КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обеспечение законности и безопасности в государственном управлении
1. Законность и дисциплина: общая характеристика и классификация способов обеспечения. 2. Контроль со стороны Президента РФ. 3. Контроль со стороны законодательных органов. 4. Судебный контроль. 5. Общественный контроль. 6. Прокурорский надзор. 7. Административный надзор.
Законность - это комплексное политико-правовое явление, которое характеризуется неуклонным соблюдением требований действующего законодательства всеми субъектами права. Другими словами, когда в государстве все субъекты права выполняют (придерживаются) предписаний норм права, тогда можно говорить о состоянии законности. Для законности являются характерными такие основные черты: - универсальность, то есть положения законов регулируют общественные отношения независимо от места и времени возникновения общественных отношений; - общеобязательность - в этой черте проявляется высшая юридическая сила законов, поскольку предписания норм права обязательны для всех субъектов права, независимо от имущественного статуса, принадлежности к государственной власти и тому подобное; - обоснованность - положения законов имеют объективный характер, они в действительности направляют общественные отношения в выгодных для общества направлениях, когда достигается баланс интересов человека и государства; - наличие в государстве органов, которые обеспечивают соблюдение законности. Идет речь, в первую очередь, о правоохранительных органах, прокуратуре, суде, правозащитные общественные организации и тому подобное. Дисциплина - это сознательное соблюдение установленных правовыми и другими социальными нормами правил поведения в государственной и общественной жизни. Говоря о дисциплине, следует отметить, что она, в отличие от законности, более приближена к человеку. Последняя может не знать действующего законодательства, не владеть информацией относительно того, как нормы права регулируют те или другие общественные отношения, в то же время о дисциплине человек знает.
Для дисциплины являются характерными такие основные черты: - наличие определенной системы норм, правил поведения людей; - указанная система сформирована намного раньше, чем система законодательства; - существование определенных разновидностей дисциплины в зависимости от вариантов человеческих коллективов; - нередко нормы дисциплины не закреплены в действующем законодательстве. Общими чертами законности и дисциплины является: - общая цель; - законность не должна противоречить правилам дисциплины, и, напротив, правила поведения не должны выходить за пределы правового поля; - законность обеспечивается соблюдением дисциплины; - законность является одним из способов защиты дисциплины (поскольку основные требования дисциплины содержатся в правовых нормах); - единственные способы обеспечения (контроль, надзор, обращения граждан). У законности и дисциплины есть некоторые отличия. Основные из них: - дисциплина обеспечивается за счет соблюдения не только правовых, но и моральных норм; - законность является формально определенной, тогда как дисциплина нередко проявляется в субъективных представлениях тех или других людей (групп людей) о том, которой она должна быть; - государство имеет возможность влиять на состояние законности (принятие новых нормативно правовых актов, борьба с правонарушениями и тому подобное), тогда как на дисциплину она влияет меньшей мерой; - если законность тесно связана с государством, то дисциплина –в значительной степени с гражданским обществом; - различают специальные виды дисциплины: военная, трудовая, служебная и тому подобное, тогда как понятие законности достаточно однородно.
Гарантии обеспечения законности ~ это обусловленные действующим законодательством и развитием общественной жизни факторы, которые обеспечивают соблюдение законности. 1. Общие гарантии - объективные условия общественного развития, в которых осуществляется правовая регуляция: а) политические условия - развитие демократии, гласности, деление власти, свобода информации; б) экономические условия - уровень развития рыночных отношений, производства, гарантированность экономической свободы, благосостояние населения и тому подобное; в) идеологические условия - уровень развития правосознания, основанного на признании приоритета прав и свобод человека, правовой культуры граждан, и в первую очередь государственных служащих. 2. Специальные гарантии, к которым относят: а) состояние законодательства, его стабильность и соответствие развитию отношений в обществе, уровень юридической техники; б) уровень деятельности по предупреждению и прекращению правонарушений, в частности меры юридической ответственности; в) доступность и качество правосудия; г) эффективность контроля за реализацией правовых актов. На сегодня контроль, надзор и обращения граждан объединяются как способы обеспечения законности и дисциплины. Теперь хотелось бы более подробно коснуться способов обеспечения законности в деятельности публичной администрации. Под способами обеспечения законности в деятельности публичной администрации следует понимать принимаемые компетентными органами государственной власти, органами местного самоуправления, публичными должностными лицами, а также гражданами и их объединениями организационно-правовые меры, направленные на выявление и своевременное устранение нарушений действующего законодательства в процессе функционирования административно-публичных органов и их должностных лиц. Классификация способов обеспечения законности и дисциплины Способы обеспечения законности в государственном управлении Контроль: 1) государственный: - президентский - парламентский - со стороны органов исполнительной власти
- судебный. 2) общественный - муниципальные органы - общественные объединения - профсоюзы - СМИ Надзор: 1) Прокурорский 2) Административный: - санитарный - пожарный - экологический и др. Обращение граждан 1) Предложения 2) Заявления 3) Жалобы
Контроль – это организационно-правовой способ обеспечения законности, который характеризуется наблюдением и проверкой правомерности деятельности объекта контроля и фактического соответствия тех. Или иных действий требованиям действующего законодательства с возможностью вмешиваться в оперативно хозяйственную и производственную деятельность для устранения обнаруженных недостатков. Исходя из предложенной классификации контроль разделяется на государственный и общественный. Разница между ними сводится к тому, что государственный контроль осуществляется государственными органами (должностными лицами), тогда как общественный - при помощи объединений граждан или отдельных граждан. Надзор - это организационно-правовой способ обеспечения законности, который характеризуется выявлением и предупреждением правонарушений относительно организационно неподчиненных объектов. Административный надзор необходимо понимать как особенный вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти, тогда как прокурорский надзор осуществляется органами прокуратуры. Обращения граждан - это организационно-правовой способ обеспечения законности и дисциплины, который характеризуется правом граждан Украины обратиться к органам государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, средств массовой информации, должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями с замечаниями, жалобами и предложениями, которые касаются их деятельности. Между контролем и надзором есть определенное количество отличий, основные из которых: - ведомственная подчиненность - при контроле, как правило, есть, при надзоре нет;
- возможность вмешиваться в оперативную, хозяйственную и производственную деятельность для устранения обнаруженных изъянов (при контроле есть, при надзоре нет); - контроль осуществляется с точки зрения соответствия принятых актов или совершенных действий законности и целесообразности, надзор - лишь законности; - применение мер административного принуждения (во время контрольных мероприятий практически нет, в осуществлении надзора достаточно вероятно). В научных трудах в последнее время среди факторов, которые влияют на обеспечение законности и дисциплины, выделяют мониторинг и аудит. Их необходимо воспринимать как вспомогательные категории.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |