Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На вопрос «Сколько основных наказаний?» правильный ответ – ВСЕ. «Почему?» Потому что два последних могут быть как основными, так и дополнительными




В связи с официальной классификацией существуют правила назначения административных наказаний: за одно административное правонарушение может быть назначено основное наказание (например, штраф) и для данного состава оно может быть самодостаточным либо основное и дополнительное административное наказание, взятое из наказаний, указанных не в системе наказаний (ст.3.2), а из санкции применяемой статьи Особенной части КоАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Подразделение системы АН на основные и дополнительные осуществляется по юридическим свойствам.

Часть третья ст.3.2 КоАП РФ позволяет АН классифицировать по порядку их установления. В соответствии с этим критерием меры наказания подразделяются на:

1. Устанавливаемые централизованно, т.е. на федеральном уровне (все элементы системы наказаний).

2. Устанавливаемые децентрализованно, т.е. законами субъектов РФ. В таком режиме могут устанавливаться только предупреждение и административный штраф.

Различаются АН по субъектам их применения. Речь идет о тех субъектах, которые являются властными, которые в соответствии с законодательством способны быть правоприменителями. Здесь юридически и практически значимыми являются как минимум два фактора: во-первых, административные наказания в отличии от уголовных применяются множеством субъектов, которых насчитывается около 70, преимущественное большинство среди них – органы функциональной исполнительной власти, во-вторых, обильное внедрение в сферу АН наказаний, которые могут назначаться исключительно в судебном порядке субъектом административной юрисдикции, позволяет относить субъектов судебной власти.

Отсюда появляется очередной критерий для условной классификации – по режиму юрисдикции:

1. АН могут назначаться в режиме административной юрисдикции, т.е. субъектами функциональной ИВ

2. АН могут назначаться в режиме административно-судебной юрисдикции, т.е. судом

По субъектному составу адресатов АН:

1. Физические лица

2. Юридические лица

В соответствии с ч.2 ст.3.2 КоАП к ЮЛ могут применяться предупреждение, административный штраф, конфискация, административное приостановление деятельности.

По степени распространенности наказаний:

1. Универсальные наказания, применяемые ко всем или к подавляющему большинству субъектов АО. Речь идет о таких наказаниях как предупреждение и административный штраф.

2. Лимитированные наказания, т.е. применяемые к определенным субъектам административного правонарушения с соблюдением соответствующих ограничений. Например, конфискация охотничьего оружия, боеприпасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не могут применяться к лицам, для которых охота и рыболовство являются основным законным источником средств к существованию. Административное выдворение за пределы РФ применяется только к ИГ и ЛБГ. Административный арест как наказание не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей (в возрасте до 14 лет), к несовершеннолетним, а также к инвалидам первой и второй групп. К этой категории наказаний относятся также лишение специального права и дисквалификация.

По виду санкции применяемой нормы:

1. Императивные

2. Альтернативные

По продолжительности действия наказания:

1. Единовременными (предупреждение, конфискация, административный штраф).

2. Длящимися (лишение специального права (до 3-х лет), административный арест (до 15 суток)).

Административные наказания можно поделить по такому критерию – «самобытность» наказания, т.е. его неповторимость в других институтах юридической ответственности:

1. Уникальные, встречающиеся только в АП (предупреждение, выдворение).

2. Популярные, т.е. имеющие место в других системах наказаний.

Характеристика отдельных видов АН:

1. Предупреждение – это мера АН, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории культуры народов РФ), безопасности государства, угрозы чрезвычайного техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Получается, что предупреждение как первичный элемент административно-наказательной системы выносится в письменной форме, устанавливается за впервые совершенное правонарушение (это свидетельствует о легковесности данного АН).

Предупреждение – это самодостаточная характеристика одного из видов наказания: по юридическим свойствам - основное наказание, по порядку установления – совместного ведения, по продолжительности – единовременное, по самобытности – уникальное, по применению – совместного ведения.

Предупреждение с одной стороны занимает стационарное (устойчивое место) в административно-наказательной системе, открывая её. По своему содержанию предупреждение является морально-правовой мерой (потенциал её профилактического эффекта основан на наличии или отсутствии морально-нравственных координат у субъекта – совесть (у которой срок давности вся жизнь)). С другой стороны, поскольку эта мера стоит у истоков системы наказаний, она, как и все другие наказания, должна в идеале иметь правовые последствия.

Выводы:

a. Предупреждение только тогда может считаться АН, когда оно выносится в письменной форме.

b. Предупреждение как самодостаточное наказание есть только в АО.

c. Предупреждение только тогда будет считатьcя АН, когда оно берется широким правоприменителем не из системы АН, а из санкции состава, квалифицирующего конкретное административно-противоправное поведение.

d. Таким образом, предупреждение можно определить как легковесное, щадящее, шансоспособное АН, которое рассчитано на добросовестность субъекта, который имеет возможность внести коррективы в свое социальное поведение.

Карта сравнительного анализа административно-правового воздействия
Критерий Предупреждение Устное замечание
Нормативная основа Ст. 3.4 КоАП РФ + ст. Закона СО оАП Ст.2.9 КоАП
Фактическое основание Административное правонарушение Административное правонарушение, признанное малозначительным
Процессуальное основание Постановление широкого правоприменителя о предупреждении Постановление широкого правоприменителя о прекращении административного производства в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения
Форма наказания Только письменная Только устная
Субъект юрисдикции Широкий правоприменитель Широкий правоприменитель
Режим юрисдикции Альтернативный императив, если правонарушение отвечает требованиям ст. 3.4 КоАП Диспозитив, т.к. ст. 2.9 КоАП говорит о том, что широкий правоприменитель может признать правонарушение малозначительным, но не обязан
Место в системе мер административно-правового воздействия Мера наказания Административно-профилактическая мера
Правовые последствия Срок состояния административной наказанности (1 год с момента окончания исполнения наказания за предыдущее правонарушение) Освобождение от АО в связи с признанием административного правонарушения малозначительным

 

2. Административный штраф. Нормативная основа – ст.3.5 КоАП РФ, в соответствии с которой АШ является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. рублей, для ДЛ – не превышающим 50 тыс. рублей, для ЮЛ – одного миллиона рублей, а в случаях, предусмотренных ст. 14.40 и 14.42 – пяти миллионов рублей, и может выражаться в величине, кратной:

a. Стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

b. В сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо в сумме незаконной валютной операции и т.д. … (дочитать)

c. В сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение …

d. В сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги), вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, ставок…), за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года.

e. Штраф, кратный начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд …

f. В сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования информации, направленной на манипулирование рынком.

Размер административного штрафа не может быть более 100 рублей, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ. Штраф относится к лимитированным видам наказаний, т.к. есть ряд лиц, к которым он не может применяться: сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении службы.

Юрисдикционные функции (роли) штрафа по действующему законодательству:

1. Административный штраф как самодостаточное административное наказание и оно, будучи самодостаточным, всегда находится в санкции применяемой статьи.

2. Административный штраф как экстраординарная мера. Экстраординарная мера, т.к. к некоторым субъектам надо бы применять арест, но законодатель запрещает это делать (ч.2 ст.12.7 – речь идет о штрафе, назначаемом в абсолютном размере 5000р. вместо административного ареста; это, по существу, императивная альтернатива законодателя в адрес правоприменителя, преследующая цель восполнения карательно-профилактического эффекта для лиц, совершивших административное правонарушение, санкция за которое предусматривает в качестве наказания административный арест, а субъект правонарушения при этом входит в круг лиц, к которым нельзя применять административный арест). Административный арест не применяется к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также таможенных органов. Для аргументации этой функции необходимо ссылаться на ст.3.9, ч.2 с.12.7, ч.3 ст.12.8.

3. Компенсационная функция (ст.20.25). Административный штраф в соответствии со ст.20.25 назначается за неуплату административного штрафа в добровольном порядке в срок 30 дней. Чтобы штраф выглядел карой, а не исполнялся вдогонку, законодатель счел необходимым удвоить сумму штрафа (но не менее 1000 р.). В качестве самодостаточной и экстраординарной меры административный штраф применяется в режиме «первичной» юрисдикции в то время, как в качестве компенсационной меры он применяется в режиме «вторичной» юрисдикции и преследует цель не только «реанимировать» неисполненное в срок наказание, но и обеспечить карательно-профилактический эффект, в случае его неисполнения.

Таким образом, административный штраф как мера наказания за несколько десятилетий прошел достаточно продолжительный путь развития: от юрисдикционно-лимитированного наказания (Указ Президиума Верховного Совета СССР «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» от 12 июня 1961 г.) до юрисдикционно-востребованного.

3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискация является принудительной безвозмездной мерой обращения неизъятых из оборота вещей узким правоприменителем (только суд) в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ. Конфискация является как основным наказанием, так и дополнительным. Конфискация – лимитированное наказание, т.е. назначаемое не всем, а именно: конфискация охотничьего оружия, боеприпасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства. Не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств, к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение орудия совершения или предмета административного правонарушения:

1. Подлежащих в соответствии с ФЗ их законному собственнику.

2. Изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

4. Лишение специального права.

a. Применяется только к физическому лицу.

b. Лишить можно только того права, которое ранее на законных основаниях было предоставлено данному физическому лицу.

c. Основанием для назначения такого наказания служит либо грубое (но однократное) нарушение порядка пользования этим правом, либо систематическое.

d. Данное наказание применяется в соответствии с санкцией конкретной статьи Особенной части КоАП РФ.

e. Лишение специального права является только основным наказанием.

f. ЛСП является только федеральным.

g. ЛСП назначается только судьей (узким правоприменителем).

h. ЛСП – диспозитивно длящееся наказание и не может быть менее одного месяца и более трех лет.

i. ЛСП является лимитированным наказанием, т.к. имеет ряд ограничений в применении:

i. Не применяется к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью – эта льгота не применяется к данной категории лиц, если они управляют транспортным средством в состоянии опьянения (в широком смысле слова).

ii. Если эти лица уклоняются от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

iii. Если эти лица оставили в нарушение установленных правил место ДТП, участником которого они являлись.

iv. ЛСП в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником ср-в к существованию.

И ОТЗЫВ, И АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ ЯВЛЯЮТСЯ МЕРАМИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ!!! НЕ НАКАЗАНИЯМИ!!!

5. Административный арест. Нормативной основой административного ареста является ст.3.9.

a. По порядку установления: исключительно федеральная мера.

b. По режиму юрисдикции: судебно-юрисдикционная мера, т.к. применяется исключительно в судебном порядке.

c. По юридическим свойствам: только основное наказание.

d. По содержанию: посягает на свободу физического лица путем её ограничения.

e. По субъектной направленности: только к физическим лицам.

f. По степени распространенности: применяется как крайняя мера АН, когда иные меры применить в конкретной ситуации не представляется возможным по соответствующим основаниям. (Санкция ст.20.1 содержит два вида АН, которые можно применить за совершение мелкого хулиганства - административный штраф или административный арест. Если правоприменитель сочтет возможным применить административный штраф, а это возможно только при условии платежеспособности правонарушителя – в этом случае административный штраф будет самодостаточным АН по факту данного правонарушения. Если же правонарушитель не имеет законных источников существования, то дело о мелком хулиганстве передается в суд).

g. По условиям применения: административный арест может быть общей мерой, рассчитанной на обычные условия (до 15 суток), и специальной мерой, применяемой в условиях режима ЧП или правового режима КТО (до 30 суток).

h. С точки зрения популярности меры: это наказание является лимитированным, поскольку имеет ряд ограничений, на которые должен ориентироваться правоприменитель.

i. Административный арест не может быть применен:

i. К беременным женщинам.

ii. К женщинам, имеющим малолетних детей до 14-ти лет.

iii. К несовершеннолетним.

iv. К инвалидам I и II групп.

v. К военнослужащим.

vi. К гражданам, призванным на военные сборы.

vii. К имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Административный арест как мера АН в последнее время приобрел несколько юрисдикционных функций. Юрисдикционные функции административного ареста по действующему законодательству:

1. АА функционирует как самодостаточная мера административной ответственности в соответствии с санкцией нормы Особенной части КоАП РФ.

2. АА функционирует как мера АО «императивно-конвертируемая» с административным штрафом, то есть заменяемая им. Согласно ч.2 ст.12.7 и ч.3 ст.12.8 КоАП РФ, в целях восполнения карательно-профилактического вакуума для лиц, совершивших административные правонарушения, санкция за которые предусматривает АА, а субъект правонарушения при этом входит в круг лиц, к которым он, в соответствии с КоАП РФ, не применяется, а чтобы они не остались безнаказанными, АА для них заменяется АШ, назначаемым в абсолютном размере 5000 рублей.

3. АА функционирует как компенсационная мера АО. Ст.20.25 КоАП РФ, которая назначается физическому лицу за неуплату АШ в срок 30 дней в двукратном размере. Ч.2 ст.20.25 позволяет правоприменителю (судье), в случае самовольного оставления места отбытия АА, возвратить правонарушителю ту же самую меру наказания, которую он не отбыл, назначив АА до 15 суток.

Наблюдается очевидная нестыковка положений законодателя и правоприменительной практики на стадии исполнения постановления судьи об административном аресте. Жалоба на это постановление подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы, рассматривается она в течение суток, исполняется же это постановление соответствующими органами немедленно после его вынесения. К тому же и принесение протеста не приостанавливает исполнение этого постановления. Возникает вопрос: в каком правовом состоянии пребывает субъект административного правонарушения, подав жалобу, когда наказание в отношении него уже реально исполняется. Кроме того, непонятно, как можно будет юридически достойно выйти из подобной ситуации, если это постановление будет отменено в пользу наказанного. Какая правовая возможность может нейтрализовать эту ситуацию – законодатель ничего не предлагает, остается только полагаться на потенциальную возможность взыскать моральный ущерб, что на самом деле сделать весьма проблематично.

Критерий Административное задержание Административный арест
Нормативная основа Ст.27.3 - 27.6 КоАП Ст.3.9 КоАП
Фактическое основание Административное правонарушение Административное правонарушение
Процессуальное основание Протокол об административном задержании Постановление по делу об административном правонарушении
Цель применения меры Обеспечение нормального хода административного производства Наказание правонарушителя
Адресат Физлица Физлица
Субъект юрисдикции Перечень субъектов, имеющих право на применение этой меры характеризуется множетственностью и содержится он в ст.29.3 Судья
Сроки Диспозитивно длящийся: По общему правилу, до трех часов. По специальному правилу, до 48 часов. Диспозитивно длящийся: До 15 суток, по общему правилу; до 30 суток в «условиях экстрима».
Правовые последствия Срок административного задержания включается в срок административного ареста. Срок состояния административной наказанности – 1 год с момента окончания исполнения.
Место в системе административно-правового принуждения Мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (мера пресечения) Мера административного наказания

 

6. Административное выдворение ИГ и ЛБГ за пределы РФ. Нормативная основа: ст.3.10 КоАП РФ. По юридическим свойствам: как основное, так и дополнительное. По порядку установление: федеральное. По субъекту юрисдикции: альтернативное (по общему правилу, порядок привлечения к ответственности – юрисдикционно-судебный, но во избежание возможной «неповоротливости» юрисдикции этот порядок законодателем «разбавлен» и относится к ситуации, когда административное правонарушение совершено ИГ или ЛБГ при въезде в РФ; в этом случае административно-юрисдикционным органов в соответствии с законодательством могут быть ДЛ таможенных или пограничных органов; кроме того, установив альтернативу юрисдикционно-судебному порядку, такая позиция законодателя избавляет один из ведущих признаков АП как отрасли от «страданий» такого признака как мобильность). Название наказания указывает на тех субъектов, к которым оно может быть применено. Ст.3.10 КоАП различает два организационно-правовых способа выдворения:

a. Принудительное перемещение ИГ или ЛБГ через границу РФ за ее пределы.

b. Контролируемый самостоятельный выезд ИГ или ЛБГ из РФ.

Что касается адресатов этой меры, то она из категорически императивной превратилась согласно законодательной корректировке в лимитированную меру наказания, что как следствие повлекло за собой появление в административном производстве особого субъекта (к иностранцам, являющимся военнослужащими по контракту в ВС РФ, АВ не применяется).

В целях реального исполнения АВ в виде принудительного выдворения за пределы РФ судья вправе применить к ИГ и ЛБГ такую меру пресечения (мера обеспечения производства по делу – мера пресечения обеспечительного характера) как содержание в специальном учреждении для помещения ИГ и ЛБГ, подлежащих АВ за пределы РФ. Эта мера является юрисдикционно-диспозитивной, на что законодатель намекает словом «вправе».

По источнику финансирования реального исполнения АВ: а) финансируется самим ИГ или ЛБГ; б) финансируется засчет средств пригласившей стороны.

Заключая сказанное, необходимо отметить, что в характеристике АВ присутствует административно-процессуальное «сотрудничество» двух мер административного принуждения: а) помещение в специальное учреждение ИГ или ЛБГ, подлежащих АВ; б) АВ как самодостаточная мера административного наказания.

Ст.2.6 КоАП посвящена АО ИГ и ЛБГ. В соответствии с ней ИГ, ЛБГ и иностранные юридические лица (ИЮЛ), совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат АО на общих основаниях:

1. При применении мер принуждения субъект юрисдикции пользуется КоАП РФ.

2. На этих субъектов распространяется презумпция невиновности.

3. Производство по делу об административном правонарушении в отношении ИГ и ЛБГ осуществляется на тех же принципах, что и в отношении граждан РФ.

4. На них распространяется перечень обстоятельств, исключающих АО.

5. На них распространяются обстоятельства, отягчающие ответственность, а также обстоятельства, смягчающие ответственность.

6. На них распространятся ст.2.9, позволяющая правоприменителю признать правонарушение малозначительным.

7. В отношении ИГ и ЛБГ возможно производство, связанное с возмещение как морального, так и материального ущерба.

8. На ИГ и ЛБГ распространяется правовое последствие привлечения к АО – состояние административной наказанности, продолжающееся в течение 1 года с момента окончания исполнения наказания.

Отвечая за свои деяния в административно-правовом порядке, ИГ или ЛБГ может в качестве тех же видов субъектов, что и граждане РФ:

1. Общий субъект

2. Специальный субъект

3. Особый субъект

В действующем законодательстве появились статьи, в соответствии с которыми правонарушение будет считаться состоявшимся, если в качестве субъекта этого правонарушения будет ИГ или ЛБГ (ч.2 ст.18.1 – нарушение режима госграницы РФ, и ч.2 ст.18.4 - нарушение режима в пунктах пропуска через госграницу РФ).

ИГ или ЛБГ будет особым субъектом, когда речь будет идти о военнослужащих.

7. Дисквалификация. Нормативная основа – ст.3.11 КоАП РФ. По порядку установления: федеральное. По юридическим свойствам: основное. По адресату: только физически лица. По субъекту юрисдикции: императивно-судебное. По продолжительности: диспозитивно длящееся (от 6-ти месяцев до 3-х лет).

8. Административное приостановление деятельности. Нормативная основа – ст.3.12 КоАП РФ. По порядку установления: федеральное. По юридическим свойствам: основное. По адресату: коллективный субъект (ЮЛ). По субъекту юрисдикции: альтернативное (суд или соответствующим должностным лицо административно-функциональной юрисдикции). По продолжительности: диспозитивно длящееся (до 90 суток). Относительно продолжительности АПД существует два правила: а) общее – АПД до 90 суток; б) специальное (юрисдикционный эксклюзив) – оно будет реальным при соблюдении двух связанных между собой условий: а) необходим документ, инициирующий этот эксклюзив, т.е. ходатайство заинтересованного лица с просьбой о досрочном прекращении исполнения АПД; б) к этому моменту (когда представитель ЮЛ созрел для преподнесения ходатайства) должны быть устранены все те обстоятельства, которые в свое время послужили фактическим основанием для применения АПД. Таки образом, для того, чтобы специальное правило стало юрисдикционно-жизнеспособным необходим тандем двух юридических фактов: ходатайства ЮЛ и устранения обстоятельств, явившихся фактическим основанием для назначения АПД.

Правила назначения АН

При назначении АН правоприменителем могут быть использованы два вида правил: общие и специальные.

Общие правила (принципы) назначения АН:

1. Законность.

Проявления законности:

a. Основанием для привлечения к ответственности является противоправность деяния (как в узком смысле – когда нарушаются регулятивные нормы АП, так и в широком – когда нарушаются регулятивные нормы других отраслей права, охраняемых АП).

b. Правильная квалификация содеянного.

c. Компетентность субъекта, принимающего постановление по делу.

d. Выбор правоприменителем наказания в соответствии с составом правонарушения и в пределах санкции той статьи, по которой квалифицировано деяние.

2. Целесообразность. Д.Н. Бахрах: «Сочетать индивидуализацию кары с экономией репрессий». Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры наказания учитывать как обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характерзующие нарушителя, его имущественное положение, а также степень его вины.

В целях облегчения участи правоприменителя законодатель закрепил два перечня:

a. обстоятельства, смягчающие АО (ст. 4.2):

i. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение

ii. добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении

iii. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение вредных последствий правонарушения, а также добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда

iv. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), а также при

v. совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной (на момент назначения наказания) или женщиной, имеющей малолетнего ребенка

Широкий правоприменитель может признать смягчающими обстоятельствами те, которое не указаны в настоящей статье.

b. Обстоятельства, отягчающие АО (ст.4.3):

i. Продолжение противоправного поведения несмотря на требования уполномоченных лиц прекратить его.

ii. Повторное совершение однородного административного правонарушения.

iii. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения.

iv. Совершение административного правонарушения группой лиц.

v. Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

vi. Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения (опьянение – в самом широком смысле).

Широкий правоприменитель, назначающий административное наказание в зависимости от характера совершенного административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Вышеперечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в том случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующих признаков административного правонарушения соответствующими нормами АО.

3. Своевременность

4. Сложение АН, налагаемых за множественность административных правонарушений

Назначение АН за совершение нескольких административных правонарушений. Это правило подразделяется на два вида:

1. Общее – при совершении лицом нескольких административных правонарушений (двух и более) АН назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Но это невыгодно государству (в силу принципа экономии репрессий). Для этого и существует специальное правило.

2. Специальное – его суть сводится к потенциальной возможности ПОГЛОЩЕНИЯ более строгим менее строгого.

Для того чтобы реально сработал принцип поглощения необходимо, чтобы в наличии у правоприменителя было три условия:

1. Лицом совершено деяние, содержащее признаки нескольких однородных составов административных правонарушений.

2. Все составы, совершенные данным субъектом, подведомственны одному и тому же широкому правоприменителю.

3. Наказание в соответствии с санкциями применяемых статей назначается одновременно.

Изъятия из специального правила:

1. АН назначается в пределах санкции, не предусматривающей назначение АН в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначения АН в виде предупреждения.

2. АН назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначения АН в виде АШ.

При назначении АН за множественность могут быть назначены наряду с основными дополнительные АН, предусмотренные каждой из соответствующих санкций, которая находится в распоряжении правоприменителя по данному делу.

Срок давности назначения АН (давность привлечения к АО).

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено ПО ИСТЕЧЕНИИ ДВУХ МЕСЯЦЕВ, А ЕСЛИ ДЕЛО РАССМАТРИВАЕТСЯ СУДЬЕЙ – ПО ИСТЕЧЕНИИ ТРЕХ МЕСЯЦЕВ со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся правонарушении (когда неизвестно начало правонарушения) вышеперечисленные сроки имеют специальную точку отсчета: они начинают исчисляться С МОМЕНТА ОБНАРУЖЕНИЯ САМОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

Если совершено административное правонарушение, которое влечет в качестве АН дисквалификацию, ЛИЦО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕНО К АО НЕ ПОЗДНЕЕ ОДНОГО ГОДА СО ДНЯ СОВЕРШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. А при длящемся – ОДНОГО ГОДА СО ДНЯ ОБНАРУЖЕНИЯ.

Если при совершении административного правонарушения вначале было возбуждено уголовное дело, а по обстоятельствам следствия уголовное дело не состоялось, но в признаках этого правонарушения есть признаки административного, то вышеназванные сроки начинают исчисляться СО ДНЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ЛИБО О ЕГО ПРЕКРАЩЕНИИ.

Срок состояния административной наказанности. В соответствии со ст.4.6 КоАП, лицо, которому назначено АН за совершение административного правонарушения считается подвергнутым данному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении АН.

Специальные правила назначения АН:

1. Ч.2 ст.4.4 КоАП – множественность (поглощение более тяжким менее тяжкого)

2. Второе правило рассчитано на те ситуации, когда административным правонарушением причинен имущественный ущерб и моральный вред:

a. Судья, рассматривая дело об административном правонарушении при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба, вправе одновременно с назначением АН решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

b. Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

c. Если дело об административном правонарушении находится в производстве иных уполномоченных органов или должностных лиц, эти лица рассматривают дело об административном правонарушении до назначения АН включительно. Что касается вопроса, связанного с возмещением имущественного вреда, то эта часть производства передается в суд и разрешается им в порядке гражданского судопроизводства.

d. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются узким правоприменителем, т.е. судом, в порядке гражданского судопроизводства.

Административно-юрисдикционные режимы освобождения от АО

В зависимости от оснований освобождения от АО режимы подразделяются на два вида:

1. Абсолютное освобождение от АО

2. Относительное освобождение от АО

Абсолютный режим:

Нормативная основа – ст.2.9 КоАП, в соответствии с которой широкий правоприменитель в режиме диспозитива может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от АО и ограничиться при этом устным замечанием, если сочтет возможным признать совершенное административное правонарушение малозначительным. А абсолютное оно потому, что ст.3.2 КоАП в качестве административного наказания устное замечание не закрепляет.

Ч.2 ст.2.3 КоАП в качестве основания освобождения от АО закрепляет несовершеннолетие лица, совершившего административное правонарушение. Речь идет о возрастном диапазоне от 16 до 18 лет. Правоприменитель с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, может освободить от административной ответственности несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет, передав материалы дела в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая располагает мерами воздействия, предусмотренными федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Ст.2.7 КоАП: не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица и других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если: а) эта опасность не могла быть устранена иными средствами; б) если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

Ст.24.5 КоАП: Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Ч.2 ст.2.6.1 КоАП: Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Ст.6.8 КоАП в части примечания к этой статье: Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Примечание к ст.6.9: Лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

Относительный режим:

Ст.2.5 КоАП: дисциплинарная ответственность для спецсубъектов.

Ч.3 ст.2.6 КоАП: если административное правонарушение совершено ИГ, который пользуется иммунитетом от административной юрисдикции РФ, в соответствии с ФЗ и МД РФ, вопрос о его ответственности разрешается в соответствии с нормами международного права.

Таким образом, существует два административно-юрисдикционных режима освобождения от АО: относительный (в рамках этого режима лицо освобождается от АО, но при этом для него наступает другой вид юридической ответственности) и абсолютный (здесь лицо всецело освобождается от АО и ни к какой другой ответственности не привлекается).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.