Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение как межличностное взаимодействие. Межличностный конфликт




Как действует

Характеристика механизма

Вид механизма

Общение как понимание людьми друг друга. Психологический механизм восприятия человека человеком.

Общение как понимание людьми друг друга

В общении осуществляется также и взаимное восприятие его участников. Общающиеся всегда могут:

понять, что представляет собой партнер по общению, каков его внутренний мир;

оценить уровень установившегося взаимопонимания.

Общаясь с собеседником, важно знать, как тот себя оценивает. Это повышает эффективность общения.

Самооценка человека влияет на восприятие окружающих: если человек уважает себя, то он может уважать других. Кроме того, она влияет на возникновение симпатии: если человек уверен, что он честен, красив, то он своим поведением как бы «подсказывает» отношение к себе. Наконец, самооценка влияет на возникновение удачливости: если человек убежден в своих способностях, ловкости, ответственности, то таким он и будет в реальности. Только ощутив свою собственную высокую самооценку, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Таким образом, человек с высокой самооценкой внушает доверие и уважение и сам постоянно ощущает свою высокую значимость.

 

· Идентификация

1. (отождествление, уподобление себя другому человеку)

2. Когда человек «продумывается»

3. Постановка субъектом себя на место другого и взгляд на вещи с его рациональной точки зрения

· Эмпатия

1. (способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания)

2. Когда человек «прочувствуется»

3. Это прочувствование состояния партнера, скрытого смысла сказанного им. Стремление эмоционально откликнуться на его проблемы

· Рефлексия

1. (знание того, как партнер понимает меня. Процесс зеркального отношения друг к другу)

2. Как будет тот, «другой», понимать меня

3. Знание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению

· Стереотипизация

1. (процесс приписывания сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы (общности))

2. Когда человеку приписывается сходная характеристика (штамп)

3. Восприятие, классификация и оценка социальных объектов на основе определенных представле­ний

 

Общение - это одна из основных сфер человеческой жизни. Виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредственным, лицом к лицу, и опосредованным теми или иными средствами, например техническими (телефон, телеграф и т.д.); включенным в ком текст той или иной профессиональной деятельности и дружеским; субъект-субъектным (диалогическим, партнерским) или субъект-объектным (монологическим).

Психологическое влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных.

Вербальный означает словесный. Вербальные средства воздействия -это слова.

Паралингвистический означает связанный с речью, окружающий речь, но не являющийся самой речью.

Например, громкость или быстрота речи, артикуляция, интонации, паузы в речи, смешки, зевки, всхлипывания, фырканье, покашливание, присвистывание, прищелкивание языком, подражание звукам животных и др.

Эти сигналы могут изменять действие произносимых слов, в одних случаях усиливая или ослабляя его, а в других — изменяя их смысл.

Если человек говорит: Обещаю, что обязательно это сделаю! с уверенной и искренней интонацией в голосе, то мы ему верим. Однако если он говорит это скучающим тоном, фыркает, подчеркнуто всхлипывает или нечаянно зевает - мы склонны усомниться в искренности обещания.

 

Невербальный означает несловесный. К невербальным средствам общения относятся взаимное расположение собеседников в пространстве, например, расстояние между ними, их перемещения и движения в этом пространстве, их позы, жесты, мимика, направление взгляда, прикосновения друг к другу, а также зрительные, слуховые и иногда обонятельные сигналы, которые один человек вольно или невольно передаст другому параллельно с речью.

Внешность человека, шум, который он производит, запах духов - все это также невербальные сигналы. Невербальные сигналы тоже могут усиливать действие слов, ослаблять ею или совершенно изменять их смысл.

Например, если человек поворачивается к двери и, стоя спиной к собеседникам, произносит: Очень рад был с вами познакомиться, то это может вызвать недоумение или недоверие.

Парадокс состоит в том, что большинство людей, готовясь повлиять на чье-либо решение или отношение, думают прежде всего о словах, которые они скажут.

Между тем правильнее было бы думать прежде всего о том, как произнести слова и какими действиями их сопровождать.

По известной американской формуле Меграбяна, при первом встрече каждый из нас на 55% верит невербальным сигналам другою человека, на 38% - паралингвистическим и лишь на 7% - содержании речи.

При последующих встречах это соотношение может измениться, однако значение невербальных и паралингвистических сигналов не стоит недооценивать.

 

Инициатор влияния - тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов.

Адресат влияния - тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии инициатива может не переходить от одного партнера к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, - адресатом.

В процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние людей друг на друга, так что в большинстве случаев человек одновременно является и инициатором, и адресатом влияния.

 

Межличностный конфликт - взаимные враждебные осознанные действия между партнерами по общению или взаимодействию.

В межличностных конфликтах происходит обмен обвинениями. Как правило, в происходящем конфликте есть вклад обоих, но обвинение утверждает, что один (обвиняющий) «белый и пушистый», а во всем виновата другая сторона. Как правило, обвинение - это снятие ответственности с себя и перекладывание ответственности на другого. Обвинение является ярко выраженным конфликтогеном, вопрос не решает и только накаляет обстановку еще больше.

Психологическое влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.