Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональное состояние. Тревожность




Понятие о сознании. Возникновение и развитие сознания в филогенезе. Структура сознания.

Сознание выступает в качестве высшей формы отражения внешних и внутренних явлений. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Изготовление, употребление орудий труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

Свойства сознания:

1. Активность, что связано с наличием цели у человека.

2. Интенциональность – направленность на какой-либо предмет.

3. Способность к рефлексии – способность к самопониманию, самопознанию.

4. Сознание носит мотивационно-ценностный характер – оно всегда мотивировано, преследует какие-то жизненные ценности, что внутренне обусловлено потребностями организма или личности.

5. Сознание носит общественный характер, т.е. является необходимым элементом общественной деятельности человека.

Многие отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им. Непременной составляющей частью психики человека выступает бессознательное.

Все современные концепции, касающиеся бессознательного, можно подразделить на 2 теории:

1. Теория психоанализа. Впервые взаимоотношения сознательного и бессознательного детально исследовал известный австрийский ученый Зигмунд Фрейд. По Фрейду психика человека состоит из трех уровней: Бессознательная - принцип, который регулируется принципом удовольствия и включает в себя врожденные и вытесненные импульсы желания, влечения, стремления.

Сознание – явление, поддающееся волевой регуляции – это наша реальность.

Предсознание – этот уровень включает в себя нормы, правила, принципы культуры, которые созданы определенным обществом. Теория психоанализа рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психики.

2. Теория неосознаваемой психологической установки – в основе этой теории лежит идея целостности психики.

 

Эмоциональное состояние - понятие, объединяющее настроения, внутренние чувства, влечения, желания, аффекты и эмоции. Обида, раздражение, возбуждение, истерика, упадок сил, мечтательность, хочу или не хочу, - все это эмоциональные состояния.

Иногда, по жизни, все это называют проще: "эмоции" в противоположность разумному ("Ну, пошли эмоции...") или "чувства" (противопоставление "Разум и чувства").

Эмоциональные состояния могут длиться от нескольких секунд до нескольких часов и быть более или менее интенсивными. В исключительных случаях интенсивное эмоциональное состояние может сохраняться дольше названных сроков, но в таком случае это может быть свидетельством психических нарушений.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно.

Виды тревожности

Зигмунд Фрейд выделял в три вида тревожности:

Реальный страх — тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире.

Невротическая тревожность — тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью.

Моральная тревожность — так называемая «тревожность совести», связанная с опасностью идущей от Супер-Эго.

По cфере возникновения различают:

Частную тревожность — тревожность в какой-либо отдельной сфере, связанную с чем-то постоянным (школьная, экзаменационная, межличностная тревожность и т. п.)

Общую тревожность — тревожность, свободно меняющую свои объекты, вместе с изменением их значимости для человека.

По адекватности ситуации различают:

Адекватную тревожность — отражает неблагополучие человека.

Неадекватную тревожность (собственно тревожность) — тревожность, проявляющуюся в благополучных для индивида областях реальности.

До сих пор нет единого мнения о причинах тревожности у людей. Преобладает точка зрения, что тревожность имет частично врождённую, частично приобретённую природу. Имея некоторую генетически обусловленную склонность к тревожности, человек, в результате неправильных действий родителей, педагогов, внутренних конфликтов (прежде всего самооценочного характера) и других социально обусловленных причин, со временем приобретает её.

Неофрейдисты считают основной причиной тревожности неблагополучный ранний опыт отношений, из-за которого развивается базальная тревога (по Карен Хорни). Такая тревожность сопровождает человека всю жизнь, в значительной степени влияя на его отношения с другими людьми (по Гарри Стаку Салливану).

Бихевиористы считают тревожность результатом научения. По их мнению это заученная реакция на угрожающие ситуации, которая, впоследствии, переносится и на другие, ассоциирующиеся с ними обстоятельства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.