КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие административной ответственности. 1. Понятие и признаки административной ответственности
1. Понятие и признаки административной ответственности 2. Нормативное основание административной ответственности 3. Фактическое основание АО 4. Административное правонарушение – фактическое основание АО 5. Отличия административного правонарушения от дисциплинарного проступка и от преступления 6. Состав административного правонарушения 7. Признаки (элементы) составов административных правонарушений 8. Особенности административной ответственности юридических лиц Административная ответственность – это особый вид юридической ответственности, в то же время АО является частью административного принуждения, а потому обладает всеми его качествами, а именно: осуществляется субъектами функциональной власти в рамках неслужебного подчинения. С другой стороны АО – это разновидность юридической ответственности, а потому ей присущи соответствующие признаки, а именно: она регулируется нормами соответствующего права, кроме того, состоит в официальной осуждении лица, в применении к субъекту правонарушения санкций правовых норм, за правонарушения уполномоченными субъектами власти в процессуальной форме. Помимо общих признаков, характерных в целом для юридической ответственности, АО присущи следующие особенности: 1. Регулируется административного нормами права, которые содержатся как в ФЗ, так и в законах субъекта. 2. Фактическим основанием для применения мер АО является административное правонарушение. 3. Административная ответственность состоит в применении к виновным административных наказаний. 4. К административной ответственности привлекаются не только физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели), а также юридические лица. 5. АО применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, а также судьями (судами). 6. Порядок привлечения к АО урегулирован административно-процессуальными нормами. Любая реальная юридическая ответственность вообще и административная в частности имеет три основания: материальное (нормативное) - система действующих норм, юридический факт – неправомерные деяния субъектов права, процессуальное – акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам. Для наступления любой юридической ответственности необходимы все три основания!!! Если нет хотя бы одного, ответственность не наступает. Нормативное основание АО. На что обратить внимание: 1. Когда и кем был принят Кодекс. 2. Задачи административного законодательства. 3. Что Кодекс относит к исключительному ведению РФ, а какие вопросы могут регламентироваться на субъектном уровне. 4. Какие базовые моменты закрепляет Кодекс (презумпция невиновности; понятие административного правонарушения как фактического основания АО; субъекты административно-правовой юрисдикции, подразделяя их на 3 вида: субъекты административно-линейной юрисдикции (ст.2.5), субъекты административно-функциональной юрисдикции, субъекты административно-судебной юрисдикции). 5. Критерий подразделения Кодекса на главы и разделы. 6. Кодекс закрепляет меры АПП: меры пресечения, меры наказания, восстановительные меры, что же касается административно-предупредительных мер, автором которых является Ю.М. Козлов, то они содержатся в специальной административном законодательстве. 7. Кодекс содержит раздел, связанный с подведомственностью дел властным субъектам. 8. Нормативная база административной ответственности: 1. АПК 2. ГК 3. ГПК 4. ФЗ «Об исполнительном производстве» Фактическое основание АО – административное правонарушение. Ч.1 ст. 2.1 КоАП: Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Признаки административного правонарушения: 1. Общественная вредность. Всякое правонарушение является общественно вредным, но законодатель упоминает об этом лишь в ст. 2.2 о формах вины.Общественная опасность является частным случаем общественной вредности. Общественная опасность соотносится с общественной вредностью точно также как элегантность соотносится с модой. 2. Противоправность. Она понимается не буквально, а объемно: a. Административное право защищает свои регулятивные нормы. b. Административное право защищает не только свои регулятивные нормы, но и регулятивные нормы других отраслей права, если об этом есть специальная оговорка в административном законодательстве. 3. Виновность. Нормативным ориентиром для адекватного понимания этого признака служит ст. 1.5 КоАП, закрепляющая принцип презумпции невиновности. a. Во-первых: i. В соответствии с этим принципом лицо подлежит АО только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. ii. Лицо, в отношении которого ведется производство по административному делу, считается невиновным пока его вина не будет доказана в порядке, установленном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением широкого правоприменителя, рассмотревшего данное дело. iii. Лицо не обязано доказывать свою невиновность, кроме случаев, зафиксированных в примечании к ст. 1.5 КоАП. iv. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. b. Во-вторых, помимо ст.1.5 применяется ст.2.2, устанавливающая формы вины: умысел и неосторожность и их виды (всего 4). c. Поскольку к АО могут привлекаться не только физические, но и юридические лица, надо знать, как решается вопрос о виновности юридического лица. ЮЛ признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что: i. У него имелась возможность соблюсти те правила и нормы, за которые предусмотрена АО. ii. Но данным ЮЛ не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. iii. Назначение административного наказания ЮЛ не освобождает от АО за данное административное правонарушение виновное физическое лицо. И наоборот - привлечение физического лица к административной или уголовной ответственности не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение физическое лицо. 4. Деяние – волевое, сознательное совершение физическим, должностным или юридическим лицом административного правонарушения. 5. Административное правонарушение должно быть предусмотрено: a. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. b. Законами субъектов РФ об административных правонарушениях. 6. Наказуемость. В КоАП (ст.3.2) помещена система всех действующих сегодня административных наказаний. Отличие административного правонарушения от уголовного преступления и от дисциплинарного проступка.
Состав административного правонарушения В соответствии с ТГП, состав административного правонарушения – это законодательная характеристика деяния, совершенного субъектом правонарушения, состоящая из 4-х элементов: 1. Объект – те общественные отношения, на которые посягает субъект правонарушения. Виды объектов: a. Общий объект – это те общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права, а охраняются при этом административным правом b. Родовой объект – часть общего объекта, имеющая относительно обособленную характеристику c. Видовой (по видам транспорта – например) d. Непосредственный (конкретное транспортное средство) 2. Объективная сторона – внешнее проявление конкретного правонарушения. Центральное место в объективной стороне занимает само деяние. Для ряда деяний достаточно самого деяния, но для некоторых нужны квалифицирующие признаки, наличие которых подтверждает наличие состава, а их отсутствие – отсутствие состава. Квалифицирующие признаки: место (общественное), время, способ, обстановка. 3. Субъект – то лицо, которое реально осознанно выполнило объективную сторону данного правонарушения. Административное право характеризуется множественностью субъектов как одно из проявлений этой множественности множественность субъектов – авторов административных правонарушений. Все субъекты административных правонарушений условно подразделяются на 3 вида: a. Общий субъект – несет административную ответственность на общих основаниях: i. Он будет наказываться в соответствии с действующими административными наказаниями. На него распространяются смягчающие и отягчающие обстоятельства + обстоятельства, исключающие АО. b. Специальный субъект – этот субъект всегда фиксируется в диспозиции статьи. Признак спецсубъекта непосредственно влияет на квалификацию деяния. c. Привилегированный субъект 4. Субъективная сторона
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |