КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос№17.Характеристика политического режима российского общества
Политический режим в современной России 1.2. Осуществление власти в современной России Наряду с демократической формой политической системы, закрепленной в Конституции РФ 1993 года, осуществление власти в современной России в течение последнего десятилетия было связано с рядом особенностей, входящих в противоречие с конституционными положениями. Среди основных следует выделить следующие особенности: Пуляев В.Т. Россия в историческом пространстве. Теоретический очерк. Вып.2. СПб., 2004. С. 150 - гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов, которая приводит к тому, что президент зачастую не мог эффективно осуществлять свои полномочия; - номинальность разделения властей - законодательной и исполнительной, центральной и региональной, приводит к их политической борьбе за влияние на политические, экономические, социальные и иные ресурсы власти; - неэффективность государства как основного социаль-ного института, непосредственно управляющего об-ществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни, решить проблемы бедности; - сочетание форм авторитарно-олигархического прав-ления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью, что было наиболее характерным для России периода 1990-х гг.; - фактическая подконтрольность правительства толь-ко президенту и его полная зависимость от политиче-ской конъюнктуры, а не результатов деятельности, в результате чего происходила кадровая чехарда порой без соотношения с качеством работы правительства; - множественность режимов; - концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собствен-ников, разбогатевших нелегитимными методами, имевшая место в основном в 1990-х гг., но обладающая огромным влиянием и в настоящее время, что приводит к использованию криминальных мето-дов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности; - значительная укорененность неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративиз-ма вместо плюралистической демократии; - малочисленность и организационная слабость партий, лишенных социальной базы и неспособных эффективно выпол-нять основную функцию посредника между властью и обществом; - широкие масштабы лоббистской деятельности, нере-гулируемой законодательными актами и неподконт-рольной обществу; - неразвитость системы местного самоуправления, за-висимого от региональных элит; - отсутствие в обществе единой идейно-ценностной и нормативной сис-тем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение. Сложившийся общественный порядок имеет глубокие корни в оте-чественной институциональной и политико-культурной традиции моносубъективности власти, то есть сосредото-чении властных ресурсов в одном персонифицированном институте при сугубо административных функциях всех других институтов. Существующая конфигурация политической власти соз-дает специфическую ситуацию, при которой легитимируе-мые всенародным голосованием институты государства, участвуя в формировании исполнительной власти, реально никакой ответственности за ее деятель-ность не несут. Правительство, назначаемое президентом и только ему подотчетное, в любой момент может быть отправлено в отставку по соображениям политической целе-сообразности или вследствие «подковерной» борьбы. Согласно Конституции Российской Федерации Государ-ственная Дума зависит от решений Совета Федерации, фор-мирующегося на основе регионального представительства, основанного не на выборах, а зачастую на личном отношении руководителей ветвей власти субъектов федерации к назначаемым персонам. Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. Ростов н/Д, 2003. С. 284 При этом законодательная власть Федерального Собрания в свою очередь ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, прак-тикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнение любых законов. 1.3. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России В современной России еще сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. В этой связи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превраще-ния всей массы населения в наемных рабочих государства и то-тальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэкс-плуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого довоспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий. Сложность реформирования тоталитарной организации в Рос-сии заключается в том, что для ее осуществления необходимо значительно поднять уровень оплаты труда наемной рабочей силы, для чего нужны обширные капиталовло-жения. В то же время для повышения эффективности экономики также необходимы значительные дополнительные инвестиции. Повысить уровень инвестирования экономики для ее модернизации и одно-временно повысить оплату труда всей массе наемных работников без больших иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система мобилизации наемного персонала, который должен ра-ботать лучше, чем при социализме, за значительно меньше доре-форменной оплату труда. В то же время многие противоречия, возникшие еще в эпоху социализма, не разрешены. Идет очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти. Ослабли контрольные функции власти, что позволяет элите решать свои корпоратив-ные проблемы за счет общества. Однако вариант возврата к тота-литаризму вряд ли возможен, даже в случае выхода из-под кон-троля государственной власти. Но неустойчивость этой ситуа-ции, сложность социально-политической обстановки затрудняют процессы демократизации России и создают условия для усиле-ния в стране авторитаризма. Политический режим совре-менной России может быть охарактеризован как демократиче-ский с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001. С. 283 Авторитар-ность заложена в традициях российского общества. В современ-ных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и на-правленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В резуль-тате реформ образовался в стране огромный разрыв между бога-тыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «средне-го класса» ведет к росту авторитарных настроений. В ходе приватизационной политики, проводимой в 1990-х гг., значительная часть государственной собственности оказалась в руках малочисленных, но могущественных финансово-промыш-ленных групп, монополизирующих средства массовой информации и рас-пространяющих свое влияние на политику исполнительной и за-конодательной ветвей власти. Тем самым эти «империи» превра-тили существующий режим в корпоративно-олигархический. Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону испол-нительной власти, и особенно президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет. Усилению авторитарных тенденций способствуют такие факторы, как: Пуляев В.Т. Россия в историческом пространстве. Теоретический очерк. Вып.2. СПб., 2004. С. 140-149 - перманентный рост преступности; - природные катаклизмы; - этнорегиональные конфликты; - военные столкновения; - нестабильность ситуации внутри правящих элит; - распространение терроризма; - военные действия в Чечне. Надо отметить, что тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят качественно новые задачи, требую-щие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов. 1.4. Демократические тенденции в политическом режиме современной России С другой стороны, в современной России все отчетливее проявляются характерные черты де-мократии: строятся основы правовой государственности и созда-ются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредс твенной демократии, существует систе-ма разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных; нет ведущей идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существует внешняя независимость средств массовой информации и коммуникации. Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформа административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионная реформа и т.д. Следует отметить, что наряду с тенденцией к авторитаризму и олигархизации власти действует и противопо-ложная тенденция - укоренения в общественном сознании общедемократических ценностей. По данным Института социологического анализа, от 67 до 98% населения разде-ляют ценности, нехарактерные для традиционной этатистской политической культуры России: свобода необходи-ма российским гражданам не меньше, чем людям Запада; жизнь человека является самой большой ценностью; за-кон обязателен для каждого - от президента до простого человека; частная собственность священна и неприкосно-венна; государство тем сильнее, чем выше благосостояние населения. Ввиду неэффективности российской власти растет чис-ло сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую сис-тему путем перераспределения полномочий в пользу Госу-дарственной Думы, правительства и премьера. Независи-мо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права фор-мирования правительства и контроля за его деятельностью. В отсутствие массового среднего класса, влиятельных самостоятельных партий и независимого от власти местного самоуправле-ния перспективы демократической трансформации автори-тарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов - от наличия в самой правящей элите влиятель-ных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирую-щееся «транснациональное гражданское общество». Следует также отметить, что здоровый государственный кон-серватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусло-вен в плане демократизации ее политического режима. Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |