КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зарубежные и отечественные исследования)
Определение группы, ее характеристики (в т.ч. развитие как групповой процесс) Проблема развития группы является одной из важнейших (см.27) Отечественные исследования и подходы: Стратометрическая концепция (Петровский): основа концепции – степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности и ее общественной значимостью. Развитие группы – движение в континууме с положительным полюсом (коллектив) и отрицательным (корпорация). · коллектив (высокий показатель опосредованных межличностных отношений и общественной значимости) · просоциальная ассоциация (низкая степень опосредования межличностных отношений) · диффузная группа (отсутствие совместной деятельности) · асоциальная ассоциация (низкая степень опосредования межличностных отношений) · корпорация (высокий показатель опосредованных межличностных отношений, но низкий показатель общественной значимости) Параметрическая концепция (Уманский): основа схемы – социально-психологические параметры группы: содержание нравственной направленности группы, единство целей, ценностей, организационное и психологическое единство и т.д.). Развитие группы – также движение в континууме. · коллектив · автономизация (синтетические процессы: групповая идентификация, обособление, внутренняя слитность) · кооперация (высокий уровень подготовки, сотрудничества и организационной структуры) · ассоциация · номинальная группа · конгломерат (все незнакомы) · антиколлектив Зарубежные исследования и подходы: Двухфакторная модель (Такмен): два фактора групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностный (развитие групповой структуры), но он не знает, как они соотносятся. Этапы межличностной активности: (1) проверка и зависимость (ориентировка участников в характере действий друг друга, поиск взаимоприемлемого поведения) (2) внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, отсутствие единства) (3) развитие групповой сплоченности (исчезновение конфликта, гармонизация отношений) (4) функционально-ролевая соотнесенность (образование ролевой структуры) Этапы деловой активности: (1) ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения задачи) (2) эмоциональный ответ на требования задачи (противодействие требованиям задачи из-за несовпадения ее предписаний с личными намерениями) (3) открытый обмен релевантными интерпретациями (обмен мнениями, проникновение в намерения друг друга, выработка альтернативной трактовки информации) (4) принятие решений (конструктивные попытки успешного решения) Модель Обера (Обер:) – нормативно-ролевая система: 1) формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей 2) возмущение (разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий) 3) формирование инструментальных норм и гармонизация отношений в группе 4) выполнение (образование функциональных ролей, установление гибкой взаимозависимости отношений) Однофакторная модель (Мабри) для группы, ориентированная на решение задачи инструментального типа, включает следующие стадии: 1) латентная (ознакомление с задачей) 2) адаптационная (соотнесение возможностей участников с требованиями задачи) 3) интегративная (объединение усилий, координация стратегий) 4) достижение требуемого решения Еще одна однофакторная модель (Волков) – эмоциональная динамика: 1) фаза первичного восприятия и опознания, формирование первого впечатления о партнере 2) фаза сближения, формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, установки на совместное действие 3) фаза совместного действия, принятие межличностных ролей, определение статуса в общении 4) фаза сцепление (укрепление чувства общности «мы», формирование норм общения, включение механизмов взаимовлияния Особые формы принимает развитие группы в экстремальных условиях (ознакомление, дискуссии, ролевые ориентации). Но это, малыш, уже совсем другая история… Важно учитывать, что происходит преобразование «просто кучки людей» в группу в полном психологическом смысле понятия. Чтобы проследить этот процесс, изучается принятие норм группы каждым новым участником (феномен давления группы, изучение конформизма), разделение членами группы групповых норм и целей (формирование групповой сплоченности).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |