Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие как обмен




Социальное взаимодействие.

Массы и их свойства. Три модели возникновения масс.

Неклассические группы:

• Массовая аудитория

• Массовые политические выступления, движения

• Толпы (временные объединения людей физически)

• Массовые формы проведения свободного времени

• Фанаты

• Поклонники звёзд

• Публика (кино, театр)

 

Свойства толпы:

1. внушаемость (человек в толпе очень легко принимает мнение других)

2. анонимность (незначимый, растворимый человек). Отсюда уязвимость

3. спонтанность

 

 

Масса в сравнение с толпой:

• нет общего признака, нет общего отчётливого интереса

• участники взаимодействуют не на регулярной основе

• признают свою причастность к толпе

 

Границы достаточно аморфны.

 

Грушин:

1. статистика характеристики общности (границы совпадают с множеством индивидов – 315 гр, футбольная команда)

2. общность имеет ситуативный характер

3. выраженная гетерогенность (ТЦ, всё равно, но все разные)

 

3 способа образования массы:

1. Надсоциальный уровень человека (международные движения)

2. Субсоциальный (разные социальные группы нашего общества)

3. Внутригрупповой

 

Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими индивидами. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает в сложные взаимодействия. Эта селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных кратковременных связей, которые называются контактами.

Пространственные контакты. Для того чтобы взаимодействовать с другими индивидами, каждый член общества или социальной групп прежде всего должен определить, где эти индивиды и сколько их. Это простое на первый взгляд обстоятельство тем не менее весьма важно, так как является, во-первых, необходимым звеном формирования социальных взаимосвязей, а во-вторых, первоначальным моментом, от которого зависит выбор человеком его дальнейшего поведения.

Каждый из нас ежедневно сталкивается со многими людьми в транспорте, на стадионе, на работе. Не задумываясь, мы проходим ми них, но постоянно помним о их существовании. Это выражается изменении нашего поведения в присутствии других. Переходя улицу, человек оглядывается по сторонам, пытаясь увидеть людей в автомобилях. Он знает о их существовании и хочет определить их местоположение. Девушка, только что веселившаяся у себя дома, выходя на улицу, придает себе серьезный вид потому, что она знает о присутствии на улице других людей.

Н.Н. Обозов выявил два типа пространственных контактов: 1) предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. Исследователь социальных взаимосвязей Я. Щепаньский называет такой контакт "опосредованным" и приводит пример: начальник отдела кадров, зная о наличии потенциальной рабочей силы, дает объявление о приеме на работу (119, с. 87); 2) визуальный пространственный контакт, или контакт "молчаливого присутствия", когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей. В психологических исследованиях применяется термин "публичный эффект", суть которого заключается в том, что характеристики индивидуальной деятельности и поведения изменяются под влиянием пассивного присутствия других людей (119, с. 88).

Пространственный контакт - первоначальное и необходимое звено формирования социальных взаимосвязей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей исходя из своих потребностей и интересов.

Контакты. заинтересованности. Их сущность состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. Вступая в пространственный контакт, каждый индивид может обратить внимание на других индивидов или социальные группы, выделяя их из всех пространственно воспринимаемых социальных объектов. Например, находясь в метро, театре или в компании, вы выделяете определенного человека, с которым связываете положительные или отрицательные эмоции и который обладает определенными чертами или свойствами, человек соответствующими вашим интересам. Этот человек может быть вам любопытен, скажем, в силу необычной внешности, возможного наличия ценной для вас информации, проявления физической силы, смекалки или, наоборот, глупости и невежества. Вы сравниваете этого человека с собой, пытаясь неосознанно или сознательно определить причину вашего интереса. Такой контакт может быть обоюдным или группы односторонним, очным или заочным, вызывать негативные или позитивные эмоции.

Психологический механизм возникновения подобного контакта представляется таким. Каждая личность обладает набором мотивов относительно различных сторон окружающей его действительности. Эти мотивы представляют собой продукт прошлого опыта и существующих в настоящее время потребностей. Причем в данном случае мотив трактуется как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Мотивы связаны между собой и составляют мотивационную структуру, имеющуюся в сознании каждой личности. В основном они являются потенциальными, т.е. до определенного времени не проявляются в человеческом поведении. Однако в какой-то момент происходит соединение потребности личности с каким-либо объектом окружающей среды.

Соответствующий данной потребности мотив актуализируется, и возникает интерес - форма проявления потребности, обеспечивающее направленность личности на осознание целей деятельности. Актуализированный мотив и интерес - это еще не социальное действие, но лишь первые шаги к его осуществлению. Во время контакта заинтересованности действует именно такой механизм актуализации мотива. Подобные контакты способствуют возникновению более сложных взаимосвязей. Контакт заинтересованности может прерваться или продолжиться в зависимости от многих факторов, но прежде всего от: 1) силы и важности для личности актуализированного мотива и, соответственно, силы интереса; 2) степени взаимности интересов; 3) степей осознания своего интереса; 4) окружающей обстановки.

В контактах заинтересованности проявляются уникальные индивидуальные черты личности, а также особенности социальных групп, организаций, институтов, к которым она принадлежит. Например, красивая девушка может привлечь к себе внимание молодого человека, но может оказаться совершенно безразличной предпринимателю, интересующемуся в основном денежными проблемами, или спортивному тренеру, отыскивающему спортивные таланты.

Контакты обмена. Продолжая развивать и углублять социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями (материальными предметами, информацией, образцами поведения и т.д.). Я.Щепаньский, описывая контакты обмена, отмечает, что они представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов. Это означает, что в ходе подобных спорадических и кратковременных обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде вступающем в обмен.

Ежедневно человек имеет множество контактов обмена: покупает билеты на транспорт, обменивается репликами с пассажирами в метро или автобусе, спрашивает, как найти какое-либо учреждение. В большинстве случаев при осуществлении контактов обмена он совершенно не обращает внимания на индивидов, с которыми вступает в контакт. Его интересует всего лишь предмет обмена. Наиболее известный пример развития и совершения контактов обмена приводит Я. Щепаньский. Этот пример связан с покупкой газеты. Первоначально у индивида возникает, на основании вполне определенной потребности, пространственное видение газетного киоска, затем появляется вполне конкретный интерес, связанный с продажей газеты и с продавцом, после чего совершается обмен газеты на деньги. Контакты развиваются на базе одного основания - потребности в приобретении газет!) го< Именно этот предмет является центральным в появлении интереса и последующем контакте обмена. Повторяющиеся контакты обмена могут привести к возникновению более сложных видов социальных взаимосвязей, обращенных не на предмет обмена, а на человека. Например, могут возникнуть дружеские отношения с продавцом (119, с. 89).

Социальные контакты имеют большое значение в изучении места каждого индивида в системе социальных связей, его группового статуса, особенностей исполнения им своей социальной роли в группе. Измерение числа и направленности социальных контактов позволяет определять структуру социальных взаимодействий и характер социальных отношений. Кроме того, именно социальные контакты являются основой группообразующих процессов, первым шагом в образовании социальных групп.

 

24 Почему юди подчиняются власти?

. Отношения власти. Термины "власть" и "любовь" используются постоянно в повседневной речи, понимаются интуитивно и практически никогда не определяются точно. Между тем власть имеет огромное значение в деятельности человека. Каждая политическая кампания, любая организованная социальная группа, любой социальный процесс это упражнение в использовании власти. Окружающая нас действительность дает множество примеров специфических проявлений властных отношений; социальная власть и соперничество из-за власти порождают большинство драм в нашей жизни.

Большинство современных ученых-социологов в самом общем виде представляют власть как способность одних индивидов контролировать действия других.

Становление политического лидера начинается с проявления им способностей к руководству людьми, правильному, оптимальному использованию ресурсов власти, но для наибольшего влияния личность должна подняться до определенного узаконенного общественного положения.

Социальная власть имеет по крайней мере три компонента: силу, авторитет и влияние. Сила - это применение или угроза применения физического принуждения, а также применения таких средств, как ограничение движения, контроль через силу за удовлетворением потребностей, например, в еде, сексе, комфорте. Очевидно, что для укрепления своего положения и власти в преступной банде главарь должен полагаться на силу своих кулаков или на силу своих приближенных. Только этим путем чаще всего он может настоять на своем, невзирая на сопротивление. Авторитет - это установленное и узаконенное право принимать решения и управлять действиями других людей. Неотъемлемой, существенной частью авторитета является узаконенное право ожидать послушания и контролировать его. Право руководить и требовать уступчивости обусловливается согласием подчиненных на уступки и на несамостоятельность поведения. Говоря об авторитетном руководителе, мы подразумеваем, что все подчиненные с готовностью следуют его указаниям и даже побуждают к этому других, создают нормативную основу авторитета. Сила и авторитет часто могут объединяться, комбинироваться (например, в армии или органах правопорядка). Влияние - это способность воздействовать на решения и действия других помимо авторитета, на основании престижа, уважения, привязанности. Газетный репортер может не иметь ни силы, ни личного авторитета, но высокий престиж его газеты заставляет многих людей идти на уступки и подчиняться его контролирующему воздействию.

