Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. Б. Агапов 11 страница




Счетная палата самостоятельно определяет перечень сведений, публикуемых в ежемесячном бюллетене, при этом она не обязана руководствоваться запросами СМИ[140].

Внутриорганизационная деятельность Счетной палаты, как и любого иного государственного органа, обусловлена особенностями ее структуры. Для осуществления планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности образуется Коллегия Счетной палаты, в состав которой входят Председатель Счетной палаты, его заместители и аудиторы Счетной палаты. В отличие от коллегий, создаваемых в федеральных министерствах, ведомствах и представляющих собой совещательные органы, Коллегия Счетной палаты наделена и государственно-властными полномочиями: к ее ведению отнесено принятие предписаний Счетной палаты, адресованных руководителям федеральных органов исполнительной власти, членам Правительства, руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, а также отмена предписаний либо внесение в них корректив. Коллегия Счетной палаты вправе принимать решения о проведении контрольно-ревизионных мероприятий независимо от утвержденных годовых и текущих планов и программ, в том числе и в случаях проведения срочных (внеплановых) экспертиз и иных мероприятий, отнесенных к ведению Счетной палаты (ч. 5 ст. 10 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»).

Существенные правовые последствия влечет утверждение решений, принятых по результатам проверок и ревизий, причем порядок рассмотрения решений свидетельствует о подотчетности аудиторов Счетной палаты ее Коллегии. Аудиторы, ответственные за проведение проверок и ревизий, обязаны представлять на рассмотрение Коллегии Счетной палаты соответствующие отчеты. Направления деятельности Счетной палаты, возглавляемые аудиторами, также подлежат утверждению Коллегией (ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»). Таким образом, аудиторы — члены Коллегии обязаны руководствоваться решениями этого органа.

Коллегия наделена существенными внутриорганизационными полномочиями: к ее компетенции отнесены принятие Регламента Счетной палаты и утверждение основных направлений деятельности, возглавляемых аудиторами. Коллегия представляет собой самостоятельное структурное подразделение и не входит в состав Аппарата Счетной палаты[141].

6.4. Публичный статус органов Федеральной инспекции труда

Публичные права и обязанности органов
Федеральной инспекции труда

Органы Федеральной инспекции труда являются постоянно действующими органами публичного контроля в сфере государственной социальной политики. Статус публичных органов, входящих в систему Федеральной инспекции труда, установлен ч. 1 ст. 354 ТК РФ, п. 1 постановления Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда». Органы Инспекции подчинены Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), находящейся в ведении Минздравсоцразвития России. В единую централизованную систему Федеральной инспекции труда входят государственные инспекции труда в субъектах РФ и межре­гиональные государственные инспекции труда. Руководство деятельностью Инспекции отнесено к ведению главного государственного инспектора труда, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Правительством РФ (ч. 3 ст. 354 ТК РФ).

Публичный статус Инспекции обусловлен ее властными полномочиями, осуществляемыми по согласованию с федеральными органами исполнительной власти или при их непосредственном участии (координационными полномочиями). При проведении публичного контроля за соблюдением трудового законодательства[142] Инспекция взаимодействует с органами Ростехнадзора, обеспечивающего надзор за соблюдением правил по безопасному ведению промышленной деятельности и находящегося в ведении Минприроды России; органами по контролю и надзору федеральных служб; федеральными министерствами и федеральными агентствами, наделенными полномочиями межотраслевого контроля. В сфере административно-юрисдикционной деятельности Инспекция взаимодействует с правоохранительными органами[143].

В сфере публичного санкционирования Инспекция принимает индивидуальные правовые акты, разрешающие или запрещающие осуществление работ (оказание услуг)[144]. К релятивным и разрешительным полномочиям Инспекции относятся экспертные функции, в соответствии с которыми Инспекция разрешает или запрещает осуществление субъектами предпринимательства юридически значимых действий в сфере промышленной деятельности.

Информационные полномочия Инспекции включают в себя право запрашивать у публичных органов документированную информацию. В целях проведения государственного надзора и контроля Инспекция вправе истребовать сведения и информацию у физических, юридических лиц независимо от формы собственности и организационной подчиненности (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ)[145]. Таким образом, обязанность по представлению Инспекции документированной информации установлена не только в отношении подконтрольных субъектов, но и применительно к органам исполнительной власти, муниципальным и иным публичным органам. Нарушение публичными и негосударственными органами, учреждениями и их должностными лицами вышеуказанных информационных обязанностей, в том числе при проведении камеральных или выездных проверок, при неисполнении запросов Инспекции о представлении документированной информации или ненадлежащем исполнении таких запросов (например, частичное представление сведений либо представление искаженных данных), квалифицируется по ст. 19.7 КоАП РФ.

Наряду с федеральными агентствами к ведению Инспекции отнесена деятельность по оказанию публичных услуг: рассмотрению заявлений, писем, жалоб граждан о нарушении трудовых прав, оказанию консультационных услуг работодателям и работникам, в том числе и при их непосредственном обращении в органы Инспекции (ст. 356 ТК РФ).

Содержание контрольных полномочий Инспекции

Контрольные полномочия Инспекции включают в себя проведение выездных и камеральных проверок. При проведении мероприятий выездного контроля должностные лица Инспекции производят осмотр помещений, территорий и изымают вещи и документы, обнаруженные при его проведении, свидетельствующие о нарушении трудового законодательства[146]. При выявлении таких нарушений должностные лица Инспекции выносят обязательные для исполнения предписания, предусматривающие устранение нарушений в установленный срок. Невыполнение предписания Инспекции либо его ненадлежащее исполнение (например, при нарушении срока исполнения) квалифицируется по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Выездные и камеральные контрольные проверки проводятся в соответствии с полномочиями государственных инспекторов труда, установленными ст. 357, 360 ТК РФ. Властные действия при проведении мероприятий по контролю, наряду с ТК РФ, регламентируются также Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[147].

Плановые контрольные проверки проводятся на основании распоряжения органа Федеральной инспекции труда не чаще одного раза в три года. Внеплановые проверки проводятся в целях контроля исполнения предписания Федеральной инспекции труда, вынесенного по результатам планового мероприятия по контролю. Внеплановые проверки могут быть проведены также по письменному заявлению заинтересованных лиц с жалобами на нарушение трудового законодательства субъектами предпринимательства или публичными органами, организациями, учреждениями. Федеральная инспекция труда проверяет достоверность фактов, указанных в заявлении, и выносит мотивированное решение о назначении выездной или камеральной проверки или об отказе в их проведении (ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Помимо властных действий в виде осмотра помещений, территорий и изъятия вещей и документов, установленных в ст. 357 ТК РФ, государственные инспекторы вправе осуществлять иные процессуальные действия, установленные Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и КоАП РФ, в частности истребовать образцы (пробы) продукции для проведения их экспертизы. При возбуждении инспекторами труда дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда), может быть составлен протокол о применении к нарушителю меры административного пресечения в виде временного запрета деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя[148].

При осуществлении экспертизы продукции, изъятой инспекторами труда при проведении выездного контроля, срок контрольного мероприятия продлевается и составляет два месяца. Таким образом, инспекторы труда в указанных случаях вправе назначать и проводить административное расследование в соответствии с их полномочиями, установленными КоАП РФ[149].

В отношении некоторых публичных органов, учреждений и организаций властные полномочия государственных инспекторов труда ограничены. В частности, особый порядок проведения контрольных мероприятий установлен в отношении: а) организаций Вооруженных Сил РФ, органов безопасности и органов внутренних дел и других правоохранительных органов; б) морских, речных портов, объектов железнодорожного транспорта, объектов атомной энергетики, объектов с особым режимом промышленной и правоохранительной деятельности (опасных объектов, особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством РФ)[150]. Особый правовой режим публичного контроля установлен также в отношении негосударственных субъектов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — членов саморегулируемой организации. Особый правовой режим проведения контроля за соблюдением трудового законодательства, осуществляемый применительно к указанным публичным и негосударственным субъектам, предусматривает предварительное уведомление о времени начала контрольного мероприятия.

Надзор за соблюдением трудового законодательства проводится постоянно и не ограничен временными пределами, устанавливаемыми при проведении контрольных мероприятий. При проведении надзора орган Федеральной инспекции труда запрашивает необходимую документированную информацию, проводит ее экспертизу и выдает предписания об устранении нарушений. Надзор включает в себя превентивные меры, осуществляемые в целях профилактики правонарушений, например, при проведении надзора за строительством новых и реконструкцией действующих промышленных объектов. Органы Федеральной инспекции труда вправе запрашивать проектную документацию и проводить ее экспертизу. Исследование документированной информации проводится также в целях расследования несчастных случаев на производстве и совершенствования их учета, предотвращения производственного травматизма.

Полномочия инспекторов труда. Публичный статус Федеральной инспекции труда определяют властные полномочия ее должностных лиц — инспекторов труда, уполномоченных государством на проведение публичного контроля. Статус инспекторов — полномочных представителей государства, находящихся под его защитой, установлен ст. 359 ТК РФ. Государственные инспекторы труда при проведении контрольных мероприятий действуют в соответствии с правами и обязанностями, установленными ТК РФ и иными нормативными правовыми актами. Вышестоящие должностные лица Федеральной инспекции труда не вправе вмешиваться в осуществление контрольных полномочий инспекторов. Руководитель (начальник) инспектора, проводящего контрольное мероприятие, устанавливает цели, задачи и предмет выездной проверки в распоряжении о ее проведении[151], однако оказать какое-либо воздействие на ее исполнение он не вправе. Таким образом, независимость инспекторов при осуществлении ими своих полномочий (ст. 359 ТК РФ) означает самостоятельное осуществление ими процессуальных действий, обусловленных проверкой. К таким действиям относятся:

1) установление факта нарушения трудового законодательства и его общественно опасных последствий — имущественного ущерба, морального, физического (телесного) вреда, причиненного правонарушением; квалификация вины лица;

2) составление акта о проведении выездной проверки непосредственно на месте ее проведения при установлении фактов легитимной деятельности лица и отсутствии доказательств правонарушения;

3) составление акта об изъятии проб (продукции), относящихся к предмету проверки. Принимая акт об изъятии проб (продукции), инспектор инициирует последующие экспертные действия, проводимые по распоряжению своего начальника (руководителя);

4) выявление признаков административного правонарушения. При проведении выездной проверки инспектор самостоятельно устанавливает наличие (или отсутствие) признаков совершения проступков, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда) и составляет протокол о соответствующем административном правонарушении.

Независимость инспекторов означает самостоятельное осуществление ими оперативных мероприятий, обусловленных проведением выездной проверки. Последующие процессуальные действия осуществляются по распоряжению соответствующего руководителя (начальника) и включают в себя: а) принятие акта о проведении экспертизы проб (продукции), изъятых при проведении проверки; б) оценку доказательств, подтверждающих или опровергающих факт нарушения трудового законодательства; в) составление акта о проведении проверки и предписания об устранении правонарушения, выносимых по результатам проведения указанных экспертных и аналитических действий.

Информационные обязанности государственных инспекторов. Властные полномочия государственных инспекторов труда включают в себя их права по осуществлению принудительных действий, обусловленных контрольным мероприятием, и обязанности по соблюдению порядка его проведения. К информационным обязанностям государственных инспекторов относятся:

1) обеспечение защиты информации, содержащей служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, от несанкционированного доступа[152];

2) предоставление юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводилась проверка, документированной информации и иных сведений, относящихся к предмету проверки (например, инспектор должен предъявить сведения, подтверждающие необходимость изъятия образцов (проб) продукции, а также ознакомить лицо с информацией, установленной при проведении экспертиз);

3) оказание консультационных услуг, предусматривающих обоснование правовых предпосылок проведения контрольного мероприятия и разъяснения прав лиц, в отношении которых такое мероприятие проводится.

Таким образом, информационные обязанности государственных инспекторов предусматривают ознакомление лица, в отношении которого проводился контроль, со всеми правоприменительными актами, устанавливающими процессуальные действия или принятыми по результатам их проведения. К такого рода актам относятся:

распоряжение должностного лица Федеральной инспекции труда о проведении камеральной или выездной проверки;

акты об обследовании служебных помещений физического лица, индивидуального предпринимателя и об изъятии образцов (проб) продукции, обнаруженной при его проведении;

акт, принятый по результатам проведения проверки с приложением протоколов, устанавливающих результаты проведенных исследований, экспертиз;

иные акты процессуального обеспечения (например, протокол об административном правонарушении).

Неисполнение указанных информационных обязанностей или их ненадлежащее исполнение (например, отсутствие в акте установленных реквизитов) является основанием для административ­ного или судебного обжалования акта лицом, в отношении которого такой акт был принят. На органы Федеральной инспекции труда возложено бремя доказывания обстоятельств, вследствие которых был принят соответствующий индивидуальный правовой акт[153].

