Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №41. Президентский и парламентский контроль в сфере ИВ. Нет в лекциях




Вопрос №40. Понятие законности деятельности ИВ и средств ее обеспечения. НЕТ В ЛЕКЦИЯХ

Законность в гос управлении – режим должного функционирования системы гос управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на тер-рии гос-ва нпа.

Общие черты:

явл принципом организации и деят-ти органов гос власти, органов м/с, их должностных лиц, общ-ных объединений и гр-н; выступает обяз требованием к деят-ти субъектов гос управления;

явл методом осущ властны полномочий субъектов управленч деят-ти; основыв на действующем рос з-нодат;

представляет собой режим должного поведения физ лиц и коллективных субъектов в сфере гос управления.

Принципы:

верховенство з-на; =перед з-ном; единство з-ности; всеобщность;

гарантир прав и свобод личности;

неотврат отв-ти за нарушения з-ности;

недопустимость противопоставления з-ности и целесообразности.

Деят-ть специально уполномоченных субъектов, а также гр-н и объединений: по недопущению в деят-ти ОИВ нарушений требований, закрепленных в дейст-щих нпа; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении з-ности.

 

Способы обеспечения з-ности – совокупность юр, организационных приемов и форм деят-ти органов гос власти, м/с, их должностных лиц, гр-н, общественных объединений по поддержанию и укреплению з-ности в сфере гос управления:

v гос контроль – деят-ть спец уполномоч гос органов, их должн лиц и иных уполномоч субъектов по наблюдению за функционир подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров;

v гос надзор – функция специальных гос органов и их должн лиц по системат наблюдению за точным и неуклонным соблюдением з-нов, иных нпа, осущ по подведомственным данным органам вопросам в отнош неподчиненных им юр и физ лиц;

v судебный контроль – деят-сть органов суд власти, состоящая в прав оценке действий и решений ОИВ, м/с, их должн лиц, по защите прав, свобод и з-ных интересов гр-н и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности;

v общественный контроль – одна из форм отправления демократии, состоящая в реализ прав гр-н и общ-ных объединений участвовать в управлении делами гос-ва, наблюдении за деят-тью гос органов, органов м/с, предприятий и учреждений, их должн лиц по соблюдению ими з-ности, прав и свобод гр-н и их объединений.


Государственный контроль – деят-ть специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционир подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Контроль Пр-та РФ может быть непосредстве и опосред. Контрольные полномочия Пр-та РФ: назначает с согласия ГД Председателя Пр-ва РФ; назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Пр-ва РФ его замов и фед министров; имеет право приостанавливать постановления и распоряж Пр-ва РФ; имеет право приостанавливать действие актов ОИВ субъектов РФ в случае их противоречия К., ФЗ и м/унар договорам РФ; назнач на должн и освоб от должн полномоч представ-й Пр-та РФ в фед округах; назнач на должн и освоб от должн высшее командование ВС РФ; осущ иные контрольные полномочия как Верховный главноком ВС РФ и Председателя Совета Безопасности РФ.

Опосредованный президентский контроль осуществляют: Администрация Пр-та РФ (контрольное управ Пр-та РФ, Главное гос-прав управ Пр-та РФ, полномочные представит Пр-та РФ в фед округах). Контрольное управление: организ контроль и проверку деят-ти ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, организаций и их рук-лей; взаимодействует с фед органами гос власти, органами гос власти субъектов РФ при осущ контроля и проверки исполнения ФЗ; осущ контроль и проверку деят-ти подразделений Администрации Пр-та РФ; координирует при осущ проверки деят-ть органов контроля и надзора ФОИВ и их подраздел в субъектах РФ; вносит по рез проверок предлож Пр-ту РФ о совершенствовании деят-ти ФОИВ; направляет в необх случаях в правоохранит ОИВ материалы о выявленных нарушениях; осущ методическое рук-во аппаратом полномочного представит Пр-та в фед округе по вопросам организации контроля за исполнением ФЗ, указов и т.д. Полномочный представит Пр-та РФ в фед округе: запраш и получ в установл порядке необх мат-лы от самостоят подразделений Администрации Пр-та РФ, от фед органов гос власти, органов гос власти субъектов РФ и м/с в пределах фед округа; направлять своих замов и сотрудников своего аппарата для участия в работе.

ФС РФ в праве контролировать ФИО а з-нодат органы субъектов РФ – исполнит органы соотв республик, краев, обл, округов, городов. Контрольные полном з-нодат органов субъектов РФ закрепл соотв К. и уставами. К. РФ предоставила ФС огран возможности для контроля. Главным образом они принадлежат ГД, к-рая дает согласие ПР-ту РФ на назначение председателя Пр-ва РФ. Также она может выразить недоверие Пр-ву. ГД может влиять на исполнит власть с помощью бюджета. Она утверждает фед бюджет. ГД и СФ формируют счетную палату. ГД назнач и освобождает от должности председателя ЦБ РФ. К. и уставы субъектов РФ тоже содержат положения о парламентском контроле за исполнит властью. Они закрепили такие формы воздействия как необходимость получения согласия з-нодат органа на назнач главы Пр-ва, отчеты об исполнении бюджета. В ряде республик К. закрепляют подотчетность Пр-в представительным органам.


Вопрос №42. Специальные административно-правовые режимы: понятие, виды и структура.

 

Правовой режим – предельно широкое понятие. По сути, совокупность, система норм права, которая регулирует отношения м/у людьми по поводу определенных объектов. Обратной стороной правового режима является правовой статус – совокупность прав и обязанностей отдельного субъекта. Правовой режим – система норм, регулирующая определенную деятельность разных субъектов по поводу того или иного объекта. Важны не субъективные права, а система регулирующего воздействия на общественные отношения. Значение – возможность посмотреть на всю схему регулирования, состоящую из блоков.

Общий режим деятельности публичной администрации (общий адм-правовой режим) – система норм, регулирующая деятельность органов или долж.лиц публичной администрации при в/д с невластными субъектами или внутри системы публичной администрации, при реализации ПА своих функциональных обязанностей.

Общий адм-правовой режим рассчитан на типичные социально-управленческие ситуации, на повседневную деятельность.

Совокупность механизмов регулирования, обеспеч.управленч.воздействие в экстраординарных условиях – образует специальные адм-правовое режимы, которые могут применяться на опред. территориях, в отношении опред.объектов или в отношении опред.круга лиц.

Специальные административно-правовые режимы (САПР)

Цель: обеспечение безопасности при возникновении внешних или внутренних угроз.

Значение: 1. обеспечение функционирования объектов, представляющих повышенную опасность или имеющих важное гос.значение.

2. определение порядка реализации прав и обязанностей, а также условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природо-охранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия.

3. обеспечение прав граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций или восстановления правопорядка.

4. установление порядка пользования предметами, составляющими повышенную общественную опасность или содержащими сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

И т.д.

Т.е. экстраординарные ситуации социального или природно-техногенного характера, или возникновение иных факторов, треб.режимного регулирования.

 

Нормативная основа:

- ФЗ, т.к. САПР как правило предполагает определенное ограничение прав => д.б. ФЗ (ч.3 ст.55 К-ции). В ФЗ, которые закрепляют САПР, должен содержаться минимальный набор элементов такого режима: носитель режима, основания для введения, субъект, осуществляющий режимное управление.

- 2 способа закрепления САПР: 1. в НА, посвященных специально 1 конкретному виду режима (О ЧС, о ЗАТО, о гос.границе и т.д.)

2. закрепление как элемента кодифицированного акта. (Градостроит., УИК, Таможенный Кодекс).

При этом САПРы неизбежно допускают возможность детализации норм закона подзаконными актами, при этом нужно стремиться к минимизации подзаконного регулирования САПРов.

- Акты, конкретизирующие САПР на территории конкретного объекта. В отношении общефедеральных режимов – Правительство, в отношении объектов/процессов, имеющих отраслевую принадлежность – ФОИВ.


Признаки САПР:

1. сфера их применения. Они устанавливаются в сфере деятельности ПА и связаны с выполнением ей организационно-управленческих функций.

2. наличие предписания, образующего режимные правила, и состоящих из запрещающих и обязывающих админ.-прав. норм.