Власть имеет множество степеней, оттенков и форм проявления: от громкого окрика до шепота, от вспышки раздражения у маленького ребенка в его желании воздействовать на поведение матери до мобилизации в армию огромного числа людей. Для того чтобы несколько упорядочить множество властных форм, ученые прибегают к построению абстрактных идеальных моделей власти. Наиболее известны три модели, предложенные П. Росси в 1957 г. (202, с. 120-127).

Первая модель - это потенциальная власть, которая предполагает накопление ресурсов власти и тесную связь с определенными социальными позициями и ситуациями в обществе и социальных группах. Такова, например, власть "господствующей элиты". Элита может не предпринимать видимых социальных действий, но ее возможности контролировать поведение других членов общества практически ничем не ограничены. Мэр города, очевидно, будет иметь большую потенциальную власть, чем простой служащий в мэрии, а Министерство народного образования - большую власть, чем учительский совет.

Вторая модель - власть репутации. Это власть, принадлежащей определенным личностям и группам, которые хорошо известны в обществе. При определении степени и возможностей этой власти обычно хотят получить ответ на вопрос о том, кто действительно лучше других ориентируется в данной ситуации. Если найдется личность, лучше всех ориентирующаяся в политической обстановке, сложившейся в данный момент, то этот самый компетентный политик будет иметь наилучшую репутацию, что позволит ему завоевать авторитет и, стало быть, приобрести определенную власть.

Третья модель - власть принятия решения, которая показывает степень участия индивида или группы в контроле за принятием решения в управлении социальными объектами. Например, при обсуждении вопроса о финансировании научного проекта принимается решение, подготовленное и обоснованное на 80% главным инженером предприятия. В этом случае очевидно, что власть принятия решения находится в основном у него.

 

25. Три разновидности «легитимных основания господства». Инструменты власти.

М. Вебер выделял три вида легитимного, или основанного на законе, господства - традиционное, рационально-легитимное и харизматическое.

 

Традиционная форма легитимного господства основывается на вере, что институт господства определяется соответствующими традициями, имеет в своей основе преемственность, субъект господства вступает в авторитарную роль в соответствии с обычаями предков и декларируемые им указания соответствуют обычаю и возложенной на него власти и т.д.

 

Рационально-легитимное государство основывается на предположении, что существующая политическая система, атрибуты власти и сам образ правления законны именно потому, что соответствуют общепринятым правовым нормам, например, вследствие победы на выборах.

 

Харизматическое господство отличается от остальных тем, что опирается на бессознательную веру масс в исключительные личностные качества вождя, его «ауру», его обладание некими выдающимися качествами.

 

Господство всех трех видов признаётся законным, так как основывается на обыденном представлении, что всякая власть- от Бога, либо заложена основателями династии, либо соответствует естественному закону, волеизъявлению граждан и т.д. Иными словами, традиционная и рационально-легитимная власть в определённой мере тоже имеют харизматическую основу, т.е. основываются на вере в нечто из ряда вон выходящее. Разница только в том, что в случае харизматической власти эта связь имеет прямой, а не опосредствованный характер. В обоих случаях субъект и объект власти испытывают потребность в признании существующей власти законной, обоснованной в правовом отношении.

 

Чтобы власть была признана законной, она должна соответствовать общепринятым моральным и правовым нормам. Часто власть воспринимается как принудительный контроль тогда, когда она несправедлива, т.е. противоречит общепринятому распределению ролей, личностным ожиданиям, высшим нравственным ценностям и т.д.

 

Общественным мнением власть может восприниматься как нелегитимная также в тех случаях, когда она неэффективна, например, неспособна бороться с коррупцией и организованной преступностью. Следовательно, большинство граждан должны быть уверены в реальном выполнении декларируемых правовых норм, наличии действенного механизма по их реализации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.