Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельностный подход. Структурный подход(в основе гештальт Психология)




Структурный подход(в основе гештальт Психология)

К.К.Платонов(1906-1984)- вводит понятие структурной единицы Личности. Личность - это динамическая система, развивающаяся во времени, изменяющая состояние элементов и связей между ними при сохранении функций(иногда называют не структурный подход, а функциональной структурой Личности).

4 уровня в струре Личности:

1)биопсихические свойства(темперамент и половозрастные способности Л; изменение этого уровня происходит путем тренировки)

2)индивидуальные особности психических процессов или функций(памяти, эмоций, ощущения, мышления, воли, восприятия и чувств- изменение происходит в результате упражнений)

3)уровень опыта Л и ее подготовленности(ЗУН, привычки- изменяются после обучения

)4)социальнообусловленные качества Л (направленность, отношения, проявляющиеся как моральные черты- он не имеет задатков, а изменяется по средством воспитания).

Д.А.Леонтьев - выделяет 3 уровня, кот иерархизированны и границы между которых – условны. Л- это духовное образование.

1)высший уровень- уровень ядерных структур- психологический скелет Л, на который в последствии наслаиваются все остальные уровни-это духовность, свобода, ответственность.

2)средний- внутренний мир Л- отношение Л с миром, взятые с их содержательной стороны- потребности, ценности, конструкты и смысл жизни.

3)низший- внешний мир Л- характер, способности и роли.

С.Л.Рубинштейн(1889-1960). Положения Психологии Личности:

1)все психические процессы должны описываться с позиции Личности.

2)любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее также под влиянием внешних воздействий.

3)единство сознания и деятельности, тем самым сознание включается в контекст жизненных связей человека, основу кот образует деятельность и в результате выводится формула: изменяя мир- человек изменяется сам.

Для описания Л необходимо решить 3 вопроса:

1.Чего хочет Л?(мотивационная сфера Л);

2.Что может Л?(задатки, которые потом проявлются в способности);

3.Что личность есть?(что из всех тенденций и установок, проявлений и т.д., вошло в плоть и кровь и стало истинно личностной- характер).

А.Н.Леонтьев(1903-1979). Разводит понятие индивид и Личность.Индивид- это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование.Л это такое же образование, но не данное кем-то или чем-то, а созданное в результате множества предметных деятельностей, т.е. порождаемое жизнью человека в обществе. Основу Л составляет мотивационная сфера!

Потребность – мотив – эмоция – значение – личностный смысл – это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Структурныеные единицы деятельности:

Психологические функции – действия – операции – деятельность.

Б,Г.Ананьев(1907-1972). Описывать Л необходимо со статуса, позиции, ролей, т.е. социальной ситуации развития Л.

Статус- объективен, может осознаваться или не осозноваться Личностью: адекватно-неадекватно, активно-пассивно, - это место Л в социуме. Позиция – характеризует субъективную, деятельностную сторону положения Личности в той или иной социальной структуре. Позиция представляет собой систему отношений Личности, систему установок, целей и ценностей.

Вся эта сложная система реализуется по средствам ролей. Статус, позиции и роли, реализованные в определённой деятельности переходят в систему устойчивых свойств Л, т.е. характер. Кроме статуса, позиции и ролей есть еще и самосознание – это свойство человека осознавать самого себя как субъекта с присущими ему социально-психологическими характеристиками.

С позиции деятелностного подхода субъект и объект являются частями целостной системы, внутри которой они приобретают присущие им системные качества. Деятельность объединяет в себе субъект-объектную оппозицию. Являясь их связующим звеном. Понимание деятельности как связующего пространства взаимопереходов «человек – мир» позволяет преодолеть подход к изучению человека как реактивного существа (Л.С. Запорожец, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия)

А. Мясищев, Смирнов, Малышев... «Теория отношений личности». Личность - это система отношений, отношения - это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. "доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека"). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п. Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.

Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.

Б. Ананьев, Платонов, Мерлин... «Теория индивидуальности». Личность - не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности - "некие абстрактные духовные образования". Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.

Платонов – «Функциональная структура личности»: концепция динамической функциональной структуры личности. Выделяет 4 подструктуры - взаимосвязанные стороны личности (группы качеств):

1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль - не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания);

2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки);

3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д);

4) биологически обусловленная подструктура - биологические свойства (темперамент, возраст, патологии...).

В. Рубинштейн. «Сознание и деятельность». Личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.