КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смысловая регуляция поведения личности
Смысловая регуляция поведения личности. Понятие смысла в работах А.Н. Леонтьева и В. Франкла. То, что присуще только человеку и каждому человеку – это его внутренний мир. Внутренний мир – не только образ внешнего, такой образ есть и у животных. Внутренний мир имеет своё специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом (хотя и не полностью) зависят от мира внешнего. Поведение животных определяется двумя факторами: · Внешними стимулами, вызывающими автоматические инстинктивные или прижизненно сформированные реакции · Внутренними состояниями напряжения тех или иных потребностей. Взаимодействие этих двух форм детерминации может порождать очень сложное поведение, но это поведение подчинено только одной логике – логике удовлетворения своих потребностей. Сальваторе Мадди выделил три группы человеческих потребностей: Биологические, Социальные, Психологические (это новое, потребности в суждении, символизации, воображении). В связи с этими группами выделяет два пути развития личности: · Биологические и социальные доминируют: конформистский тип (тип поведения подчинённый реактивной логике) · Психологические доминируют: индивидуалистский (тип поведения подчинённый смысловой логике) Личность живёт в мире, отношения с которым она строит на основании логики жизненной необходимости – логики, в свете которой каждое действие и обстоятельство выступает как имеющее смысл. Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов. Потребности и личностные ценности занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре порождения смыслов. Таким образом, и поведение человека может быть подчинено логике удовлетворения своих потребностей или смысловой логике.
В психологии смысл определяется как категория объективно-субъективная. Одной своей частью он расположен вне субъекта — в объектах восприятия, осмысления, деятельности. Другой частью смысл принадлежит субъекту, является единицей сознания. Определяя смысл через отношения, А.Н. Леонтьев вводит категорию «личностный смысл», выражающую не ситуативный выбор из семантического поля, а интегрированную целостность психического. «Личностные смыслы отражают мотивы, порождаемые действительными жизненными отношениями», и «выражают именно его (субъекта) отношения к сознаваемым объективным явлениям». Личностный смысл является отношением мотива к цели, имеет объективную предметную сторону и характеризует уникальную субъективность данного индивида. «Личностный смысл — это всегда смысл чего-то: «чистый», непредметный смысл есть такая же бессмысленность, как и предметное существо». В. Франкл: теория логотерапии и экзистенциального анализа. Она представляет собой сложную систему воззрений на природу и сущность человека. Его основной тезис — человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным. Человек не изобретает смысл, а находит его в мире, в объективной действительности, «именно поэтому он выступает как императив, требующий своей реализации». В психологической структуре личности В. Франкл выделяет особое, «ноэтическое измерение», в котором локализованы смыслы. Это измерение несводимо к измерениям биологического и психологического существования человека; поэтому, смысловая реальность не поддается объяснению через психологические и тем более биологические механизмы и не может изучаться традиционными психологическими методами.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |