КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История политической мысли в России
История российской полит. мысли имеет богатую, традицию. Среднее положение Р. между двумя цивилизациями - западной и восточной - обусловили особенность русской общественно-полит. мысли: с одной стороны - наибольшая оригинальность; с другой стороны — соотнесенность с западноевропейской традицией. В своих трудах, речах и проповедях Ф.Прокопович выдвигал идеи просвещенного абсолютизма. Отходя порой от традиций религиозного объяснения истории, Прокопович высказывал идеи, созвучные концепциям «естественного права» и «общественного договора». Самой крупной фигурой в «Ученой дружине» был В.Н. Татищев (1686 - 1750). В социологии и своих полит. воззрениях Татищев выступает как просветитель и как сторонник теории естественного права. Руководствуясь просветительскими принципами в общественной науке, Татищев разрушал теологическое объяснение истории. А.Д. Кантемир (1708—1744) рассматривал петровское государство в качестве идеала общественной организации, поскольку оно открыло дорогу просвещению и развитию национальной культуры. Полит. взгляды Кантемира, выражавшие идеологию служилого дворянства, своеобразно связаны с теорией естественного права и принципом «общей пользы». Крупным мыслителем второй половины ХVIII века, поставившим наиболее сложные и важные теоретические проблемы своего времени, был А.Н. Радищев (1749 - 1802). С его деятельностью связано зарождение нового, революционного направления в антикрепостнической идеологии, соответствующей дворянскому этапу в российском освободительном движении. Выдающимися деятелямидворянского этапа русского освободительного движения были декабристы. Декабристы не были едины в решении многихпрограммныхвопросов. В политической средедекабристов выделялось два направления: часть декабристов (Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, А.А. Бестужев и др.) высказывались за республиканскую форму правления; другая группа (Н.И. Тургенев, С.П. Трубецкой, Г.С. Батеньков, Н. Муравьев и др.) за конституционную монархию. Одной из главных задач официально-охранительной идеологии становится обоснование невозможности в Р. классовой борьбыи революции. С этой целью выдвигались двеосновополагающий идеи: 1) идеяпровиденциализма православного толка; 2)на провиденциалистской основе создается так называемая теория "официальной народности". Обоснование необходимости развития Р. по особому пути мы находим и в соц.-полит. концепции славянофилов. Представителями славянофильства, которое организационно оформилось в 1639 году, были Хомяков Л.С. (1804—1860), Киреевский И.В. (1806—1856), Аксаков К. С. (1817—1860), Самарин Ю.Ф.( 1819—!876). Славянофилы, как к теоретики «официальной народности» пытались доказать исключительность русского уклада жизни, который исключает всякие антагонизмы. Особое место в истории развития полит. идей занимает революционно-демократическая традиция русской полит. мысли. Ее представителями были В.Г. Белинский (1611—1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813—1877), Н.Г. Чернышевский (1628—1889), Н.Л. Добролюбов (1836—1861), Д.И. Писарев (1840-1868). Изучение российской полит. мысли предполагает анализ феномена русского "народничества" - идеологии и движения разночинной интеллигенции господствовавшие на буржуазно-демократическом этапе освободительного движения в Р. и объективно отражавшие антифеодальные интересы крестьянства. В народничестве сосуществовали две тенденции - революционная и либеральная. Т. о. в 19в. родились и оформились все основные направления полит. мысли, которые получили дальнейшее развитие в 20 в. Характерные черты полит. мысли 19 века: - Необычайное разнообразие различных полит. учений и идей. - Преобладание крайностей: радикализм и консерватизм. - Тесная взаимосвязь полит., философских, нравственных и религиозных идей и концепций. - Чрезмерная идеализация, а также мифологизация. - Своеобразие набора и содержания поставленных вопросов и решаемых задач. - Категоричность радикализма и консерватизма, слабое восприятие обществом либеральных идей. - Недостаточная экономическая, полит. и правовая обоснованность ряда важных идей и путей их практической реализации. - Слабая постановка систематического изучения и преподавания полит. наук в учебных заведениях.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |