зрения юридической не считаются партиями непостоянно действующие организации типа союзов избирателей, различных ассоциаций и т.п. Важнейшей государственной процедурой, представляющей официальное признание партии, дающей ей государственную защиту, является регистрация. Пройдя официальную государственную регистрацию, партия получает право на участие в выборах, на налоговые льготы, государственное финансирование и т.п.
Сущность политических партий. Существует множество подходов к определению сущности политических партий:
- понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б.А. Констан де Ребекк (1767— 1830), французский философ и писатель);
- трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина);
- институциональное понимание политической партии как
организации, действующей в системе государства (М. Дюверже).
Наиболее важной характерной чертой партии, как политического института, отличающей ее от других общественных организаций, является стремление к власти.

Цели политической партии:
• формирование общественного мнения;
политическое образование и воспитание граждан;
• выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
• выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
Более конкретно назначение партии проявляется в ее функциях:
Социальные функции партии:
• представительство, т.е. выражение определенных социальных интересов;
• обеспечение социальной интеграции, т.е. включение в политическую систему различных групп;
• смягчение, примирение конфликтных интересов;
• коммуникация между социальными группами и государ-ством.
Теоретические функции партии:
• разработка стратегии и тактики;
• выявление, обоснование и формирование интересов различных социальных слоев и групп;
• анализ состояния и теоретическая оценка перспектив общества;
• уточнение и коррекция политической доктрины.
Идеологические функции партии:
• распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения;
• пропаганда своих программных целей и политики;
• привлечение граждан на свою сторону и в ряды партии;
• социально- политическое просвещение.
Политические функции партии:
• борьба за власть;
• прямое или опосредованное участие в определении внутри- и внешне политического курса государства;
• подготовка альтернативных предложений (теневой кабинет);
• выполнение предвыборной программы;
• разработка и выполнение принципов отношений с другими партиями.
Организационные функции партии:
• реализация программных установок и решений;
• проведение избирательных кампаний;
• подбор кандидатов на выборные должности;
• подготовка кадров для правящей элиты;
• формирование правительства, руководства центральных и местных ведомств;
• формирование в парламенте партийной фракции или партийной оппозиции (для партии, проигравшей борьбу).
В структурном отношении партии представляют собой систему, в которую входят:
• партийный аппарат;
• ядро партии;
• партийная масса;
• сторонники;
• способы связи аппарата и масс, партии и общества, партии и политической среды;
• создаваемые партией молодежные, женские, иногда военные организации.
Важную роль в исследовании политических партий играет их классификация. Партии можно классифицировать по следующим основаниям:
По социальной среде деятельности:
• моносредные;
• промежуточные;
• всеобщие (универсальные).
По отношению к социальной действительности:
• революционные;
• реформистские;
• реакционные;
• консервативные.
По идеологической направленности доктрин:
• социал-демократические;
• коммунистические;
• либеральные;
• консервативные;
• конфессионные;
• монархические;
• националистические;
• фашистские (неофашистские).
По отношению к власти:
• правящие;
• оппозиционные (легальные, полулегальные, нелегальные).
По внутренней организации:
• с формальными принципами членства;
• со свободным членством;
• с сильной структурой;
• со слабой структурой.
Классической и весьма распространенной является типология партий, предложенная М. Дюверже. Он выделяет:
• кадровые;
• массовые партии.
Кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством и опираются, прежде всего, на профессиональных политиков, финансовую, экономическую элиту. В них доминируют парламентарии. Вследствие элитарного характера, они имеют, как правило, правый уклон и представлены либеральными и консервативными партиями. В качестве примера обычно приводят республиканскую и демократическую партии США.

Массовые партии возникли позже кадровых партий в связи с распространением всеобщего избирательного права, во многом на волне рабочего движения, как пролетарские партии.
Массовые партии характеризуются:
• многочисленностью;
• идеологической ориентированностью;
• преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности;
• наличием тесной связи между членами;
• сравнительно жесткой организацией.
Типология партий М. Дюверже была дополнена Ж. Блонделем. Он подразделял массовые партии на:
• представительные западного типа;
• коммунистические;
• популистские.
Р.-Ж. Шварценберг выделил среди массовых партий следующие модели:
• социалистическую;
• коммунистическую;
• фашистскую.

Американскими социолог С. Коэн по функциональным и организационным критериям выделил следующие типы политических партий:
1. Партии авангардного типа. Возникли в ходе развития рабочего движения.
Для партии этого типа характерны:
• повышенные требования к вступающим в партию;
• детальная регламентация деятельности;
• строгая определенность внутренней жизни;
• строгая партийная дисциплина и т.п.
Главный объект их политики - трудящиеся массы, их социальное просвещение, организация во имя торжества справедливости.
По мнению С. Коэна, придя к власти, подобная партия быстро становится частью административной системы, ее номенклатурой.
2. Партии, главная задача которых, - выборы. Подобные партии не имеют:
• фиксированного членства;
• партийных билетов;
• постоянных членских взносов (они формируются за счет добровольных пожертвований корпораций, частных лиц, общественных организаций и ассигнований из государственного бюджета). Как политические организации, они активизируют свою деятельность в связи с подготовкой и проведением выборов, поэтому, чтобы принадлежать к подобной партии, достаточно на выборах поддержать ее кандидатов.
3. Парламентские партии.
Их основные функции связаны с парламентской деятельностью:
• разработка стратегии и тактики избирательной кампании и предвыборной программы;
• изучение общественного мнения и выработка рекомендаций своим кандидатам;
• подбор и выдвижение кандидатов;
• решение технических и финансовых проблем предвыборной кампании;
• организация противодействия конкурентам;

• контроль за деятельностью избранных депутатов и т.д. Характерные признаки таких партий:
• компактная организационная структура;
• постоянно функционирующие органы управления;

• возможность существования различных течений и даже фракций;
• сравнительная демократичность внутренней жизни;
• возможность влияния рядовых членов на политику партии и др.

4. Партия-община или партия-клуб.
Это массовая организация, объединяющая граждан не столько на основе какой-либо политической платформы, сколько на основе общности интересов.
К этой группе можно отнести:
• "зеленых" (экология);
• "синих" (борьба за улучшение социальной среды);
• объединения защитников исторических памятников;
• всевозможные ассоциации и клубы по интересам. Политическую окраску партиям этой группы придают их
действия в отстаивании своих интересов. Зачастую эти действия касаются напрямую политической сферы (парламентская борьба, лоббирование и т.п.).

5. "Карманные партии".
Это небольшие по численности организации, созданные, как правило, несостоявшимися лидерами и под "свою" программу. Главное направление их деятельности - реализация вождистских эгоистических устремлений.
Эти партии имеют немногочисленное руководство, прежде всего, своего лидера, и не имеют строго определенной социальной базы.
Существуют и другие подходы и типологии партии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.