Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. Б. Агапов 8 страница




5. Кто из отечественных правоведов являлся автором работы «Полицейское право как самостоятельная отрасль правоведения» (1875 г.)?

6. Какие разновидности актов государственного управления выделял И. Т. Тарасов?

7. Назовите основные постулаты административно-правовой доктрины Э. Берендтса.

8. Кто из советских административистов первым обосновал особый статус ведомственных актов исполнительно-распорядительных органов?

9. Сформулируйте дефиницию общественного порядка, предложенную М. И. Еропкиным.

10. Какие виды административных взысканий обоснованы А. Е. Луневым?

 

 

Глава 3. Публичный статус физических лиц

В результате изучения данной главы учащийся должен:

знать сущность публичного статуса физических лиц и его основные элементы;

уметь оперировать такими понятиями, как «физическое лицо» и «должностное лицо»;

обладать теоретическими познаниями об основных атрибутах публичного статуса физических лиц.

3.1. Публичные права и обязанности физических лиц

Материализованное, т.е. соматически выраженное лицо, наделенное субъективными психоэмоциональными качествами и свойствами, относится к физическим лицам — участникам административных отношений. Содержание публичных правомочий физического лица обусловлено его правами в сфере исполнительно-распорядительной деятельности (т.е. содержанием его субъективных и объективных прав во взаимоотношениях с органами исполнительной власти или иными публичными органами) и его публичными обязанностями.

Физические лица вступают в административные отношения в качестве:

а) должностного лица;

б) индивидуального предпринимателя;

в) в собственном качестве.

Должностные лица представляют интересы частноправового или публичного корпоративного образования — органа или организации. Они реализуют свои публичные правомочия в корпоративных целях, обеспечивая права и интересы публичного органа или частноправовой организации. Полномочия должностных лиц обусловлены правами и обязанностями соответствующего корпоративного образования, интересы которого они представляют.

Индивидуальные предприниматели действуют в интересах обеспечения собственной коммерческой деятельности. Доминирующей основой индивидуального предпринимательства является удовлетворение собственных частноправовых интересов, публично-правовая деятельность — не его прерогатива.

Должностные лица и индивидуальные предприниматели наделяются искомыми правомочиями, т.е. они получают правомочия опосредованно. Публичное должностное лицо наделяется искомыми правомочиями органом исполнительной власти или муниципальным органом, статус частноправового должностного лица регламентируется корпоративными локальными правовыми актами. Индивидуальные предприниматели обретают искомые права и обязанности в сфере коммерческой деятельности после завершения регистрационных процедур в налоговом органе.

Таким образом, вышеуказанные физические лица всегда наделяются искомыми правомочиями публичным органом или его должностным лицом, либо должностным лицом частноправовой организации.

Физические лица, не наделенные вышеуказанными правомочиями, вступают в административные отношения в собственном качестве.

Публичный статус таких физических лиц не зависит от решения публичного органа, частноправовой организации или их должностных лиц. Физические лица вступают в публичные отношения независимо от субъективных или объективных физических или соматических возможностей. На всех физических лиц распространяются гарантии публичной (в том числе социальной) защиты. Таким образом, потенциальными участниками публичных отношений являются все физические лица, в том числе и признанные недееспособными и ограниченно дееспособными.

Индивидуальные участники административных отношений — физические и должностные лица (см. § 1.3) различаются в зависимости от объема прав и обязанностей. Властными полномочиями наделены только публичные должностные лица. Различия административного статуса физического лица обусловлены его принадлежностью к гражданству Российской Федерации. К иностранным физическим лицам относятся граждане иностранных государств, подданные в монархиях, лица с множественным гражданством, а также беженцы и вынужденные переселенцы (о публичном статусе иностранных граждан и лиц без гражданства см. § 3.3).

Административный статус физического лица определяется содержанием его деятельности, которая может быть правомерной или деликтной. Участие физических лиц, должностных лиц в деликтных административных правоотношениях обусловлено совершением проступка или иного правонарушения. Совершение правонарушения должностным лицом рассматривается в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность.

В общественных отношениях, регулируемых административным правом, участвуют различные физические лица. Специфика их статуса в сфере исполнительной власти различается в зависимости от осуществляемой лицом общегосударственной (публичной) или коммерческой деятельности и ее целей. Российские физические лица вступают в административно-правовые отношения в качестве граждан, индивидуальных предпринимателей или должностных лиц.

Физические лица, деятельность которых предназначена для удовлетворения индивидуальных материальных потребностей, в частности, основной целью которой является извлечение прибыли, вступают в административные отношения при их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, а также при проведении должностными лицами органов исполнительной власти лицензионного, финансового и иных видов контроля.

Граждане участвуют в административных отношениях в целях обеспечения прав и свобод в сфере общественно-политической деятельности, рассматриваемые общественные отношения возникают при обжаловании гражданами действий (бездействия) должностных лиц в суд или в вышестоящий по подчиненности орган исполнительной власти. В отличие от индивидуальных предпринимателей граждане в указанных случаях отстаивают свои нематериальные интересы.

3.2. Публичный статус должностных лиц

Физические лица, наделенные государственно-властными полномочиями или осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в негосударственных органах, организациях, учреждениях, относятся к должностным лицам. Для взаимоотношений должностного лица характерна служебная соподчиненность: должностное лицо определяет меру легитимного поведения других участников правоотношения и обязано исполнять правомерные требования вышестоящего начальника. Должностное лицо вправе устанавливать и изменять права и обязанности, что и приводит к возникновению или прекращению административных отношений в сферах государственной, муниципальной или частно
правовой деятельности. Таким образом, статус должностного лица распространяется на любое физическое лицо публичного или частного права, действия которого влекут за собой возникновение, приостановление, изменение или прекращение юридически значимых событий и обстоятельств (т.е. юридических фактов).

Статус должностного лица обусловлен правовой регламентацией его полномочий и не зависит от их объективной реализации. Должностное лицо в зависимости от существа административного отношения вправе осуществлять вверенные ему права и обязанности либо воздерживаться от таких действий. Отождествление публичной и частноправовой деятельности, отнесенной к ведению должностного лица, характерно только для административного права: должностное лицо в уголовном праве наделено только публичными полномочиями (примеч. 1 к ст. 285 УК РФ).

Должностные лица различаются в зависимости от содержания их публичных обязанностей. Должностное лицо, наделенное организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями[86] по специальному полномочию, исполняет функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица. Специальные полномочия, определяющие статус должностного лица, ограничены сроком государственно-служебных обязанностей либо они прекращаются в момент исполнения служебного поручения, возложенного на него нормативным актом или распоряжением.

К должностным лицам, наделенным публичными административными обязанностями, относятся государственные и муниципальные служащие. Административные обязанности должностного лица распространяются на подчиненных ему государственных и муниципальных служащих, а также на лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Указанные должностные лица вправе принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности. Должностные лица органов местного самоуправления также наделены властными административными обязанностями, однако они вправе их осуществлять в исполнительно-распорядительных муниципальных (негосударственных) органах. Таким образом, возложенные на них обязанности не относятся к государственно-властным обязанностям.

К должностным лицам публичного права относятся лица, осуществляющие властные административные обязанности в государственных и муниципальных органах. Физические лица коммерческих, некоммерческих организаций, наделенные административными обязанностями, относятся к должностным лицам частного права. Должностные лица частного права, так же как и должностные лица государственных и муниципальных органов, наделены распорядительными полномочиями, но такие полномочия не являются властными, хотя они и обязательны для исполнения подчиненными им лицами, т.е. лицами, находящимися с ни­ми в трудовых отношениях. Должностные лица частного права осуществляют коммерческую деятельность, что невозможно для лиц, наделенных публичными правомочиями[87].

Действующее право допускает различия в правовом положении должностных лиц федеральных органов государственной власти и государственных органов субъектов РФ. В последнем случае такие лица занимают должности, установленные только конституциями и уставами субъектов Федерации.

Применительно к сфере деятельности негосударственных организаций (кроме муниципальных) действующее законодательство устанавливает статус должностных лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации. Содержание управленческих функций этих лиц совпадает с содержанием полномочий, предусмотренных для должностных лиц государственных и муниципальных органов, такие лица наделены организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностями.

Должностные лица должны быть дееспособными гражданами, т.е. должны обладать возможностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Такие граждане вправе вступать в обязательственно-правовые отношения, обладать имущественными и личными неимущественными правами. Возрастной критерий дееспособности не обязательно связан с достижением 18 лет. Гражданин, не достигший указанного возраста, может быть признан дееспособным лицом в силу п. 2 ст. 21 ГК РФ и тем самым обладать статусом должностного лица предприятия, организации, учреждения любой негосударственной формы собственности. Однако обретение такого статуса несовершеннолетними гражданами в сфере публичных отношений существенно ограничено. Например, правом поступления на государственную службу обладают граждане, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственным языком и имеющие профессиональное образование.

Властные полномочия государственного служащего заключены в реализации организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, следовательно, такой служащий обладает также и статусом должностного лица. Осуществляя от имени и по поручению соответствующего министерства (ведомства) вверенные им публичные полномочия, должностные лица содействуют возникновению, изменению, приостановлению или прекращению административных отношений.

3.3. Публичный статус иностранных физических лиц

В отличие от российских физических лиц иностранные физические лица[88] обладают ограниченной административной дееспособностью. Ограничение прав иностранных физических лиц обусловлено их обязанностями, установленными Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Обязанности иностранного физического лица определяются в зависимости от целей его пребывания (проживания) в Российской Федерации. Применительно к указанным лицам установлены административно-правовые режимы:

временного пребывания;

временного проживания в Российской Федерации;

постоянного проживания на территории РФ;

регламентации трудовой деятельности[89].

Срок временного пребывания иностранного физического лица устанавливается визой, выдаваемой МИД России или ФМС России либо их территориальными органами. Указанные органы вправе продлить срок действия визы, продлить срок пребывания иностранного гражданина либо сократить данный срок. Временное проживание иностранного физического лица допускается на основании разрешения, выдаваемого территориальным органом ФМС России, который вправе отказать в выдаче разрешения либо аннулировать ранее выданное разрешение по основаниям, установленным ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[90]. Постоянное проживание иностранных физических лиц в Российской Федерации возможно только на основании вида на жительство, выдаваемого территориальным органом ФМС России[91]. Вид на жительство не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Иностранный гражданин участвует в трудовых отношениях на территории РФ в качестве индивидуального предпринимателя, работодателя или заказчика работ (услуг). Трудовая деятельность иностранного физического лица на территории России допускается только при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого иностранному физическому лицу ФМС России (ее территориальным органом)[92].

Наличие соответствующих разрешений необходимо также и иностранным юридическим лицам, наделенным правомочиями иностранного работодателя — заказчика работ (услуг).

Территориальный орган ФМС России отказывает в выдаче иностранному физическому лицу разрешений на осуществление трудовой деятельности либо аннулирует ранее выданные разрешения по основаниям, установленным п. 9 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[93].

Иностранные физические лица исполняют обязанности, обусловленные порядком их регистрации и учета[94]. Неисполнение иностранным физическим лицом обязанностей, установленных Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», т.е. неисполнение им обязанностей, обусловленных ограничениями административной дееспособности иностранных физических лиц, влечет за собой применение административных санкций в виде депортации иностранного физического лица или его административного выдворения. Депортация применяется при неисполнении иностранным физическим лицом обязанностей, установленных п. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В отличие от депортации административное выдворение иностранного физического лица является административным наказанием и может применяться только в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. 18.10 и ч. 1 ст. 18.11 КоАП РФ. По смыслу Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация производится независимо от установления признаков виновности деяния; в отличие от этого административное выдворение возможно только при квалификации вины[95].