На органы Федеральной инспекции труда возложены и другие информационные обязанности, осуществляемые после проведения мероприятия по контролю, например информирование членов трудового коллектива об обстоятельствах, выявленных при расследовании несчастных случаев на производстве, и распространение сведений, необходимых для их профилактики (абз. 8, 9 и 16 ч. 1 ст. 356 ТК РФ, ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Иные государственные органы, к ведению которых отнесены полномочия по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства. К ведению органов Федеральной инспекции труда отнесено обеспечение публичного контроля за соблюдением законодательства о труде в соответствии с их полномочиями. Контроль за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, нефтедобывающей, химической, металлургической, нефтегазоперерабатывающей промышленности, контроль за соблюдением правил промышленной безопасности при использовании атомной энергии, а также государственный энергетический надзор входят в компетенцию Ростехнадзора (ст. 366—367, 369 ТК РФ). Контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями в соответствии со ст. 368 ТК РФ отнесены к ведению Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России). Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства отнесен к ведению Роспотребнадзора. Наряду с органами Федеральной инспекции труда и указанными органами исполнительной власти общий надзор за соблюдением трудового законодательства проводится прокуратурой. Таким образом, к государственным органам, осуществляющим полномочия по контролю и надзору в рассматриваемой сфере, относятся:

органы специального публичного контроля и надзора, в состав которых входят органы Федеральной инспекции труда;

федеральные органы исполнительной власти, подчиненные Правительству РФ или находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России — Ростехнадзор, ФМБА России и Роспотребнадзор. Указанные федеральные ведомства наделены особыми властными полномочиями: Ростехнадзор относится к органам специальной компетенции и осуществляет министерскую деятельность в сфере нормативно-правового регулирования; в компетенцию ФМБА России входят полномочия по контролю и надзору, отнесенные к ведению федеральных служб;

правоохранительные органы (прокуратура).

Должностные лица публичных органов осуществляют полномочия по контролю и надзору, отнесенные к их ведению законодательством, и не вправе проводить проверки в сферах финансового и лицензионного контроля.

Ответственность за нарушение трудового законодательства публичных субъектов. В качестве гражданского правонарушения квалифицируется вред (ущерб), причиненный субъекту предпринимательства или публичному органу, учреждению, публичной организации государственным инспектором труда при проведении камеральных или выездных проверок.

Должностные лица органов Федеральной инспекции труда привлекаются к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение рассмотренных выше обязанностей. Указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности при нарушении информационных обязанностей, например в случае несанкционированного распространения государственным инспектором труда сведений, относимых к служебной или коммерческой тайне (т.е. при их обнародовании без согласия собственника такой информации). Данные деяния квалифицируются по ст. 13.14 КоАП РФ.

Должностные лица федеральных министерств, ведомств или иных публичных органов, не исполняющие запрос органов Федеральной инспекции труда о представлении информации или нарушающие срок ее представления, привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ[154].

Административные наказания в указанных случаях применяются независимо от привлечения нарушителя к мерам гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности (т.е. наряду с административным наказанием к нарушителю применяются санкции, обусловленные совершением цивилистического деликта или дисциплинарного проступка).

Административно-юрисдикционные полномочия Инспекции

Публичный статус органов Федеральной инспекции труда определяется ее административно-юрисдикционными полномочиями. К ведению органов Федеральной инспекции труда отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных:

 ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда);

 ст. 5.28 КоАП РФ (уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения);

 ст. 5.29 КоАП РФ (непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения);

 ст. 5.30 КоАП РФ (необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения);

 ст. 5.31 КоАП РФ (нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению);

 ст. 5.32 КоАП РФ (уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах);

 ст. 5.33 КоАП РФ (невыполнение соглашения);

 ст. 5.34 КоАП РФ (увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки).

При рассмотрении дел об административных правонарушениях государственные инспекторы труда возбуждают дело об указанном правонарушении и составляют соответствующий протокол, применяют меры административного пресечения в виде осмотра помещений и территорий, изъятия вещей и документов. К лицам, подозреваемым в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, может быть применен временный запрет деятельности (ч. 2 ст. 27.16 КоАП РФ). Наиболее обременительное административное наказание в виде административного приостановления деятельности субъекта предпринимательства предусмотрено санкцией ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ; при совершении других административных правонарушений, подведомственных органам Федеральной инспекции труда, применяются санкции в виде административного штрафа.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каким нормативным правовым актом определяется публичный статус Банка России?

2. Перечислите основные функции, находящиеся в ведении Банка России.

3. Назовите органы управления Банка России и их полномочия.

4. Кто уполномочен осуществлять лицензирование банковской деятельности?

5. Укажите задачи, на основании которых Счетная палата РФ осуществляет свою деятельность.

6. В соответствии с какими принципами Счетная палата РФ реализует контрольно-надзорные полномочия?

7. В каких случаях Счетная палата РФ может проводить внеплановые контрольно-ревизионные мероприятия?

8. Какие органы составляют единую систему Федеральной инспекции труда?

9. Назовите основные права и обязанности государственных инспекторов труда.

10. Рассмотрение каких дел об административных правонарушениях отнесено к компетенции Федеральной инспекции труда?

Глава 7. Административно-правовой статус публичных коммерческих организаций

В результате изучения данной главы учащийся должен:

знать виды публичных коммерческих организаций, уяснить содержание их полномочий;

уметь аналитически исследовать административное законодательство о статусе публичных коммерческих организаций;

овладеть надлежащими знаниями о предназначении публичных коммерческих организаций в административно-правовой деятельности.

7.1. Организационно-правовые формы
публичных коммерческих организаций

Российская Федерация, имеющие государственно-правовой статус республики в составе Российской Федерации, а также другие субъекты РФ и муниципальные образования являются собственниками публичного имущества. От их имени имущественные правомочия осуществляют органы исполнительной власти и исполнительно-распорядительные муниципальные органы. В систему органа исполнительной власти (муниципального органа) входят унитарные предприятия — публичные коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Управление публичным имуществом осуществляется посредством издания Росимуществом, иным органом исполнительной власти (применительно к государственному имуществу) или муниципальным органом правовых актов (в том числе ненормативных), определяющих порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, переданным унитарному предприятию.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» указанные унитарные предприятия могут быть созданы в двух организационно-правовых формах, различия которых обусловлены содержанием имущественных прав:

в форме унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения;

в форме федерального казенного предприятия, основанного на праве оперативного управления.

Государственные (муниципальные) унитарные предприятия создаются в целях оптимизации управления публичным имуществом (владения, пользования и распоряжения таким имуществом) при наличии надлежащих социально-экономических и политических предпосылок. В сфере обеспечения экономической безопасности унитарные предприятия заключают сделки, необходимые в общегосударственных интересах, например, проводят закупку товаров (осуществляют товарные интервенции) для обеспечения продовольственной безопасности государства. К политическим предпосылкам создания унитарных предприятий относится необходимость использования публичного имущества, приватизация которого запрещена. Унитарные предприятия создаются в отраслях оборонной промышленности в целях производства вооружения и иной продукции, изъятой из оборота, или ограниченно оборотоспособной продукции[155].

Публичные интересы государства всегда определяют коммерческую деятельность унитарных предприятий. Такие предприятия заключают цивилистические сделки, производят продукцию или оказывают услуги независимо от потенциальной экономической выгоды, например, унитарные предприятия (по преимуществу созданные в форме казенного предприятия) осуществляют заведомо убыточную для себя деятельность (например, в сфере строительства объектов транспортной инфраструктуры) в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения общегосударственных нужд[156].

7.2. Публичный статус унитарного предприятия

Административно-правовой статус унитарного предприятия определяют его отношения с федеральным органом исполнительной власти, муниципальным или иным публичным органом, в системе которого оно находится. Правомочиями собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия наделено федеральное агентство (в редких случаях федеральная служба или федеральное министерство), которое определяет основы хозяйственной и организационной деятельности предприятия. Применительно к имуществу, находящемуся в собственности субъекта РФ, а также муниципальному имуществу, правами и обязанностями собственника соответствующих движимых вещей и объектов недвижимости наделяется орган исполнительной власти субъекта Федерации или исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

В сфере планирования публичный орган определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-экономической деятельности унитарного предприятия, утверждает показатели экономической эффективности его деятельности и контролирует их выполнение (подп. 3, 12 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

В сфере имущественных отношений соответствующий государственный или муниципальный орган санкционирует сделки, заключаемые унитарным предприятием с коммерческой организацией или с публичным органом. Любые сделки унитарного предприятия с недвижимым имуществом могут быть совершены только с согласия органа исполнительной власти или иного публичного органа. Последний дает согласие на совершение унитарным предприятием релятивных сделок (т.е. сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия) и тому подобных крупных сделок[157].

Полномочия в сфере санкционирования договорных отношений унитарного предприятия осуществляются федеральным ведомством, в системе которого оно находится, по согласованию с Росимуществом. Указанный порядок согласования распространяется также на сделки с недвижимым имуществом, заключаемые унитарным предприятием. Росимущество уведомляется федеральным ведомством о санкционировании им крупных сделок, совершенных унитарным предприятием, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, иными обременениями[158]. К исключительному ведению Росимущества отнесены функции в сфере кадровой политики. В частности, Росимущество инициирует процедуру прекращения трудовых договоров с руководителями унитарного предприятия (подп. «д» п. 2 постановления Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.