3. наличие субъектов публичной администрации – ОПА.

4. административно-правовой метод воздействия, который применяется для регулирования отношений м/у властными и невластными субъектами.

5. наличие мер дисциплинарной и административной ответственности за нарушение правил, установленных режимом.

 

Режимные приемы (с помощью чего создается режим):

1. зонирование территорий, т.е. разграничение участка на отдельные территории в зависимости от применяемого на нем режима.

2. создание специальных постоянных/временных органов, наделенных компетенцией по поддержанию режимов. Характер этих органов может варьироваться в зависимости от такого, какой вводится режим. Если карантин по гриппу => гос-во ограничивается совещательными или координационными органами, не изымая полномочий из постоянно действующих органов. Если более жесткий режим – создаются др.органы.

3. закрепление специальных правил жизнедеятельности на территории.

4. закрепление правового положения объекта-носителя режима.

 

Виды САПРов:

В зависимости от подведомственности:

1. федеральные

2. региональные

3. местные

Режим м.б и на всех уровнях одновременно (ЧС)

По объекту (в отношении чего устанавливается)

1. территориальные режимы. (Территория ЗАТО, карантин, ВП, ЧП)

2. объектные режимы. (Атомная энергетика, водохранилища, ИВС, паспортный режим)

3. режимы обращения с предметами, представляющими опасность или имеющими важное гос.значение (оружие, наркотические и психотропные вещества, яды, документы, содержащ.гос.тайну)

4. функцинально-деятельностные режимы, определяющие особый порядок функционирования органов, должностных лиц. (Противопожарный режим, эвакуационный режим, режим контртеррорестич.операции, таможенный режим).

По основаниям введения:

1. ординарные. Существуют на постоянной основе и в большинстве случаев не предполагают издания конкретизирующих актов, т.е. регулирование только нормативное.

2. экстраординарные. Вводятся в случае возникновения нестандартной ситуации. Отличит.особенности:

- применение мер, ограничивающих конституционные права граждан и организаций

- введение доп.адм-правовых обязанностей и запретов

- предоставление доп.полномочий органам власти для поддержания режимов

- введение форм особого управления территорией, выражающихся в формах перераспределения компетенции, приостановления деятельности отдельных органов.

Всегда устанавливается на определенный срок, который определяется:

- вообще предельным сроком, после которого возникает нормативная обязанность проверить наличие оснований

- обязанность отменить режим после отпадения оснований.


Вопрос №43. Поощрение в деятельности государственной администрации: понятие, значение, признаки, производство.

Поощрение – способ воздействия, который через интерес направляет волю людей на совершение полезных с т.зр.поощряющего дел.

Поощрительное воздействие возбуждает интерес к совершению определенных дел, закрепляя возможность получения морального, материального и иного одобрения.

Как метод деятельности публичной администрации поощрение характеризуется след.особенностями:

1. фактическое основание – деяние, положительно оцениваемое субъектами власти

2. связано с оценкой уже совершенных деяний

3. оно персонифицировано, применяется в отношении отдельных лиц или коллективов

4. состоит в моральном одобрении, наделении правами, льготами, материальными ценностями или иными благами. Оказывает побуждающее воздействие на волю поощряемого.

Поощрение реализуется в форме правоприменения. Может быть как внутри, так и внешнеаппаратной.

Администрация наделяется широкими дискреционными полномочиями.

 

Принципы применения мер поощрения:

1. принцип обоснованности, д.б. указано на наличие заслуги и обосновано соответствие её награде.

2. гласность поощрительной деятельности: и для того, кто отличился, и для окружающих. В т.ч. и для контроля.

3. принцип разнообразия. Администрация всегда д.иметь выбор при определении поощрительной меры, подлежащей применению в конкретном случае.

4. своевременность. Поощрение д.осуществляться оперативно.

Гос.администрация – монополист в сфере публичной поощрительной деятельности.

 

Способы поощрения:

1. моральное поощрение (объявление благодарности, грамота, снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания)

2. материальное поощрение (премии, ценные подарки). Ряд мер м.б. одновременно и моральными, и материальными – присвоение внеочередного звания.

3. статутное поощрение – изменяют правовой статус гр-на на всю оставшуюся жизнь. П: заслуженный артист, заслуженный мастер спорта.

 

Поощрительное производство. ПП 2.03.1994 № 442 – Положение о гос.наградах РФ. Гос.наградами являются звание героя РФ, ордена, медали, почетные звания РФ.

 

Поощрительное производство состоит из нескольких стадий:

1. возбуждение дела о поощрении (кто может установить факт наличия оснований для присвоения соотв.гос.награды, каким документом оформляется и на основании каких фактов).

2. стадия общественной и государственной оценки материалов о поощрении. Осуществляется совещат.коллегиальными органами при Президенте, Правительстве.

3. принятие решения о поощрении (подписание индивидуального акта)

4. исполнение решения, которое представляет собой вручение почетного знака и правоудостоверяющего документа.


Вопрос №44. Лицензионно-разрешительные и государственно-регистрационные административные процедуры: понятие, значение, признаки, виды.

И лицензионно-разрешительные, и регистрационные отношения связаны с инициативной реализацией невластным субъектом своих прав и обязанностей, для реализации или исполнения которых необходимо взаимодействие с публичной администрацией. →

см.предмет АП, хар-ку админ.-процедурн.отношений.

 

Отличаются они по своему назначению след.образом:

В регистрационных отношениях гос-во только констатирует опред.юридический факт или опред. правовое состояние в целях учета субъектов.

П/с на недвижимое имущество.

В разрешительных отношениях гос-во делает для отдельного лица исключение из общего запрета, при этом проверяет его соответствие требованиям, исключающим причинение вреда интересам гос-ва, общества, иных лиц.

Если гос-во видит, что использование какое-либо права (управлять ТС) м.повлечь причинение вреда правам, свободам др.гр-н (кого-то собьют) → сначала общий запрет (просто гражданам нельзя управлять ТС) → в отношении каждого индивидуально принимать решение.

В разрешительных отношениях исследование гос-вом опред.характеристик лица является более глубоким, чем в отношениях регистрационных.

В разрешительных отношениях возникают такие элементы как предварительный контроль, сдача экзаменов, появляется подтверждение тех или иных фактов (предоставление справок, иных разрешений), появляется согласование → более сложные отношения.

В регистрационных отношениях исследование сфокусировано на материальном объекте или праве. В разрешительных – на характеристиках субъекта.

 

Гос.регистрация – деятельность представителей гос.администрации, состоящая в непосредственном выполнении обязанностей по ведению гос.учета объектов или объективных состояний. → форма реализации метода удостоверения публично значимых состояний и представляет собой наиболее мягкий способ исполнительно-распорядительной деятельности.

Гос-вом необходимость участия для гр-н в регистрационных отношениях обеспечивается за счет того что гос-во увязывает превращение факта реальной действительности в юридический факт с наличием регистрации.

Отказ в регистрации возможен в том случае, если объект (или право) фактически не соответствует установленным требованиям. Других оснований для отказа быть по общему правилу не может. → перечень оснований для отказа всегда закрытый и принятие решения не предусматривает какого-либо усмотрения должностного лица. Как правило, гос-во выделяет ключевые признаки объекта/состояния и если они есть → служащий обязан принять решение о регистрации.

2 группы регистрационных отношений:

v Гос-во осуществляет учет → функция только знать, что объект существует, он такой, какой должен быть. Основанная функция – ведение учетных документов (реестров, кадастров, регистров)

v Отношения, в которых гос-во путем регистрации наделяет субъекта специальным админ.-правовым статусом. (ИП, беженцы, вынужденные переселенцы, жертвы политических репрессий). В этой ситуации учет выступает вспомогательной функцией. Основная цель – проверка спец. правосубъектности.

 

Регистрационные отношения обеспечивают функционирование системы учета юридических фактов, добровольного удостоверения юридических фактов, наличие которых важно для защиты и реализации прав граждан и организаций.

Регистрация обеспечивает учет объектов, имеющих публичное значение.

 

Т.е. с одной стороны объекты свободны к обороту, но требуют учета для обеспечения контроля за их использованием. П: учет источников повышенной опасности, работ и услуг, требующих профессионализма и квалификации, опасные производственные объекты.

Юридические факты связаны с публичными правами и обязанностями. Регистрация по месту жительства – обеспечивает для государства контроля за исполнением обязанностей (например, воинских).

 

Разрешительная система представляет собой урегулированную правом совокупность общественных отношений публичной администрации с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.

Цель – обеспечение безопасности граждан, общества и государства.

С т.зр. механизма регулирования институт разрешений направлен на государственное подтверждение квалификаций, профессиональных качеств и предоставления субъектам, которые соответствуют таким требованиям, специальных административно-правовых статусов, основой которых является право заниматься определенной деятельностью.

В разрешительной системе можно выделить 4 основополагающих элемента:

v Наличие общего запрета на осуществление деятельности или пользование имуществом лицами, не наделенными определенным правом. Иными словами, гос-во устанавливает запрет для всех.

v Деятельность по выдаче разрешений осуществляется субъектами функциональной власти. Отношения функциональной подчиненности возникают вследствие получения разрешения.

v Наличие инструментов надзора за лицензиатами и иными субъектами, получившими разрешение, надзора за соблюдением правил осуществления этой деятельности.

v Наличие принудительных мер, обеспечивающих прекращение нарушения установленных правил и норм. Причем в данном случае принудительные меры строятся несколькими «эшелонами»: привлечение к ответственности за нарушение правил и норм; а также пресечение незаконного пользования правом или объектом, как правило, путем отмены специального разрешения. С т.зр. такие меры могут применяться как вместе, так и раздельно. На практике – эти меры применяются вместе или только мера ответственности.

 

Устанавливая общий запрет и критерии, которым должен соответствовать субъект, чтобы получить разрешение, законодатель тем самым устанавливает критерии определения специальной правосубъектности.

Основаниями для введения разрешительного порядка реализации того или иного права могут быть следующие условия:

1. деятельность требует квалифицированного и профессионального ведения в определенных формах и определенными способами.

2. невыполнение указанных выше условий характеризуется общественной опасностью

3. указанная деятельность получила широкое распространение. Если что-либо может делаться только одним субъектом, то нет необходимости устанавливать разрешительный порядок.

4. данной деятельностью могут заниматься невластные субъекты. Если данной деятельностью может заниматься только государство, то разрешительная система не формируется.

 

По форме выражения разрешения могут быть следующих видов:

v лицензия

v свидетельство

v акты аккредитации

v квалификационные аттестаты

v удостоверения

v специальные разрешения и т.д.

 

По объему предоставляемых полномочий разрешения можно разделить на генеральные, управомочивающие совершать неограниченное количество сделок с определенным товаром, работами, услугами (лицензия на осуществление медицинской деятельности). Разовые – позволяют совершить 1 операцию с ограниченным сроком исполнения (ввезти на территорию РФ опред.товар).

В сфере пользования объектами животного мира могут встречаться единичные разрешения (отстрел одной косули).


Вопрос №45. Понятие и общая характеристика административно-правового принуждения: цель, основания, признаки, меры.

Принципы установления мер адм.принуждения:

1. законодательная регламентация. Меры принуждения оказывают наибольш. влияние на права и свободы гр-на. Ч. 3 ст. 55 К-ции. => проблема: требование ч.3 ст.55 трактуется как то, что ФЗ д.дать санкцию вообще. Но при этом ФЗ не регламентирует, как именно должно применяться принуждение. Хотя должно быть.

2. перечень мер администр.принуждения должен быть закрытым. Должно быть понятно, какие виды мер существуют и могут быть применены в конкретной ситуации. При этом второй принцип связан с 1. Т.к. установить исчерпывающий перечень мер принуждения д.б. установлен законодательно.

3. законодатель д.предоставить возможность выбора меры принуждения, исходя из обстоятельств правоприменения.

4. меры принуждения д.применяться или в рамках процедур, обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан и организаций там, где применение процедур в принципе возможно, или д.закрепляться процедуры послед.контроля за применением мер принуждения там, где само принуждение не может осуществляться в процедурной форме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.