Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление. 2 страница




5. Мониторинг атмосферного воздуха – система наблюдений за сотстоянием атм воздуха. Росгидромет – основной орган по выполнению обязательств по рамочной конвенции ООН об изменении климата

6. Гос надзор за охраной атмосферного воздуха:

6.1. Федеральный надзор – росприроднадзором и его территориальными органами. Пп рф от 15 января 2001 года №31

6.2. Региональный надзор – департамент прир рес и охр окр среды. Постановление губернатора вол области от 2 ноября 2009 года №422. Порядок проведения регионального надзора в том числе и охраны воздуха

6.3. Производственный контроль

6.4. Общественный контроль за охраной атм воздуха

7. В законодательтсве предусматривается ряд запретительных мер связанных с охраной атмосферного воздуха:

7.1. Запрещен выброс в атм воздух веществ степень опасности которых для жизни и здоровья человека и окр среды не установлена

7.2. Запрещается проектирование строительнтсво объектов хоз и иной деятельности функционирование которых м привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя земли

7.3. Запреты по закону

8. Экономическое регулирование. Плата за выброты пост пр №632

 

К семинару по ООПТ самостоятельно

 

Международное экологическое право.

1. Система международного экологичского права

2. Источники международного экологического права

3. Международные экологичесие организации

4. Международные экологические конференции

 

1) Понятие и система международного эколог права. Согоасно ч 4 ст 15 К общепризнаные принципы и нормы права, м\ународные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если м\унар договор установленые иные чем в закон РФ применяются нормы междунар. Но применяются если ратифицированы РФ.

Постановление пленума ВС РФ от 10.10.2003 №5 о применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм м\унаролного права РФ. В их число пленум включил только императивные нормы, завкрепленные в обязательных международных документах и исключены принципы имеющие рекомендательную юр силу.

Причины формирования и развития международного экологического права:

1. Глобальные экологические проблемы:

1.1. Глобальное потепление климата

1.2. Разрушение озонового слоя

1.3. Кислотные дожди

1.4. Опустынивание

1.5. Проблема сохранения биологического разнообразия

1.6. Урбанизация, рост народонаселения

1.7. Ресурсный кризис

2. Наличие отдельных природных ресурсов вне пределов национальной юрисдикции (природные ресурсы мирового океана, атлантики)

3. Проблема трансграничного загрязнения окружающей среды.

4. Для повышения эффективности природоохранительной деятельности на национальном уровне необходимо принятие согласованных мер на международном уровне.

Международное право окружающей среды – совокупность международных правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечени рационального использования природных ресурсов земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействия в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Предметом являются международные экологические отношения.

Субъекты МЭотношений:

- государство

- межправительственные организации

+ физ лица и неправительственные организации

Объект междунар эколог отноений:

- окружающая среда (нет единого понятия окр среды в межд эколог праве и оно дается в каждом нормативном акте международном отдельно исходя из целей правового регулирования). 2 подхода в понимании:

1 подход (узкий) – окружающая среда рассматривается как природный мир всей планеты, ее отдельные экосистемы, природные объекты. (закреплен в стокгольмской дкларации 1972 года)

2 подход (широкий) – окр среда это все материальное окружение человека. И природа и искусственно созданные объекты. (конвенция ЮНЕСКО о природном и культурном наследии).

История развития:

1 этап – принятие отдельных нормативноправовых актов по охране отдельных правовых объектов. Относится к 19 веку. Это истоки современого экологического права. (конвенция о рыболовстве между францией и великобританией 1867). В основном принимаются акты по охране объектов животного мира и природы. (конвенция о судоходстве на Рейне 1868). Проводятся первые международные форумы (1909 в париже международный конгресс по охране природв)

2 этап – середина 20 века. Межд эколог права проходит период становления. Связано с созданием ООН в 1945 г. Под ее эгидой и специализированных учреждений проводятся международнве конференции и принимаются международные акты. Стокгольмская конференция ООН по окружающей человека среде 1972 г. Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 года в рио-да-жанейро.

3 этап – современный. Межд эколог права – активно и динамично развивающаяся отрасль права. Принимаются межд нормативные акты. Новыми институтами становятся озрана космоса, проблема радиоактивного обеспечения, принимаются попытки кодификации. По прежнему присутствует несистемный пообъектный подход. Активно проявляется тенденция трансформации международного экологического права в право устойчивого развития.

