КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные теории элит. Функции, типология, циркуляция элит
Французское слово «элита» означает лучший, отборный, избранный. Полит. элита – это большая соц. группа, обладающая определенным уровнем полит. влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества. Корни концепции элит уходят в глубокую древность, когда общество уже делили на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Платон считал, что править древнегреческим обществом должны аристократы духа – философы. В древневосточной традиции правитель должен использовать рекомендации мудрых советников. В Древнем Египте управлять могли высшие жрецы. Современное истолкование термина «полит. элита» было введено в политологию в начале 20 в. Первые классические теории элит были разработаны в кон. 19 – нач. 20 вв. итальянскими политологами Г. Моской и В. Парето, а также австрийским политологом Р. Михельсом. Существование элиты обусловлено следующими факторами: психологическими и соц. особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; наличием закона разделения труда, который требует проф. занятия управлением, определенной специализации; значительностью управленческого труда и его соответствующим стимулированием; обширными возможностями использования управленческой деятельности в целях получения соц. привилегий (т.к. подобная деятельность напрямую связана с распределением ценностей); невозможностью осуществления всеобъемлющего, тотального контроля за полит. руководителями; аполитичностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне сферы политики. Главная задача полит. элиты – создание устойчивого равновесия полит. сил, формирование стабильного и эффективного режима, разработка и обеспечение стратегического курса эффективного, конкурентоспособного и демократического развития. Полит. элита является центральным звеном гос. управления, от деятельности которого в значительной степени зависят направление и ход полит. развития общества, функционирование полит. системы. Функции полит. элиты: – стратегическая – определение полит. программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев;– организаторская – осуществление на практике выработанного курса, воплощение полит. решений в жизнь;– интегративная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его полит. и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций. Типология полит. элиты по вертикали: – высшая – принимающая значимые для всего гос-ва решения;– средняя – губернаторы, депутаты парламента, лидеры полит. партий и движений;– низшая – полит. деятели местного масштаба. Типология полит. элиты по горизонтали: – федеральная – на уровне всего гос-ва;– провинциальная – на уровне округов, областей. По своей структуре властная элита может быть подразделена: – на гос.-управленческую; – партийно-полит.; – общественно-полит.;– корпоративно-административную и олигархическую; – военно-полит.; – научно-консультационную; – контрэлиту. Полит. элита делится также: – на правящую, которая непосредственно обладает гос. властью;– оппозиционную, которая к получению данной власти стремится, находясь в состоянии конфронтации с правящей. 38. Политические кризисы и конфликты: источники, виды и роль в общественно-политической жизни. Полит. Конфликт – столкновение, противоборство различных соц.-полит. сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего полит. статуса, с полит. перспективами развития общества. Противоположными ему формами являются сотрудничество или соперничество. Стороны полит. конфликта: индивиды; малые и большие соц. группы; этнические группы: род, племя, народ, нация, цивилизация; соц.-полит. организации. Основу полит. конфликта составляют соц.-экономические, этнические и полит. противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. Стадии развития конфликта: 1) скрытая, или латентная, форма: – понимание возникновения объективной конфликтной ситуации;– осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации;– осознание препятствия для удовлетворения интереса;– осознание своих интересов и препятствий другой стороной;– отрицательный ответ на предпринятые одной из сторон конкретные действия; 2) открытая, или стадия противостояния: – полит. воззвания, угрозы;– активное создание помех и причинение косвенного вреда;– действия, направленные на захват и удержание спорного объекта;– подчинение и захват субъекта (объекта);– насилие или нанесение прямого физического ущерба; 3) послеконфликтная стадия: – тупик;– применение насилия;– мирное урегулирование. Функции полит. конфликтов: негативные – при отсутствии воли к сотрудничеству и мирному урегулированию могут привести к катастрофам, разрушению окружающей среды; позитивные – способствуют четкому формулированию позиций участников, созданию союзов и коалиций; позволяют предотвратить процессы дестабилизации власти и дезинтеграции общества. Типы полит. конфликтов: 1) по времени действия: затяжные или скоротечные;2) по интенсивности: слабые или сильные;3) по масштабам действия: локальные или региональные;4) по формам проявления: мирные и немирные;5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые;6) по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные;7) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные;8) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние; Региональный конфликт заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных соц.-полит. ориентаций в регионе. Этнополит. конфликты – форма межгруппового полит. действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. Понятие «этнополитический конфликт» охватывает широкий круг ситуаций. Полит. кризис - состояние полит. системы общества, выраженное в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении полит. напряженности и нестабильности. Можно выделить внешнеполит. кризисы, которые обусловлены международными конфликтами, и внутриполит. кризисы (правительственный, парламентский, конституционный). Правительственный кризис наступает вследствие утраты правительством доверия в обществе, парламенте. Парламентский кризис означаетпаралич парламента. Выход из него - либо отставка правительства, либо роспуск парламента и назначение досрочных выборов. Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия основного закона страны - конституции. Она утрачивает легитимность, требуется ее качественный пересмотр.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |