Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип демократической легитимации




Принцип демократической легитимации означает учет - на демократической основе - всех различных интересов. Поскольку банковское дело в последнее время все больше усложнялось, то демократическая легитимация означает, что хотя банковское дело и стало сложным и трудным для понимания, законодательство должно оставаться демократичным. Это подразумевает, по крайней мере, две вещи.

Банкиры должны объяснить законодателям, какие конкретно различные интересы стоят за лабиринтом технических вопросов. Нельзя допустить ситуации, когда бы законодательство не служило никаким интересам или служило им непрагматически и требовало больших затрат из-за неправильного понимания сложных вопросов. Собственно говоря, ирония заключается в том, что современное банковское законодательство, в котором такое большое значение придается прозрачности, само по себе почти недоступно пониманию. Действующие правила страдают "техничностью" и понятны только специалистам; остальные же, включая участников процесса формирования самого банковского законодательства - как, например, политики и клиенты, - испытывают все большие трудности в понимании основных идей, лежащих в основе этих правил. Это может привести к возникновению ситуаций кафкианского типа.

Примером являются дискуссии, проходившие в ходе работы над Второй директивой ЕС по банковскому делу в связи с условиями выдачи европейского паспорта банкам из стран, не являющихся членами ЕС. В этой связи Европейский парламент вначале занял такую позицию: банкам из третьих стран будет разрешаться доступ на европейский рынок только в случае, если соответствующая страна создаст такой же режим для европейских банков. Однако перед самым принятием резолюции такого содержания Европейский парламент пришел к заключению, что у самих европейских банков была другая позиция. Более важную проблему в глазах европейских банков представляли не банки как таковые, а Европа как финансовый центр. Они были убеждены, что как финансовый центр Европа выиграет от динамизма и конкуренции, которые будут привнесены на европейский рынок иностранными банками.

На этом примере видно значение демократической легитимации, в которую вносят свой вклад и которую поддерживают все заинтересованные стороны. Законодатели и регулирующие органы должны найти правильную формулировку, чтобы помочь неспециалистам понять вопрос, который по существу неизбежно будет носить технический характер. Однако общение в этой области не связано (только) с проблемой языка: это длительна работа, в которой должно учитываться все многообразие особенностей разных стран.

Вторым обстоятельством, связанным с демократическим законодательством, является участие всех заинтересованных сторон в процессе его разработки. Разные стороны имеют разные интересы, и это проявляется в законодательном процессе.

Прежде всего здесь могут быть разными позиции правительства и позиции парламента.

Во-вторых, центральные банки, которые во многих странах отвечают за разработку более подробных регулирующих правил (на основе общего законодательства), а также за надзор, могут иметь мнение, отличное от мнения правительства и парламента. Третье - и наиболее очевидное обстоятельство - это разница между банками и другими заинтересованными сторонами.

Банкам нужна гибкость и затрато-эффективность. Они особенно поддерживают современный принцип автономии банковской функции. Банки должны иметь возможность под свою ответственность гибко использовать внутренние механизмы управления рисками. Ораны надзора должны сосредоточить внимание на качестве управления банками, их организационной структуры и внутренних механизмов. Этот поддерживаемый банками принцип все в большей мере принимают и другие заинтересованные стороны при условии, что соблюдается также и принцип прозрачности.

Банки рассматривали законодательство ЕС несколько раз: когда в этом не было особой необходимости, или слишком подробно, или слишком рано. Это, без сомнения, отражает позицию банкира-предпринимателя. Вспоминается случай, когда президент одного коммерческого банка сказал в приватной беседе, что как банкир он предпочитает неопределенность ситуации и "немного хаоса", потому что именно в таких условиях банки могут получить наибольшую прибыль. (Думается, что и кое-кто из российских банкиров наверняка согласился бы с этим утверждением.) Тем не менее европейские банки всегда проявляли желание и готовность содействовать разработке необходимых законов. Доходит даже до того, что некоторые не прочь начать выполнять и другие обязанности - многие банкиры, например, видят себя в роли внештатных офицеров полиции, когда проводятся некие (дорогостоящие) меры по борьбе с отмыванием денег.

* * *

В заключение можно констатировать, что коллективный опыт ЕС в области банковского законодательства огромен и охватывает широкий круг вопросов. Кроме того, необходимо осознать, что банки подчиняются и законодательству своих стран. Все это и вся целиком картина, отражающая банковское законодательство ЕС, могут показаться непонятными российскому банковскому сектору. Тем не менее знать состояние дел в европейском банковском законодательстве полезно, если мы говорим о сближении законодательств разных стран.

И еще нельзя не сказать несколько слов и о будущих участниках рынка - то есть о нынешних студентах, изучающих вопросы экономического роста, банковского дела и законодательства. Без хорошо подготовленных банкиров, работников органов надзора, центрального банка и юристов трудно создать развитый банковский сектор, даже если все законы в ЕС будут согласованы. Необходимость в обучении кадров не ограничивается и этой сферой. Нужно обучать также судей и даже потребителей. Обучение людей столь же важно, как и сближение законов, и работа по данным двум направлениям должна вестись одновременно.

Список литературы

 

Банковское законодательство

Банковское законодательство – совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих банковскую деятельность.

Структура банковского законодательства:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные законы:

– ГК РФ;

– «О банках и банковской деятельности»;

– «О Центральном банке РФ (Банке России)»;

– «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

– «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»;

– «О валютном регулировании и валютном контроле»;

3. Указы Президента РФ;

4. Постановления Правительства РФ

5. нормативные акты Банка России: указания ЦБ РФ – устанавливают отдельные правила по вопросам компетенции ЦБ РФ; положения ЦБ РФ – их содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенных к компетенции ЦБ РФ; инструкции ЦБ РФ – определяют порядок применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции ЦБ РФ.

 

Английская банковская система в начале двадцатого века была двухуровневой и

включала: на первом уровне банк Англии - Центральный Банк. На втором уровне

депозитные банки, кредитные и торговые банки, кредитные посредники,

клиринговые дома. Сейчас выделяют следующие виды коммерческих банков.

Депозитные банки. К ним относятся наиболее крупные банковские монополии -

клиринговые банки. Клиринговые банки принадлежат к числу универсальных

предоставляющих широкий выбор банковских операций и услуг.

Торговые банки. Действуют в сфере внешней торговли и международных финансово

- кредитных операций.

Банки содружества. Их насчитывается 7 Британских заграничных банков.

Иностранные банки в Англии. Их насчитывается 450.

Консорциональные банки. В них участвуют, по крайней мере, две стороны, причем

ни одна из них не имеет контрольного пакета акций.

Учетные дома. Они выполняют краткосрочные операции, на денежном рынке. В

Англии сформировалось девять учетных домов.

Что же касается небанковских учреждений кредитного типа, то в их состав

входит: страховые компании, учреждения, занимающиеся сберегательными

операциями, финансовые компании, кредитные, строительные кооперативы и

общества, пенсионные фонды, доверительные паевые фонды и др.

Закон предусматривал и исключение, когда организация могла получить статус

банка, даже если она не отвечала всем перечисленным требованиям. Речь идет

о дисконтных домах, представляющих собой уникальное явление в банковской

системе Англии., Банк Англии кредитует коммерческие банки не прямо а через

посредников. Однако в 90-е гг. кредитные операции все в большей степени

выполняет центральный банк страны.

В 1946 г Банк Англии был национализирован путем выкупа его акций. Центральный

банк наделен функциями давать коммерческим банкам рекомендации и директивы

,согласованные с министерством финансов. Кроме того он получил право

требовать от коммерческих банковских организаций представления необходимой

информации с целью проверки их деятельности.

Клиринговые банки занимают особое место.Свое название они получили потому,

что заключили между собой соглашения о зачете взаимных требований

(клиринговые соглашения).Клиринговые банки активно работают в системе

зачетов платежных документов и ценных бумаг, осуществляемых через Лондонскую

расчетную палату. Согласно законодательству все расчеты между обычными

банками могут производиться только через клиринговые банки.

Можно утверждать, что наличие и особые функции клиринговых банков, торговых

банков (которые больше занимаются посредничеством и предоставлением

рекомендаций по финансовым вопросам),дисконтных домов делают британскую

банковскую систему во многом уникальной.

Банк Англии кредитует коммерческие банки не прямо, а через посредников.

Однако, в 90 - годы кредитные операции все в большей степени выполняет

центральный банк страны, что приводит к снижению роли дисконтных домов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.