КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Административно-правовой статус государственных служащих
Понятие и классификация государственных служащих Понятие и классификация должностей государственной службы Понятие, система и принципы государственной службы Российской Федерации Государственные служащие как субъекты административного права. 1. Понятие, система и принципы государственной службы Российской Федерации. 2. Понятие и классификация должностей государственной службы. 3. Понятие и виды государственных служащих. 4. Административно-правовой статус государственных служащих. 5. Прохождение государственной службы. 6. Поощрение, награждение и ответственность государственных служащих. 7. Противодействие коррупции в системе государственной службы.
Государственная служба Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Федерации; органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов субъектов Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов. Как и любой правовой институт, институт государственной службы базируется на определенных принципах, которые являются основополагающими в его деятельности. Следует отметить, что данные принципы закреплены не в одном нормативном акте. Н-Р: Конституция, З-н о «Государственной гражданской службе», плюс специальные принципы, которые касаются отдельных видов гос. службы. Мы рассмотрим основные из них. Принципы государственной службы. 1. Принцип федерализма (обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации). 2. Принцип законности (означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службе). 3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность признания, соблюдения и защиты представляет собой новое явление в российском законодательстве. В правовом государстве права личности должны являться высшей ценностью, а все государственные служащие должны нести предусмотренную законодательством РФ ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан. 4. Принцип равного доступа граждан к государственной службе (закреплен в ст. 32 Конституции. Это соответствует ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям). 5. Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы (предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы на уровне как федеральном, так и субъектов Федерации). 6. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы (так как едины основные квалификационные требования для замещения должностей на обоих видах служб и иные требования, условия оплаты труда, пенсионных выплат и т.д.). 7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. 8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих (имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы, и означает, что государственные служащие обязаны обладать определенным уровнем профессионализма, опыта и объемом знаний, необходимых для выполнения своих обязанностей, а также постоянно повышать свой профессиональный уровень). 9. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность (это необходимо для обеспечения нормальной деятельности государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений).
Система государственной службы Российской Федерации включает в себя следующие виды: · военная служба; · Государственная гражданская служба Российской Федерации; · правоохранительная служба.
Согласно ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в федеральных государственных органах могут быть учреждены должности, имеющие следующий правовой статус: 1. Государственные должности Российской Федерации, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Эти должности не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими (например, в федеральном министерстве таким лицом является только федеральный министр). 2. Должности государственной службы, которые учреждаются федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предназначены для замещения государственными служащими. К их числу относятся: а) должности федеральной государственной гражданской службы; б) воинские должности; в) должности в органах внутренних дел. 3. В федеральном государственном органе могут быть предусмотрены также должности, не относящиеся к должностям государственной службы. На лиц, замещающих такие должности, действие Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и других нормативных правовых актов о государственной службе не распространяется. Их трудовая деятельность регулируется законодательством Российской Федерации о труде (обслуживающий персонал: буфетчицы, повара, технички и тд.) Под должностью государственной службы понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего ее лица, а также расходы его нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий для выполнения им должностных обязанностей. Без должности фактически нет государственной службы, в каждом гос. органе штатное расписание предусматривает определенный перечень должностей с конкретными обязанностями, полномочиями, компетенцией и т.д. Признаки должности государственной службы. 1. Круг наименований должностей гос. службы, указывающих на их функциональное предназначение, точно очерчен соответствующими реестрами. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют перечни: должностей федеральной государственной гражданской службы; типовых воинских должностей; типовых должностей службы в органах внутренних дел. эти перечни утверждаются Президентом РФ либо отдельными н-п актами, в зависимости от «важности» гос. органа. Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации. 3. Объем полномочий по конкретной должности, ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий того или иного федерального государственного органа (службы, учреждения). Для определения объема полномочий используется деление должностей государственной службы на категории и группы. В соответствии с категорией и группой должностей устанавливаются различные квалификационные требования к гражданам для замещения этих должностей, порядок назначения па должности, присвоения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, а также порядок решения многих других вопросов прохождения службы. 4. Оплата труда осуществляется за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.
Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории: 1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; 2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; 3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; 4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности гражданской службы; 2) главные должности гражданской службы; 3) ведущие должности гражданской службы; 4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы Следует сказать что военные должности и должности в правоохранительных органах имеют свое специальное деление (например в зависимости от званий) и регулируются специальными законами.
Государственных служащих можно разделить на отдельные группы в зависимости от разных критериев. Мы коснемся основных их них.
1. В соответствии с конституционным принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти. 2. По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, делятся на федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Федерации. 3. По видам государственной службы: государственные гражданские служащие, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел. 4. По объему должностных полномочий: делятся на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. (Понятие должностного лица дано в ст. 24 КоАП). 5. В зависимости от звания: (этих званий очень много, и каждое имеет свои отличия). Т.Е. классифицируются госслужащие также в зависимости от классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий. 6. В зависимости от срока службы: следует различать госслужащие, назначаемые на должности на неопределенный срок, на определенный срок, а также на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.
Известно, что административно-правовой статус государственных служащих включает в себя комплекс прав, обязанностей и ограничений, связанных с принятием, прохождением и прекращением государственной службы. Мы рассмотрим основные из них, которые касаются непосредственно государственной гражданской службы. Так как специальные виды гос. служащих, безусловно наделены еще отдельными своими специальными правами (н-р на ношение оружия), несут специальные обязанности и имеют правоограничения (например запрет на выезд за границу для отдельных категорий госслужащих) Основные права: Каждый гражданский служащий имеет право на: - обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями последовательного должностного роста; - на отдых; - на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; - доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; - доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации. - ознакомление с отзывами о своей профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов; - защиту сведений о гражданском служащем; - должностной рост на конкурсной основе; - профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном федеральными законами; - членство в профессиональном союзе; - рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральными законами; проведение по его заявлению служебной проверки; - защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения; - медицинское страхование; государственную защиту жизни и здоровья своего и членов семьи, а также принадлежащего ему имущества; - государственное пенсионное обеспечение. Основные обязанности: Каждый гражданский служащий обязан: - соблюдать Конституцию, законодательство РФ и обеспечивать их исполнение; - исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; - исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ. - соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; - соблюдать служебный распорядок государственного органа. - поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; - не допускать разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни, здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство. - беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; - представлять в установленном порядке предусмотренные законом сведения о себе и о членах своей семьи, сведения о полученных им доходах, имуществе, об обязательствах имущественного характера. - сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в тот же день; - соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами, а также сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. (Конфликт интересов на государственной гражданской службе (достаточно новое понятие) - это ситуация, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на надлежащее (объективное) исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда указанным правам и законным интересам. Под личной заинтересованностью государственного гражданского служащего понимается возможность получения им при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для государственного гражданского служащего, членов его семьи или лиц, находящихся с ним в состоянии близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.)
Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, он должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении указанного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. Гражданские служащие подлежат обязательной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |