КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы приспособления к аномии
Мертон различает пять видов индивидуального приспособления:
Вид Цивилизаторские Институциональные приспособления цели средства
1. Конформизм + +
2. Инновация + _
3. Ритуализм _ +
4. Уход от мира _ _
5. Мятеж +/ - +/-
Под конформизмом он понимает гармоничное соединение провозглашенных цивилизаторских целей и структурных путей их достижения. Конформизм--символ социальной стабильности.
При всем цивилизаторском уповании на свой успех в достиже-нии цели те, кто выбрал в качестве основного вида приспособле-ния инновацию, понимают, что добиться этого социально при-знанными путями они могут не всегда. И тогда они обращаются к институционально не дозволенным, новым и зачастую весьма действенным средствам. Так, коммерсанты пытаются достичь же-лаемого путем разных хозяйственных правонарушений. Служа-щие совершают кражи у своих работодателей.
Ритуализм предполагает сильное принижение цивилизатор-ских целей или даже полный отказ от них до тех пор, пока не удов-летворены запросы каждого в отдельности. Ритуализм означает принудительное, судорожное цепляние за институциональные нормы.
Когда личность в течение долгого времени не может достичь цивилизаторской цели легитимными и даже нелегитимными средствами, она начинает реагировать на это отказом, апатией, ухо-дом от мира, что также является видом приспособления (адапта-ции). Эти «сошедшие с поезда» люди живут в данном обществе чисто номинально, не будучи включенными, в него. К ним отно-сятся душевнобольные, алкоголики, наркоманы, отвергнутые об-ществом, бродяги, бездомные. Они не чувствуют себя принадле-жащими к своей цивилизации. Они не видят реальной возможно-сти достижения успеха. И общество нередко криминализирует уход от мира, издает законы против бродяжничества, пьянства в общественных местах, злоупотребления наркотиками.
При мятеже старые цели и методы отвергаются. Они заменя-ются новыми целями и методами. Примерами мятежа как вида приспособления служат революции, альтернативные формы су-ществования. Мятеж вызывает к жизни такие преступные дей-ствия, как покушения на убийство, взрывы бомб или беспорядки с применением насилия.
Эти виды приспособления (адаптации) не являются характери-стиками личности. Они лишь дают наглядное представление о том, какой вид поведения выбирает индивидуум в качестве от-ветной реакции на усиливающуюся аномию. Была сделана попыт-ка объяснить формы приспособления на примере спорта (Void, Bernard 1979). Если выигрыш в спорте преувеличить, то те, кто не способен выиграть по правилам, получат значительную мотива-цию к обману (инновации). Однако они могут продолжать зани-маться спортом и без надежды на успех (ритуализм). Они могут также и прекратить занятия спортом (уход от мира). Они могут начать заниматься другим видом спорта (мятеж).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |