КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подходы к описанию структуры взаимодействия. Транзактный анализ
Общение как взаимодействие. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в разл. образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения. Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Существует несомненная связь между вз. и общ. Часть авторов говорит о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть авторов отождествляют об-е и вз-е, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е.как обмен информацией). Если полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен инф.), то понятием «взаимодействие» раскроется другая сторона общения, которая фиксирует не только обмен знаками, посредством которых изменяется поведение другого партнера, но и организацию совместных действий, позволяющих группе реализовать некоторую общую для ее членов деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий. Таким образом, интерактивная сторона общения раскрывается в характеристиках тех человеческих действий, которые и выступают частью взаимодействий. Реально есть 2 стратегии взаимодействия: кооперативное и конкурентное. № типа организации совместной д-ти: 1. Совместно-индивидуальная — организация групповой д-ти, когда процессуально члены не зависят друг от друга 2. Совместно-последовательная результаты д-ти одного являются объектом д-ти другого. 3. Совместно-взаимодействующая —групповой сенсорно-моторный интегратор. Надо вспомнить эксперименты с общественным душем или экраном. на кот. надо было что-то нарисовать, и у каждого человека было по рычажку: один мог двигать «карандаш» только вверх. другой —направо, и.т.п. вспомнить дилемму узника. В истории с.п. существовало несколько попыток описать структуру этих взаимодействий. Так, например, в с.п. на Западе большое распространение получила так называемая «теория действия», или «теория социального действия», в которой в разл. вариантах предлагалась описание индивидуального акта действия. К этой идеи обращались Вебер, Сорокин, Парсонс, Янг, Фримен и др. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменение. Задача –поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии. Парсонс. Примером того, как реализовалась эта идея, может служить теория Парсонса, в основе ее лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она – результат единичных действий. Но эта попытка оказалась несостоятельной, т.к. начинать анализ можно лишь с характеристики социальной деятельности, а от него идти к структуре отдельных инд. действий, т.е. в противоположном направлении. Нельзя разработать структуру действия (или взаимодействия), отталкиваясь от психических особенностей личности, рассмотренной вне социального контекста. Щепаньский. Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен польским исследователем Щепаньским. Центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а)пространственного контакта, б)психического контакта – это взаимная заинтересованность, в)социального контакта – здесь это совм. деятельность, г)взаимодействия – систематическое, постоянное осуществление действий, д)социального отношения (взаимно сопряженных систем действий). В этой схеме пространственный и психический контакты выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому она не снимает погрешностей схемы Парсонса. Но включение социального контакта, понятого как совм.деят., во многом меняет картину. Однако нестрогость этой схемы снижает ее возможности для познания структуры взаимодействия. Хоманс. основа — взаимный обмен издержками и вознаграждениями, кот им. место в диадическом контакте. правило «распределенной справедливости» Интеракционисты анализировали не отдельного человека, а соц. процесс интеракции. они рассм. специфические для человека средства, кот регулируют процесс соц. интеракции.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |