Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая мысль античности. Главные произведения Платона: «Государство», «Политик», «Законы», написаны в форме диалогов.Справедливый человек нисколько не отличается от справедливого




Главные произведения Платона: «Государство», «Политик», «Законы», написаны в форме диалогов.Справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, а, напротив, схож с ним. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в госу-дарстве три сословия: правителей, воинов и производителей.Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соподчиненности этих начал во имя целого. Способ-ности рассуждать (философам) подобает господствовать; яростному началу (воину) – быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленни-ками, земледельцами) которое «по своей природе жаждет богатства». Вся жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. В сослови-ях правителей и воинов не должно быть частной собственности (т.к. не должно быть конкуренции). Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семьи в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство. Платон – против край-ностей богатства и бедности, он за умеренность, за средний достаток.

Идеальное государство Платона – справедливое правление лучших. Этот тип с государственного устройства можно назвать двояко: если среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью, если несколько правителей, тогда это будет аристократия.Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других:

1) Тимократия - власть честолюбцев, как правило принадлежащих к классу военных.2) Олигархия – правление одного круга богатых людей.

3) Демократия – уравнивает равных и неравных.4) Демократия опьяняет свободой и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тира-ния. Дальнейшее развитие политологии в Древней Греции продолжал АристотельГлавные работы: «Политика», «Этика», «Афинская полития». Именно Аристотель ввел термин «полити-ка». Согласно учению Аристотеля, государство – это продукт естественного развития, высшая форма общения людей. Низшие формы, по его мнению, – семья, община.Так же как Платон, Аристотель делит формы государства на: правильные и неправильные. При правильных правители заботятся об общей пользе, при неправильных – о личном благе. Правильные: монархия, аристократия, республика.Неправильные: тирания, олигархия, охлократия.

Идеальная форма – политика, где правит большинство в интересах общей пользы. Здесь доминирует средний элемент, то есть не только средний класс, но и умеренность во всем.

Аристотель предлагал следующую модель государства:

1) население должно быть достаточным и легко обозримым, доступным для контроля;2) территория должна быть для удовлетворения умеренных потребностей;

3) население делится на граждан и рабов. Граждане занимаются военными, судебными, законода-тельными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – удел рабов;

4) земля делится на 2 части. Одна находится в общем пользовании; другая – в частном владении (рас-пределяется по жребию).

4. Политическая мысль нового времени.

Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.Политическую мысль этого периода можно разделить на следующие идеи: теория общественного договора (Гоббс), теория естественного права (Локк), теория разделения властей (Монтескье), об этапах общественного неравенства, об общественном договорном и народном суверенитете (Жан Жак Руссо).Томас Гоббс. Гл. произведения: «Философское начало учения о гражданине», «Левиафан». На идеи Гоббса большое влияние оказала английская буржуазная революция. Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных. После возникновения государства люди не имели возможности изменить форму правления. Идеальная форма государства – монархия, в которой правитель действует на основе закона. Джон Локк. Гл. работы: «Два трактата о государстве и правлении».Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.Шарль-Луи де Монтескье. Гл. работы: «Персидские письма», «О духе законов».Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. По мнению Монтескье, основная ценность – это политическая свобода. Законы должны быть естественными и позитивными; они должны соответствовать природе и форме правления, географическим факторам, образу жизни населения, традициями и т.п. Монтескье считал, что лучший тип общественного устройства – конституционная монархия. А вообще, оптимальная форма правления зависит от размеров территории государства: для небольших – республика, для средних – монархия, для больших – деспотия.Жан Жак Руссо. Гл. работы: «Об общественном договоре». Естественно состояние – ни рабов, ни господ. Так как люди передают власть, свои права на основе договора, то суверенитет власти принадлежит народу, следовательно, идеальная форма государственного устройства – демократия. Для эффективного ее осуществления необходимы социальное равенство (частная собственность должна быть распределена равномерно), политическое единство и прямая форма демократии.Руссо считал, что волю отчуждать нельзя, следовательно, она не может быть представлена. Значит, представительная власть – это рабство. Демократия и свобода существуют только там, где законодателем является сам народ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.