Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика познавательных процессов




 

Для того чтобы структурно представить область изучения человека как субъекта познания, выделяют три ее необходимые “со­ставляющие”. Первое место занимает сам познающий субъект, две другие составляют то, на что направлена его активность – это окружающий человека предметный мир и мир других людей, с которыми он взаимодействует. Понятно, что данная “триада” есть определенное единство: человек является частью предметного и социального миров, которые он познает в их взаимосвязи.

Человеческое познание, как это известно из гносеологии, подразделяется на чувственное и рациональное.

К первому уровню относится познание с помощью органов чувств, отражающих отдельные свойства вещей (ощущения) и предметы в целом (восприятие).

Ко второму – познание, выходящее за доступные органам чувств границы и направленное на выявление существенных свойств, связей и отношений между предметами (мышление).

Психология познания дополняет философскую схему. Во-пер ­ вых, она расширяет число психических процессов, так или иначе связанных с познавательной сферой человека, включая в нее внимание, память, воображение. Во-вторых, психологическое изучение этой сферы исходит из факта реальной связи познавательных процессов: характер отдельных ощущений обусловлен восприятием целого предмета, привлечение к нему внимания помогает его запомнить и т.д.

Предметом психологии познания являются не только отдельные его процессы, средства и способы, но прежде всего – познающий мир человек. Это означает, что исследователь может не ограничиваться изучением лишь познавательной сферы субъекта, но и учитывать ее действительные взаимосвязи с его потребностно-мотивационной сферой, эмоциональной и волевой регуляцией деятельности. Для того чтобы не утерять при разборе отдельных процессов познающего субъекта в целом, психология познания разрабатывает такие общие понятия, которые характеризуют любой познавательный процесс. Так, объективные условия познания, которые определяют его возможности и ограничения, связаны с особенностями реальной деятельности субъекта, его общественной и индивидуальной жизни. Эти условия отражены в определенном психическом (сознательном) представлении познаваемой субъектом реальности – целостном образе мира, в котором он живет и действует. В когнитивной психологии этому общему понятию соответствует ряд таких конкретных понятий, как “когнитивная карта”, “схема”, “основа (рамка)” и т.п. Все они относятся к фундаментальным условиям и средствам познания, благодаря которым человек как бы структурирует окружающий мир при его восприятии, запоминании, осмыслении. Логически ясно, что такие средства должны существовать, да и житейской психологии легко доступен тот факт, что каждый из нас смотрит на мир разными “глазами”. Научному же психологу нужно доказать необходимость привлечения таких понятий для объяснения реальных фактов (приложение, пример 12).

Наличие когнитивных карт у человека, то есть топографических, пространственных и других образных представлений о той местности, районе, городе, где он живет и работает, – очевидный факт. Впрочем, и в данном случае оно доказывается не прямо, а косвенно: так, объясняя товарищу – вербально, рисунком или “на пальцах”, как попасть в то или иное место, мы говорим об улицах, перекрестках, приметных домах и транспортных маршрутах, а не о тех познавательных средствах, благодаря которым город отражается в нашем отчете определенным образом. Между тем специфика когнитивной карты местности зависит от ряда факторов и условий, прежде всего тех практических задач, которые человеку приходится решать. То, как действует человек в предметном и социальном окружении, решая свои задачи, отражается в том, как он его себе представляет. Легко понять, что пешеход воспринимает тот или иной городской район иначе, чем автомобилист, привыкший оперировать “сеткой” транспортных линий и узлов. Представление о городе у профессионального почтальона, работающего на определенном маршруте, будет отличаться от когнитивной карты этого маршрута у любого другого жителя.

Пространственные характеристики когнитивной карты связаны с временной динамикой решения задач: большое количество возможных остановок (светофоров) на транспортной магистрали существенно “удлиняет” ее в когнитивной карте водителя. Немалую роль в структурировании когнитивных карт играет также эмоциональный, личностный опыт человека (представление о родном городе и др.). Таким образом, реальные способы выполнения человеком различных жизненных задач становятся для него средствами познания окружающего мира.

Факт организации внешнего опыта теми или иными способами – яркое свидетельство активности субъекта познания. Воспринимая и запоминая предметы, явления, ситуации, человек не копирует их во всех деталях, но как бы выбирает определенные свойства, отношения. Для объяснения такого отбора предложено одно из основных понятий когнитивной психологии – “когнитив­ная схема”, или “рамка”. Когнитивная схема объекта соответствует определенной “схеме действия” с ним (Ж. Пиаже). Когнитивные схемы и есть средства организации человеком воспринимаемой им внешней стимуляции, источников возможных предположений, гипотез о ее предметном и социальном содержании, форм сохранения и воспроизводства этого содержания в общественном и индивидуальном сознании людей (приложение, пример 13).

Следует подчеркнуть, что под воздействием социального стереотипа внешние признаки незнакомого человеческого лица объединяются и структурируются в целостный тип, психологическое единство (См.: Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983. С. 98-132).