Система международного экологического права. Можно выделить 2 группы источников.

1. Источники твердого (обязательного) права. Они обязательны для исполнения и соблюдения. Закрепляются в 2х и многосторонних международных соглашениях

2. Нормы мягкого (рекомендательного) права. Содержатся в резолюциях конференций, декларациях, совместных заявлениях глав государств,, нератифицированных договоров.

Принципы международного экологического права. Общие и специальные.

Общие: суверенного равенства всех государств, уважение государственного суверенитета, добросоветсвного выполнения международных обязательств, взаимной выгоды.

Специальные: право каждого на здоровую жизнь и гармонию с природой, неотъемлемый суверенитет государства над собтвенными природными ресурсами, экологически обоснованное социально-экономическое развитие, предотвращение трансграничного ущерба окружающе среде, принцип предосторожности, загрязнитель платит, сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях, научно-техическое сотрудничество.

2) Источники международного экологического права.

Виды источников:

1. Международные договоры общего и специального характера. Они имеют обязательную силу для подписавших их государств. Разновидности конвенции и соглашения.

2. Международный обычай, решения и резолюции конференций, декларации. Не имеют обязательной силы,но имеют важнейшее значение.

3. Судебное решение и доктрины наиболее квалифицированных специалистов. Они являются доподнительным средством для определния правовых норм.

Международные договоры.

Действует порядка 220 международных правовых договоров.

1. Охрана атмосферного воздуха:

1.1. Проблема кислотных дождей и связанная с этим деградация. В решении этой проблемы принята конвенция ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г (поэтапное сокращение выбросов, контроль за трансграничным переносом загрязняющих веществ, обмен информацией, разработка совместных програм)

1.2. Разрушение озонового слоя. Озоновый слой ст 54 ООС. Это защита от ультрафиолетового излучения солнца. Причины разрушения объективные и субъективные. Субъективный – антропогенная деятельность человека. Основные разрушители фтор и хлорсодержащие вещества широкоиспользуемые в медицине промышленности. Ядерные испытания большя угроза для слоя. Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 года. В 1988 году ратифицирована СССР (полодения договра – обмен информацией, научно-техническое сотрудничество, запрет на торговлю фтор и хлорсодержащими веществами со странами не являющимися участниками конвенции). Монреальский протокол по веществам разрушающим озоновый слой 1987 года. В ней предусморено поэтапное сокращение производсвта и потребления фторихлорсодержащих веществ. Постановление правительства от ма 96 года №563. Постаноление правительства от 28 августа...от 15 ноября 2010 №918

1.3. Проблема глобального потепления климата. За последнее столетие температура выросла а 0,6 градуса. Праниковый эффект – эффект поглащения нижним слоем атмосферы инфрокрасного излучения земной поверхности, обусловденных скоплением парниковых газов непрозрачных для теплового излучения. Парниковые газы образуются в рещультате выброса СО2 в атмосферу. Глобальное потепление климата модет вызвать болезни человека, таяние ледников, вымирание отдельных видов животных и др. Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 год. Подписана в рио-д-жанейро. Участниками Являются более 180 государств. Россия ратифицировала в 1994 году. Цель конвенции стабилизировать концентрацию парниковых газов в атмосфере к уровню 1998 года. Основные меры:

1.3.1. Смягчение антропогенного негативного воздействия на атмосферный воздух: сокращение выбросов загрязнающих веществ в атм воздух поэтапно к уровню 1990, сокращение естественных поглотителей углекислого газа леса мировоц океан, адоптация населенмя к изменению климата (план правленич прибрежными зонами, адаптация сельского хозяйства, предотвращение чрезвычайных ситуацй, управление миграционными процессами, обеспечение безопасности мест проживания людей). В развитие этой онвенции принят киотский протокол принят в 1997 году. Согласно протоколу развитые страны и страны с переходной экономикой должны к 2008-2012 году сократить выбросы праниковых газов, при этом для кажлой страны установлен свой уровень снижения. Неиспользованные квоты на выброс парниковых газов страны могут продать другим странам. Торговля зелеными сертификатами. Киотский протокол перв международный документ использующий рыночный механизм для решения глобальных экологический проблем. В наец стране законодательство по развитию международных актах (закон от 2009 года об энергосбережении; распорядение правительства от 25 апрелч 2011 года №730-р об утверждении комплексного плана реализации климатическо доктрины РФ на период до 2020 года; распоряжение президента от 17 декабря 2012 года №861 о климатической доктрине РФ)

2. Охрана животного мира. Конвенции о биоразнообразии 1992 Россия ратифицировала в 1995 году. Стороны взяли на себя обязательств апо созранению популяции изчезающих видов, сохранение среды обитания объектов животного мира, создание ООПТ. Конвенция международной торговли видами флоры и фауны находящимися под угрозой исчезновения 1973 года – обязанность государств урегулировать добывание животных на своей территории

3. Охрана водных объектов – конвенция ООН 1982 года по морскому праву. Ромсарская конвенция о водно-болотных угодьях 1971 год. Конвенция ООН о трансграничных водотоках и международных озерах 1992 года.

4. Обеспечение экологичекой безопасности – базельская конвениция о контроле за транграничным перемещением опасных отходов и их удаление. Трансграничное перемещение возможно только между странами участниками этой конвенции. В ней дано понятие опасныз отходов. Стороны вправе ввести запрет импорта опасных отходов на их территорию с целью удаления. Страна экспортер запрещает и не разрешает экспорт опасных отходов на территорию страны импортера, если государство импортер ввело запрет на импорт опасных отходов, если государство хоть и неввело запрет на импорт, но не дало согласия в письменной форме на конкретную отгрузку. Постан правит РФ от 17 июля 2003 года №442 о трансграничном перемещении отходов. Приложение 1 опаснвые отходы ввоз и вывоз которых разрешается на основании лицензии министертсва промышленности. Прилодение 2 опасные отходы ввоз которых в РФ запрещен, а вывоз осуществлчется на основании лицензии. Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 года. Предусмотрена обязаность государст по обеспечению безопасности опасных производственных объектов. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях 2001 год РФ не ратифицировала

5. Международные договоры в сфере ядерной, радиационной безопасности.

6. Нормативные акты по защите окружающей среды и человечества от негативного воздействия ядерного потенциала планеты. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере в космическом пространстве и под водой 1963 года подписан в москве 5 августа. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения 1971 года подписан в вашингтоне 11 февраля. Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии вена 26 сентября 1986 год. Конвенция о ядерной безопасности вена 21 сентября 1994 года.

7. Нормативные акты в области защиты прав человека и гражданина. Всеобщая декларация прав человека принята ген ассамблеей ООН 1948 год. Международный пакт об экономических социальных и культурных правах граждан, международный пакт о гражданских и политических правах. Приняты ген ассамблеей ООН в 1966 году. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1953 год. Европейская социальная хартия вступила в силу 26 февраля 1965 года. Орхусская конвенция 1998 года россия не учавствует – закрепляет фундаментальные экологические права на доступ к экологической информации, участие общественности в принятии решений и доступе к правосудию по экологическим вопросам. Права предусмотрены как для граждан так и для юр лиц. Право участия общественности в процедуре ОВОС. Эта конвенция понимает экологическую информацию в широком смысле и к ней относятся а) информация о состоянии элементов окружающей среды б) информация о состоянии антропогенных объектов зданий строений сооружений в) о состоянии жизни, здоровья, безопасности людей г) информация о различных факторах воздействующих на окружающую среду: политика, законодательство, шум энергия и тд.

8. Международные акты по вопросам охраны глобальных экологических ресурсов. Договор об антарктике 1959 год

9. Международные акты фигурирующие вопросы междунраодно-правовой ответсвенности. Международная конвенция о гражданской ответсвенности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 год.

3) Международные организации. Можно раздеить на: глобальные, региональные, субрегиональные. Основная классификация на межправительственные и неправительственные.

Межправительственные организации:

ООН создана в 1945 году, ей принадлежит главная роль в вопросах охраны окружающей среды. Полномочия по охране окружающей среды распределены меду ее специализированными учреждениями (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО). Под эгидой прошли 2 конференции и организованы 2 учреждения. В 1.. году после стокгольмской конференции ООН учреждена ЮНЭК – программа ООН по окружающей среде. Основные вопросы:

- разработка и содействие принятию международных актов по экологически вопросам

- рекомендации по экологической политике

- обзор информации по экологическим аспектам

192 год после конференции в Рио-де-Жанейро была создана комиссия по устойчивому развитию

В региональном аспекте: совет Европы – европейская политическая организация, ориентированная на защиту прав человека. Россия является членом совета европы с 1996 года. Значение: судебная практика; содействует принятию международных актов. Внес вклад в разработку таких актов: конвенция гр ответственности за ущерб причиненный деятельностью опасной для окр среды 1993 года.

Организация Европейского экономического сотрудничества и развития (ОСР) создана в 1960 году. Развитие промышленности, экономики с 70 года уделяется внимание окр среде.

Могут создаваться постоянные комиссии, временно действующие комиссии, конференции (н-р конференция сторон по охране озонового слоя)

СНГ с 1992 года функционирует межгос экологический совет.

Неправительственные организации – создаются общественностью.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Создан во франции в 1948. Ему принадлежит инициатива разработки красной книги. Подготовил проекты международных конвенций (об охране водно-болотных угодий, об ограничении торговлей видами дикой фауны и флоры находящихся под угрозой изчезновения.)

4) Международные конференции – одна из форм международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды.

Стокгольмская конференция ООН по проблемам окр среды. Прошла в 1972 году. Ее достижения:

- принята декларация принципов

- план действий

- создан по результату орган юнэк

- активизировалось глобальное и региональное сотрудничество государств.

На этой конференции впервые зародилась идея устойчивого развития. Суть которой в достижении сбалансированного экономического и экологического развития

Конференция в рио-дэ-жанейро в 1992 году. Приняли участие 148 государств более 30 международных оганизаций. Достижения:

- принята декларация по окружающей среде и развитию. Закреплены основные принципы экологического законодательства

- повестка дня на 21 век. Она определяет основные направления деятельности государств по решению глобальных экологических современный проблем. В ней выделяется 4 раздела:

1. социальные и экономические аспекты (динамика роста народонаселения, вопросы сохранения здоровья человека и тд)

2. сохранение и рациональное использование природных ресурсов в целях развития

3. укрепление роли основных групп населения (рост роли молодежи, детей)

4. средство осуществления

- заявление о принципах в отношении лесов. Сотрудничество в сфере охраны лесов, озеленение

- принята концепция устойчивого развития. Создана комиссия ООН по устойчивому развитию.

Она важна в том что положила начало трансформации экологического права и права устойчивого развития.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО ЕВРОСОЮЗА

1. Понятие и система экологического права евросоюза

2. Источники экологического права евросоюза

3. Экологическое законодательство евросоюза

4. Меры реализации экологического законодательсвта

1) Евросоюз формировался поэтапно. Появился в результате создания, а затем реформирования европейских сообществ. Интеграция продолжается по настоящее время.

Этапы:

1. 1951 год – было создано европейское объединение угля и стали(ЕОУС). Учредительный документ – парижский договор. Договор заключен на срок 50 лет. В 2001 году это объединение прекратило существование.

2. 1957 год были подписаны римские договоры. 2 объединения созданы: Евроатом и Европейские экономические сообщества (ЕЭС).

3. 1967 год – подписан договор о слиянии Евроатома, ЕЭС, ЕОУС.

4. 1992 год – подписан макстритский договор учредивший Евросоюз.

5. 2004 год – подписании конституции ЕС в силу не вступила.

6. 12 декабря 2007 года – на саммите ЕС был подписан Лиссобонский договор. Признан заменить не вступившую в силу конституцию и вносит изменения в соглашение о Евросоюзе. Экологическая политика и право охраны окружающее среды в Евросоюзе развиваются в течение 50 лет.

Этапы формирования экологической политики Евросоюза:

1. 57-71 гг. отсутствие у ЕС правовой компетенции в сфере окружающей среды. Проводятся отдельные мероприятия. Принимаются документы регулирующие отношения в сфере с\х энергетики

2. 1972 – 1985 гг. проведение первых мероприятий по охране окружающей среды. Присоединение к ряду важнейших международных конфенций.

3. 1986-1991 гг. закрепление компетенции в области охраны окр среды за институтами Европейского сообщества. Принципы цели и направления экологической политики Евросоюза закрепляются в римском договоре 1957 года. Мониторинг, ОВОС, доступ к экологической информации.

4. 1992-2002 гг. выделение экологической политики в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Евросоюза.

5. С 2003 года – современный этап. Взаимосвязь экологической деятельности с другими направлениями деятельности Евросоюза. Попытки кодификации экологических норм.

