Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии и уровни развития группы




Проблема развития группы в социальной психологии.

В самые последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели особое понятие «социализация группы», при помощи которого по аналогии с процессом социализации индивида рассматривается процесс группового развития. Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы, следующие:

· оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей группы для ее членов);

· обязательства группы по отношению к членам (условия, при которых члены группы больше «обязаны» ей, последствия этих взаимных обязательств);

· преобразование ролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифицированность с ней).

На основании этих критериев фиксируются так называемые периоды в жизни группы и соответствующие им различные позиции членов. Сочетания периодов и позиций отражены в предложенной М. Чемерсом и названной «системно-процессуальной модели» развития группы.

Особое значение при разработке проблемы развития группы имеют две проблемы. Первая из них — поиск адекватных методических средств, позволяющих в экспериментальном исследовании замерить степень выраженности в каждой конкретной группе тех ее качеств и характеристик, которые дают основание для эффективной диагностики уровня развития этой группы. Много предложений в этой области уже апробировано, но построение системы методик, пригодных для этой цели, остается еще задачей.

Второй проблемой является более конкретное описание тех модификаций, которые происходят с каждым из известных групповых процессов, на каждом новом этапе развития группы.

 

 

Психологическая теория коллектива - рассматрив. ур. развития группы и роль совместной деят. в формиров. психики общности. Особое кач-во группы (т. е. коллектив) связанной общей деятельностью - продукт развития группы, кот. сущ. внутри определенной системы соц. деятельности.

Ступени в развитии группы, уровни развития группы по Уманскому 1. На самом низком уровне... – кооперации. 2. Aвтономия – групповые процессы отрегулированы, но еще не хватает сил, чтобы смотреть вовне, во внешнюю среду. Силы – на поддержание внутреннего мира. Группа замкнута на свои проблемы. 3. группа – коллектив. Облагораживающее влияние на социум вокруг. Но с точки зрения Уманского... группа может заболеть. Зона болезни – психологической болезни: 1. что-то разлаживается на этапе кооперации – возникает дезинтеграция (дискоординация);2. на этапе автономии – интроэгоизм (действует во имя поддержания групповой структуры);. 3. антиколлектив – лихорадит на фоне благоприятной психологической жизни, возникают трудности, и с ними она не может справиться.

Петровский. Стратометрическая концепция. 1. Центральный слой групповой активности – ядро структуры, которая включает в себя групповые цели. И цели, связанные с совместной деятельностью. 2. ценностно-ориентационного единства. Это – слой отношений группы, связанный с разделением членами группы ценностей. Положение человека в группе определяется тем, насколько велик его вклад в групповую деятельность. 3. Непосредственные эмоциональные отношения – на принципах симпатии-антипатии. Соответственно процессу развития группы с точки зрения Петровского – ядро..., все отношения все глубже и глубже. Отношения становятся опосредованы совместной деятельностью. И вкладом в нее (концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений).

Явления групповой сплоченности: подход Петровского. 1. Вновь созданная группа. 2. Коллектив, который соответствует позитивной направленности, высокий уровень. А в негативной зоне находится группа – подростки, которые начали прогуливать уроки, но еще не по плохому делу. 3. Банда.

Морленд и Ливайн: социализация гр. Критерии кот. сравнив. стадии развития гр: оцениваемые (целей гр и их значимость для ее. членов); обязательства гр. по отнош. по к ее членам; преобразования ролей ее членов (идентиф. с ней). Þ формируются периоды жизни гр. Сочетание периодов и позиций - системно-процессуал. модель Чемерса: Стадии связ. со сменой состава гр; на изменение в гр. влияет характер культуры и общественных отношений., в рамках котт. сущ. группа. Это осущ. путем внесения новым членом ценностей об-щва, кот. им отрефлексированы и применены к оцениванию

 

 

Вопросы и ответы к экзамену по курсу «Психология»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.