Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысловая регуляция поведения личности




Смысловая регуляция поведения личности. Понятие смысла в работах А.Н. Леонтьева и В. Франкла.

То, что присуще только человеку и каждому человеку – это его внутренний мир. Внутренний мир – не только образ внешнего, такой образ есть и у животных. Внутренний мир имеет своё специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом (хотя и не полностью) зависят от мира внешнего.

Поведение животных определяется двумя факторами:

· Внешними стимулами, вызывающими автоматические инстинктивные или прижизненно сформированные реакции

· Внутренними состояниями напряжения тех или иных потребностей.

Взаимодействие этих двух форм детерминации может порождать очень сложное поведение, но это поведение подчинено только одной логике – логике удовлетворения своих потребностей.

Сальваторе Мадди выделил три группы человеческих потребностей: Биологические, Социальные, Психологические (это новое, потребности в суждении, символизации, воображении).

В связи с этими группами выделяет два пути развития личности:

· Биологические и социальные доминируют: конформистский тип (тип поведения подчинённый реактивной логике)

· Психологические доминируют: индивидуалистский (тип поведения подчинённый смысловой логике)

Личность живёт в мире, отношения с которым она строит на основании логики жизненной необходимости – логики, в свете которой каждое действие и обстоятельство выступает как имеющее смысл. Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов.

Потребности и личностные ценности занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре порождения смыслов.

Таким образом, и поведение человека может быть подчинено логике удовлетворения своих потребностей или смысловой логике.

 

В психологии смысл определяется как категория объек­тивно-субъективная. Одной своей частью он расположен вне субъекта — в объектах восприятия, осмысления, де­ятельности. Другой частью смысл принадлежит субъекту, является единицей сознания.

Определяя смысл через отношения, А.Н. Леонтьев вво­дит категорию «личностный смысл», выражающую не си­туативный выбор из семантического поля, а интегрирован­ную целостность психического. «Личностные смыслы отра­жают мотивы, порождаемые действительными жизненными отношениями», и «выражают именно его (субъекта) отно­шения к сознаваемым объективным явлениям».

Личностный смысл является отношением мотива к цели, имеет объективную предметную сторону и ха­рактеризует уникальную субъективность данного индивида. «Личностный смысл — это всегда смысл чего-то: «чистый», непредметный смысл есть такая же бессмысленность, как и предметное существо».

В. Франкл: тео­рия логотерапии и экзистенциального анализа. Она представля­ет собой сложную систему воззрений на природу и сущ­ность человека. Его основной тезис — человек стремится об­рести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным. Человек не изобре­тает смысл, а находит его в мире, в объективной действи­тельности, «именно поэтому он выступает как императив, требующий своей реализации». В психологической структу­ре личности В. Франкл выделяет особое, «ноэтическое из­мерение», в котором локализованы смыслы. Это измерение несводимо к измерениям биологического и психологическо­го существования человека; поэтому, смысловая реальность не поддается объяснению через психологические и тем более биологические механизмы и не может изучаться традиционными психологическими методами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.