Экологическое право евросоюза – отрасль права евросоюза регулирующая следующие отношения:

1. Отношения в области охраны окр среды евросоюза (охрана атмосферного воздуха, охрана вод)

2. Отношения по сохранению ценных экосистем

3. Отношения связанные с использованием различных экологически-опасных веществ

Отношения по природопользованию регулируются нормами национального законодательства государств членов ЕС.

Особенности экологического права ЕС: сочетает черты как внутригосударственного права так и международного права, не являясь ни тем ни другим.

По субъектам: ими могут быть государство, граждане и юр лица госуарств членов ЕС.

Есть единые органы управления в рамках …. Но есть свои специальные органы управления …..

Есть общеевропейские международные акты, но в каждом государстве участнике существует собственная система экологического права.

Идет тенденция приближения экологического права ЕС в внутригосударственной модели.

В Сферу правового регулирования евросоюза входит только вопросы охраны объектов от загрязнения. Отношения по природопользованию не регулируются правом евросоюза.

Экологическая политика входит в сферу совместной ко мпетенции ЕС и государств участников. В основе принцип – национальное экологическое законодательство должно соответсвовать нормативным правовым актам евросоюза, даже если представитель государства проголосовал против этого акта. Предметом совместного ведения для НА характерна особая юридическая техника: в них подробно регламентируется какие вопросы, какие сроки, и как дБ урегулированы в национальном законодателтстве.

Для экологического законодательства ЕС характерно крайнедетальное правовое регулирование.

Законодательство ЕС не проведена внутриотраслевая кодификация. Законодательство носит фрагментарный характер. В системе законодательства ЕС отсутсвуют подзаконные акты.

Законодательство ЕС имеет обязательную юридическую силу для всех государств участников ЕС граждан и юр лиц.

Источники экологического права Евросоюза:

1. Источники первичного права – учредительные договоры ЕС

2. Источники вторичного права – нормативно-правовоые акты: а) регламенты, б) директивы, в) решения совета или комиссии ЕС. Регламент устанавливает единые для всех государств правовые требования, подлежит прямому применению в полном объеме без принятия национального законодательства. Директива – наиболее распространенная форма НПА определяет конечную цель или результат, сохраняя за государствами участниками право выбора способов и процедур. Решения – принимаются по узким практическим вопросам, адресованы не всем, а определенным лицам.

Нормативные договоры (международные и европейские.)

Акты не имеющие обязательной юр силы – рекомендации, политические декларации

3. Источники прецедентного права- решения судов союза.

2) Договор о европейском сообществе 1957 года. Компетенция в сфере окружающей среды закреплена в статьях 174-176 раздела 19 и в ст 95.

Программа действия сообщества в области окружающей среды – основной документ, лежащий в основе практической деятельности в сфере экологии. В настоящее время принто 6 программ. 1977 год, 1983, 1987, 1993, 22 июля 2002 года на срок 10 лет.

Сфокусировано на 4 сферах:

1. Изменение климата

2. Природа и биологическое разнообразие

3. Природные ресурсы и отходы

4. Окружающая среда здоровье и качество жизни.

Европейская стратегия «Европа 2020» в этой стратегири большое внимание уделяется защите окружающей среды, как вспомогательному элементу в разумный, устойчивом росте экономики государств членов ЕС.

Вторичное право. Классификация:

Охрана атм воздуха:

Директива евр сообщества об оценке и управления качеством атмосферного овздуха 1996 года. Директива 2003 года о схеме торговли выбросами парниковых газов в сообществе. (в развитие киотского протокола)

Охрана водных объектов:

Директива о водной политике ЕС 2000 года

Директива о морской политике принята в июне 2008 года.

Отходы:

Директива по отходам 1975 года

Директива по опасных отходам 1991 года

Экологическая безопасность:

Директива по опасным веществам и генномодифицированным организмам

Директива о контроле за крупными авариями на предприятиях использующих опасные вещества.

Охрана животного мира:

Директива об охране диких птиц

Директива об охране естественной среды обитания дикой флоры и фауны.

Директива 1985 года об ОВОС.

3) Меры реаоизаии экологического законодательства.

1. Организационно рпавовой механизм

1.1. Экологическая стандартизация и экологическое нормирование

1.2. Процедура ОВОС

1.3. Создание соответствующих органов (евр агентство по окружающей среде)

1.4. Система экологической сертификации (эколейбл)

2. Экономико правовой

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.