Профессиональные, возрастные, культурные различия людей проявляются как в содержании, так и структуре когнитивных карт и схем и тем самым в самом характере процесса познания. Так, глобальный либо отчетливый (дифференцированный) характер восприятия предметов, их деталей и соотношений позволяет выделить разные когнитивные стили человека. Классическим приемом его диагностики является “тест скрытых фигур” (предложенный К. Готтшальдом): нужно распознать одну или несколько ранее предъявленных простых геометрических фигур (треугольник, трапецию и т.п.), включенных в более сложную конфигурацию. Если испытуемый способен к выделению замаскированных объектов, то значит, он воспринимает этот зрительный стимул дифференцированно, если нет – стимул остается для него глобальным, нерасчлененным. Дифференцированный и глобальный когнитивные стили различаются и по тому, что в первом случае люди умеют отделять объект от обширного “поля” окружающих условий и познавать его независимо от них, а во втором их познание оказывается “полеза­висимым”. Отсюда понятна связь дифференцированного когнитивного стиля (в противовес глобальному) с такими психическими качествами, как способность отличать объективные признаки предметов, событий, лиц от субъективного отношения к ним, выделять малозаметные детали проблемных ситуаций при решении творческих задач, лучше осознавать и контролировать свои эмоциональные состояния и сопереживать, понимать состояния других, а также критичность, независимость суждений от группового давления и т.п.

В современной психологии познавательная сфера отдельного человека рассматривается как упорядоченная совокупность тех внутренних “категорий”, посредством которых он реально воспринимает и оценивает окружающий мир. Методически эти категории выявляются как критерии оценки других людей, формируемые самим испытуемым, объединяемые затем (с помощью факторного анализа) в родственные группы, называемые “персональными когнитивными конструктами” (Дж. Келли). Например, конструкт “эмоциональной оценки” может включать в себя такие критерии, как “доброжелательный – злобный”, “привлекательный – отталкивающий” и даже менее специфичные – “эрудированный – дилетант”, “чуткий –предприимчивый” и др. (см.: Франселла Ф., Банниотер Д. Новый метод исследования личности. – М., 1987). Данный подход к изучению познавательной сферы позволяет выделить ее основные характеристики.

1. Когнитивная сложность (комплексность) – количество независимых, то есть не коррелирующих друг с другом персональных конструктов. Ее высокий показатель так же, как дифференцированный когнитивный стиль, соответствует объективным, разносторонним и независимым суждениям человека о предметном, социальном мире, самом себе. Напротив, обладатели менее комплексной когнитивной сферы предпочитают глобальные, эмоциональные, обычно авторитарные оценки типа “нравится – не нравится”, и соответствующий конструкт оказывается если не единственным, то наиболее значимым средством познания мира. Когнитивная сложность обычно снижается в стрессовых ситуациях, она отрицательно связана с субъективной уверенностью в своих прогнозах и оценках, что нередко приводит к чувству дискомфорта при безотлагательном принятии решений.

2. Устойчивость познавательных конструктов означает наличие их определенного соподчинения, иерархии. Если для когнитивно сложного человека мир многомерен, то для “устойчивого” – рационально постижим. С одной стороны, постоянство когнитивных конструктов может граничить с ригидностью познавательной сферы, “закрытой” для адекватного восприятия нового опыта. С другой – отсутствие устойчивости проявляется в ситуативном измерении критериев для суждений и оценок и даже порождения их в каждом новом конкретном случае.

3. Активность (осознанность) индивидуальных средств познания и оценки произвольным и осмысленным содержанием их применения. Если полученные субъектом знания и критерии эмоциональных оценок присваивались без специального осознания, то и в дальнейшем они используются им пассивно, автоматически. Стремление как-то объяснить наблюдаемые события бывает подчас настолько велико, что люди ищут и находят закономерности даже в случайной последовательности явлений, хотя основания суждений возникают спонтанно и отчет об их источниках затруднен. Понятно, что когнитивные конструкты становятся активными лишь в результате содержательного соотнесения и рефлексии, а познавательная сфера в целом всегда остается неоднородной по данному показателю.

4. Субъективная значимость тех или иных когнитивных конструктов отражает степень их предпочтения в устойчивой познавательной сфере. Изменения субъективной значимости познавательных средств могут зависеть от возраста: так, при установлении связей между предметами на первый план выступают сначала их наглядные свойства, затем функциональные и, наконец, обобщенные характеристики. Однако прежде всего этот показатель позволяет представить именно индивидуальный портрет субъекта познания, особый “профиль” строения когнитивной сферы.

5. Последовательность (непротиворечивость) познавательных средств восприятия и оценки окружающего мира есть их логическое и содержательное соответствие друг другу. Действительно, различная степень осознанности когнитивных конструктов допускает возможность противоречий внутри познавательной сферы. Неоднозначные в своих основаниях поступки человека, провоцируемые, в частности, в специальных экспериментах, могут приводить его к осознанию этих оснований и тем самым к проблемам, требующим разрешения, к состоянию, называемому “когнитивным диссонансом” (Л. Фестигер). Вместе с тем противоречия, возникающие и разрешаемые в познавательной сфере, могут стать движущей силой продуктивного развития.

Необходимо обратить внимание на то, что абстракция “чело­века познающего” позволяет когнитивной психологии по-новому рассматривать решение субъектом жизненных различных проблем. Так, принятие ответственных решений, мотивационные конфликты, трудности в общении и даже личностные кризисы человека могут быть представлены именно как познавательные проблемы, возникающие в результате “незнания”, неверного понимания законов внешнего мира, других людей, самого себя. Практическое разрешение таких проблем требует специальных средств по продуктивному изменению, перестройке познавательной сферы человека, разработкой которых занимается когнитивная психотерапия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.