Иностранные физические лица, виновные в нарушении Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (т.е. и депортируемые нарушители), подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы отличия между правовым статусом человека и гражданина?

2. В чем заключается содержание понятия «гражданство»?

3. Дайте определения иностранного гражданина и лица без гражданства.

4. В соответствии с каким федеральным законом определяется правовой статус беженца?

5. Перечислите основные права и обязанности вынужденного переселенца.

6. При каких обстоятельствах иностранный гражданин может быть признан вынужденным переселенцем?

7. Какой федеральный орган исполнительной власти осуществляет учет иностранных граждан на территории РФ?

8. Укажите особенности административно-правового статуса граждан Российской Федерации.

9. Дайте определение термина «должностное лицо».

10. Перечислите юридические гарантии административно-правового статуса граждан Российской Федерации.

Глава 4. Статус публичных
юридических лиц

В результате изучения данной главы учащийся должен:

знать понятие статуса публичного юридического лица, уяснить его основные элементы;

уметь оперировать понятиями «публичные органы», «публичные корпорации» и «публичные учреждения»;

владеть основными теоретическими постулатами публичного юридического лица.

4.1. Субъекты корпоративной деятельности

Статус публичных юридических лиц обусловлен наличием в их компетенции цивилистических и административных правомочий при явном доминировании последних. Цивилистические правомочия значимы при осуществлении публичной организацией хозяйственной деятельности, а также в некоторых случаях при определении ее вида (организационно-правовой формы). К публичным юридическим лицам относятся публичные органы, публичные корпорации и публичные учреждения. К публичным органам относятся субъекты властной деятельности, кроме органов государственной власти федерального и регионального уровней, а также муниципальных органов, к этой разновидности публичных субъектов относятся также специальные публичные органы — ЦБ РФ, наделенный правомочиями федерального органа государственной власти[96], Счетная палата РФ, а также Следственный комитет РФ. Такие публичные органы обладают специальной компетенцией в соответствующих сферах общегосударственной деятельности: Банк России самостоятельно или при участии органов исполнительной власти реализует публичную денежно-кредитную политику и руководит банковской системой, Счетная палата РФ является постоянно действующим органом бюджетного контроля, Следственный комитет РФ наделен правомочиями федерального государственного органа в правоохранительной сфере, специальные публичные органы наделены распорядительными полномочиями, но не входят в систему органов исполнительной власти.

Публичные органы законодательной, исполнительной и судебной власти определяют статус и предназначение деятельности публичных корпоративных образований — государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, государственных компаний, государственных (муниципальных) унитарных предприятий. Специфика их деятельности обусловлена наличием в их компетенции коммерческих правомочий. Публичные образования вправе и обязаны участвовать в инвестировании собственных имущественных активов и в обязательственных отношениях с коммерческими организациями в целях финансового обеспечения отнесенных к их ведению социально приоритетных функций, таким образом, прибыльность является обязательной предпосылкой их деятельности. Наличие в составе публичных образований коммерческих и некоммерческих организаций нельзя рассматривать в качестве определяющего атрибута, поскольку в их статусе доминирует публичная, а не цивилистическая составляющая.

Корпоративные образования обеспечивают общегосударственные имущественные интересы и наделены правомочиями собственника публичного имущества. Применительно к государственным корпорациям публичные имущественные отношения возникают на стадии их учреждения — в процессе внесения Правительством РФ или федеральным органом исполнительной власти государственных материальных активов, представленных в виде казенных денежных средств, ценных бумаг или публичной недвижимости. Публичная составляющая имущественных отношений всегда выражена в деятельности всех видов корпоративных образований, они наделены отдельными имущественными правомочиями и вправе осуществлять их только по целевому назначению, т.е. в интересах обеспечения приоритетных общегосударственных потребностей[97].

Публичные организации действуют в непроизводственной сфере и предназначены для удовлетворения нематериальных потребностей граждан в сферах социальной политики, культуры. Публичные юридические лица, созданные в виде образовательных, медицинских организаций, оказывают соответствующие публичные услуги всем заинтересованным гражданам. К ним относятся также некоммерческие организации, в том числе бюджетные, казенные, а также автономные учреждения, созданные в сферах культуры и искусства, — театры, концертные организации, организации в сфере киноискусства.

Публичные юридические лица, созданные в форме учреждения, обеспечивают социально приоритетную деятельность на основе публичных имущественных активов, им предоставляются средства бюджетных финансов, а также в интересах обеспечения целевых функций — государственные или муниципальные объекты недвижимости.

В обобщающем виде все публичные юридические лица относятся к публичным корпорациям, независимо от форм собственности, наличия имущественных правомочий, различий в формах собственности и иных цивилистических атрибутов[98]. Все рассмотренные выше виды корпоративных образований владеют, пользуются или распоряжаются публичным имуществом — казенными финансами или недвижимостью, — именно этот фактор предопределяет их публичный статус. Имущественные отношения, обусловленные осуществлением любого корпоративного правомочия, регулируются административным законодательством, цивилистические нормы применяются лишь в случаях, специально предусмотренных публичным предписанием. Административно-правовое регулирование также следует считать одним из основополагающих факторов любого публичного корпоративного образования. К источникам публично-правовой регламентации корпоративной деятельности относятся законодательные акты, в части их административной составляющей, акты органов государственной власти, прежде всего — указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, а также акты ведомственного нормотворчества. Характерно, что все вышеуказанные акты рассматриваются в их дуалистичной сути: они представляют собой средство не только публичной, но и цивилистической регламентации. Во всяком случае, гражданское законодательство характеризует публично-правовые акты в качестве источника цивилистического законодательства (п. 3—7 ст. 3 ГК РФ). Следует отметить и плюрализм источников публично-правовой регламентации, в отличие от сферы частноправовых отношений, здесь применяются также региональные нормативные правовые акты, а в редких случаях — даже нормативные акты муниципальных образований[99]. В качестве одного из методов правовой регламентации деятельности корпоративных образований следует отметить также и публичные акты индивидуального распорядительства — распоряжения Правительства РФ или акты органов исполнительной власти, предоставляющие корпорации средства публичных имущественных активов.

Статус юридических лиц в административно-юрисдикционной деятельности обусловлен прежде всего правовым предназначением соответствующего корпоративного образования. Частноправовые коммерческие организации действуют в целях удовлетворения имущественных потребностей их участников, предназначением деятельности некоммерческих организаций является удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей причастных к ним лиц. Юрисдикционный статус таких корпоративных образований определяется наличием прав и обязанностей, установленных правилами и нормами, утверждаемыми в форме соответствующего нормативно-правового предписания. Неисполнение юридическим лицом правил и норм либо их ненадлежащее исполнение при нарушении сроков осуществления тех или иных действий, установленных нормативным правовым актом, или в иных случаях влечет за собой вступление организации-нарушителя в деликтные отношения с правоохранительным органом.

4.2. Политико-правовые, административные и цивилистические правомочия публичного органа

Правомочия публичного органа обусловлены существом его деятельности в сферах обеспечения общегосударственных интересов либо муниципальных потребностей. Применительно к органу исполнительной власти и исполнительно-распорядительным муниципальным органам их компетенция представляет собой совокупность политико-правовых, административных и цивилистических правомочий. Политико-правовые правомочия включают в себя обязанности публичного органа в сфере нормативно-правового регулирования и прежде всего — в сфере законотворческой деятельности. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают проекты федеральных законов, вносимых в парламент Российской Федерации Правительством, выступающим в этом случае в качестве коллегиального субъекта права законодательной инициативы. Законотворческие полномочия федеральных органов исполнительной власти в этом смысле пассивны и ограничены, поскольку такие органы используют их не самостоятельно, а посредством властной деятельности федерального Правительства, тем не менее осуществление федеральными министерствами и ведомствами таких полномочий представляет собой форму реализации публичной политики в сферах промышленности, социального строительства и культуры.

Основы государственной политики во всех сферах государственного строительства отнесены к исключительному ведению Президента РФ, предназначением Правительства РФ и подчиненных ему публичных органов является исполнение политического решения главы государства. В качестве основного публичного атрибута политического решения следует рассматривать механизм его реализации и его прогностические последствия: любые решения в сферах экономики, социальной политики, культуры и административно-политической деятельности, влекущие за собой внесение корректив в структуру государственного управления, и, как следствие, — существенные расходы публичных средств или перераспределение федерального имущества, отнесены к исключительным прерогативам главы государства, который реализует их непосредственно, либо используя свои правомочия в качестве субъекта права законодательной инициативы.

Правительство РФ самостоятельно определяет методы реализации политического решения, устанавливая в этих целях ответственные федеральные министерства и ведомства.

Подзаконная регламентация в форме ведомственного нормотворчества представляет собой одну из форм нормативно-правового регулирования, отнесенных к ведению федеральных министерств, а в особых случаях также и федеральных ведомств. Ведомственная регламентация — частная разновидность регламентации политико-правового правомочия, ее формы устанавливаются статутными актами, определяющими основы публичного статуса соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Административные правомочия публичного органа включают в себя его структурные права и обязанности, применительно к федеральным органам исполнительной власти они связаны с управлением центральным аппаратом, территориальным органом, представительством. Осуществляя такие правомочия, федеральное министерство или федеральное ведомство определяет статус структурных подразделений центрального аппарата, а также статус публичных органов и организаций, входящих в систему соответствующего органа исполнительной власти. Административные правомочия реализуются посредством нормативно-правового регулирования, а в редких случаях также посредством распорядительства должностного лица, управомоченного принимать акты индивидуального применения.

К цивилистическим правомочиям публичного органа относятся его права и обязанности по управлению публичным имуществом.

Все федеральные органы исполнительной власти наделены цивилистическими правомочиями владения, пользования и распоряжения публичным имуществом в формах, установленных статутным актом[100]. Эксклюзивными правомочиями в этой сфере наделены не только федеральные агентства, но и федеральные службы, и федеральные министерства. Публичные цивилистические правомочия осуществляются не только в форме внутрикорпоративной деятельности при распоряжении бюджетными средствами, необходимыми для финансирования деятельности структурных подразделений центрального аппарата. Федеральные органы исполнительной власти самостоятельно определяют материальную составляющую имущественного правомочия.

Все цивилистические правомочия федерального органа исполнительной власти, как внутрикорпоративные, так и внешние, опос­­-
редованы существом его властной деятельности и регламентируются административным и иным публичным законодательством.

Таким образом, политико-правовые, административные и цивилистические правомочия публичного органа отражают предназначение его властной деятельности, в этом смысле статус органа исполнительной власти может быть только административным, его цивилистические правомочия обусловлены иерархической соподчиненностью элементов управленческой системы и порождены существом публичного администрирования.

4.3. Юрисдикционный статус публичных юридических лиц

Юрисдикционный статус публичных юридических лиц обус­ловлен осуществляемыми ими властными или иными социально значимыми функциями. К публичным юридическим лицам относятся органы государственной власти, а также подчиненные им организации. Любая властная организация такого типа наделена общими цивилистическими правомочиями, установленными п. 1 ст. 48 ГК РФ, и публичными правомочиями, установленными соответствующим актом административного законодательства. Доминирующее значение в статусе любой корпоративной властной организации занимает их публичная компетенция в сферах промышленности, экономики, социальной политики, культуры, административно-политической деятельности. Все органы исполнительной власти, наряду с иными вышеуказанными публичными органами, наделены властными полномочиями, осуществляемыми ими в целях обеспечения общегосударственных потребностей, например юрисдикционные органы наделены полномочиями властного принуждения, к их ведению отнесены возбуждение дел об административных правонарушениях, их рассмотрение и применение административных санкций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.