Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль со стороны законодательных органов




 

Контрольные полномочия органов законодательной (представительной) власти закреплены в Конститу­ции РФ, конституциях республик, уставах других субъек­тов РФ. Соответственно, контроль органов законодательной власти осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Контрольные полномочия Государственной Думы проявляются в том, что она дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ, назначает и освобож­дает от должности Председателя Центрального банка РФ.

Государственная Дума может выразить недоверие Пра­вительству РФ. В то же время решение об отставке Прави­тельства принимает Президент РФ, т.е. он вправе согласиться либо не согласиться с решением Государственной Думы.

В целях контроля используется также институт депутат­ского запроса, «поддерживаемый» ст. 287 УК, предусматри­вающей уголовную ответственность за отказ в предоставле­нии информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ.

Запрос депутата или группы депутатов Совета Федерации, Государственной Думы может быть направлен Правитель­ству РФ, руководителям федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию перечисленных органов.

Государственная Дума осуществляет контроль за дея­тельностью Правительства РФ при разработке им проекта федерального бюджета, который оно представляет на рас­смотрение Государственной Думы.

Контроль за исполнением федерального бюджета отно­сится к совместному ведению обеих палат Федерального Собрания РФ. В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума специально для осуществления контроля за исполнением федерального бюд­жета образуют Счетную палату РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» ее задачами являются:

1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюд­жета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;

3) определение эффективности и соответствия норма­тивным правовым актам РФ порядка формирования, управ­ления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования социально-экономиче­ского развития Российской Федерации;

4) анализ выявленных недостатков и нарушений в про­цессе формирования, управления и распоряжения федераль­ными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пре­делах компетенции;

5) развитие возможностей и методов аудита (контроля) эффективности и соответствия нормативным правовым актам РФ порядка формирования, управления и распоряже­ния федеральными и иными ресурсами в пределах компе­тенции Счетной палаты, включая выбор и оценку ключевых национальных показателей и индикаторов социально-эконо­мического развития Российской Федерации;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими спо­собами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федераль­ных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;

7) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

8) контроль за законностью и своевременностью движе­ния средств федерального бюджета и средств государствен­ных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, упол­номоченных банках и иных кредитных организациях РФ;

9) обеспечение в пределах своей компетенции мер по про­тиводействию коррупции.

С принятием в последние годы ряда федеральных зако­нов контрольные полномочия Федерального Собрания несколько расширились, в частности, в отношении спец­служб. Так, например, Федеральные законы «О Федераль­ной службе безопасности» и «О внешней разведке» впервые закрепили полномочия Федерального Собрания по осущест­влению контроля за деятельностью этих орга­нов.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О внеш­ней разведке» парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки осуществляется в порядке, уста­навливаемом федеральными законами, а также путем про­верки Счетной палатой РФ исполнения утвержденных Госу­дарственной Думой и Советом Федерации смет расходов на содержание этих органов. В этих целях в Счетной палате создается специальная группа из числа ее членов.

Указанная группа вправе запрашивать из органов внеш­ней разведки документы по вопросам исполнения смет рас­ходов, заслушивать на своих закрытых заседаниях отчеты руководителей разведки по этим вопросам.

Взаимоотношения палат Федерального Собрания с орга­нами внешней разведки осуществляются через соответствую­щие комитеты (подкомитеты), создаваемые каждой из палат.

Члены указанных комитетов (подкомитетов) и специ­альной группы Счетной палаты РФ, сотрудники их аппа­ратов вправе приступать к исполнению своих обязанностей по осуществлению соответствующих контрольных функций только после оформления допуска к сведениям, составля­ющим государственную тайну, в порядке, установленном Законом РФ «О государственной тайне».

В субъектах РФ, как правило, представительные органы власти обладают аналогичным объемом контрольных полно­мочий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.