Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История отечественной политической мысли (Беларусь XVI-XIX вв.)




Специфика развития полит. мысли на Б. во многом определяет­ся особенностями истор-ой судьбы ее народа. В частности, следует учитывать вхождение Б. в разные истор-ие эпохи в состав Древнерусского государст­ва, ВКЛ, РП, Российской империи. Общественно-полит. жизнь Б. испытала воздействие западноевропейских и русских мыслителей. Од­нако из этого не следует, что на Б. не было оригинальных полит.учений и идей. Нельзя полагать, что белорусские мыслители лишь эклектически соединяли взгляды представителей других народов.

Особенно бурное развитие философской, общественно-полит. мысли на Б. наблюдается в эпоху Возрождения. Она представлена целым созвездием ярких имен. Следует отметить, что культура Возрождения утвердилась в ВКЛ с некоторым опозданием по сравнению со странами Западной Ев­ропы. Кроме того она основалась в обстановке усиливающейся антифеодальной и сословно-классовой борьбы.

Известно, что важнейшей установкой общественного сознания эпохи Возрож­дения, ее философским принципом видения и осмысления мира и человека был гума­низм. Однако ренессансный гуманизм на Б. носит свою специфику и отличи­тельные черты:

а) идея индивидуальной свободы в большей степени, чем в западноевропей­ском гуманизме, ограничена интересами общества;

б) идея служения общему благу в конкретных истор. условиях развития Б. приобрела национально-патриотическую форму;

в) демократизм и просвещение, убеждение в том, что духовные ценности должны быть доступны широким слоям населения как в соц. так и интеллектуальном смысле;

г) отечественный гуманизм в ряде случаев приобретает форму так называемого «христианского гуманизма».

Ренессансный гуманизм на Б. был тесно связан с Реформацией, ее ра­дикальными течениями. Представители Реформации на Беларуси часто являлись одно­временно и мыслителями-гуманистами.

Ярким представителем христианского гуманизма на Б. является Ф.Скорина (1490-1551). Во взглядах Ф.Скорины отчетливо прослеживается гуманистическая демокра­тическая направленность. Мир для него - гармоничная система, которая действует по законам разумной целесообразности. Общество как часть этой системы руководствует­ся законом совести. Человек - это высшая ценность, а высшая цель человека - слу­жение обществу.

Видным идеологом антитринитаризма был С.Будный (1533-1593). Его соц.-полит. взгляды во многом противоречивы: демократические, прогрессив­ные моменты уживаются с консервативными. Считал, что государственная власть является общественным уста­новлением и ей необходимо подчиняться.

Социально-политическая мысль эпохи возрождения на Беларуси неразрывно связана с именем А. Волана (1530—1610), который понимал необходимость реформи­рования системы гос. власти, различных сторон общественной жизни.

Значительная веха в истории политической мысли на Беларуси связана с дея­тельностью Л. Сапеги (1557-1633). Как известно, Сапега возглавлял комиссию по соз­данию третьего (1588 г.) Статута ВКЛ. Согласно Статуту права и обязанности представителей разных сословий отличались друг от друга, но не должны были зависеть от чьей-либо личной воли, а только от закона.

Видным мыслителем ХVП столетия был С.Полоцкий (1629-1680). Он осуждает тиранию как форму правления, был сторонником сильной гос. власти в руках «просвещенного монарха». Гос-во должно уподобиться крепкому телу, а правительство умной голове.

Виднейшим представителем революционной демократии на Б. был К.Калиновский (1838-1864). Среди основных положений его соц.-полит. доктрины можно выделить следующие:

- критикует феодально-крепостнические общественные отношения.

- категорически отрицается самодержавие как форма правления.

- все государственные и общественные дела должен решать простой народ через «сходки людей выборных».

- развитие национальных школ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.