Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития экологического права. Предмет и методы правового регулирования

Читайте также:
  1. ATM - история и базовые принципы
  2. E) Нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
  3. I. XIX в. в истории развития русской национальной культуры. «Золотой век» русской культуры.
  4. I. Закон развития
  5. II. Акты федеральных органов государственной власти, как источники муниципального права.
  6. II. ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
  7. II. Метод муниципального права.
  8. III. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 1 страница
  9. III. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 2 страница
  10. III. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 3 страница
  11. IV этап современного развития. Переосмысление данных.
  12. V. По степени определенности элементов нормы права.



Предмет и методы правового регулирования.

 

Понятие предмета и метода вспомним из теории.

 

Нет единого понятия предмета.

В классическом варианте под предметом экологического права понимаются две группы отношений.

Лектор считает, что неправильно природу равнозначным субъектом правоотношений считать, поэтому неверно считать, что природа является субъектом.

Предмет – это отношения физических и юридических лиц по поводу природы. Две группы: 1) отношения по охране; и 2) отношения по использованию природной среды.

То есть природоохранные и природоресурсные отношения (хотя это более обобщённый вариант предмета).

Петров считает, что только две группы отношений.

Бренчук предлагает ещё две группы отнести (и Боголюбов поддерживает). Наряду с отношениями по охране и использованию, он относит отношения по поводу собственности на природные ресурсы и объекты, и отношения по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Есть и ещё одна точка зрения, группа авторов (Анисимов, Рыженко и Черноморец). Они предлагают несколько иной подход: предмет составляют три группы отношений.

Первая группа: отношения, возникающие по поводу воздействия человека на состояние окружающей среды в различных сферах деятельности (в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве…). Здесь как раз природоохранные отношения.

Вторая группа: отношения по поводу охраны отдельных видов природных объектов. Охране животного мира, земель, вод, лесов… Аргументируется тем, что при использовании обеспечивается и охрана (ВК, ЛК и так далее содержат и охранную часть).

Третья группа: отношения по поводу установления особого эколого-правового режима на отдельных территориях. Зоны экологического бедствия, особые природные объекты.

 

Два метода: административно-правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный). Императивности больше, хотя планируется, что договорные отношения всё больше будут внедряться в экологическое законодательство.

Имеется точка зрения, что у экологического права присутсвуются два присущих только её метода:

1) Метод экологизации (исходит из того, что происходит экологизация во всём законодательстве и влечёт за собой экологизацию хозяйственной деятельности человека).

2) Метод экономического воздействия, экономического регулирования.

 

 

 

Существует множество подходов, множество периодов выделяет.

В царской России накануне первой мировой войны – Российская империя приняла участие в международной конференции, состоявшейся в Бирме. И там планировалось то, что создалось в 1984 году, это было в 1913 году. Но такая комиссия (кажется, по окружающей среде и устойчивому развитию – как-то так она потом будет названа) не была создана, началась первая мировая война, а затем революция и гражданская война.



Исторический аспект начинается с послереволюционного периода.

Можно определить три основных этапа:

1 этап. С 1917 года по 1968 год.

2 этап. С 1968 года по 1988 год (некоторые говорят, что до 1990 года).

3 этап. С 1988 года по настоящее время.

 

После революции одним из первых декретов появился Декрет о земле 1918 года (наряду с декретом о мире). По своему содержанию это был акт экономического характера, так как на основе этого декрета производилась национализация земли и выведение земли из товарно-денежного оборота.

Впоследствии на начальном этапе появились в 1919 году Декрет о лесах, в 1919 Декрет о недрах земли, в 1922 году Декрет об управлении лечебными местностями, курортами общегосударственного значения, и в 1921 году Декрет об охране памятников природы, садов и парков.

Существовал в начальный период советской власти достаточно разрозненный подход к разработке законодательства.

Некоторую системность внёс первый земельный кодекс РСФСР 1922 года. В законе о введении кодекса в действие говорилось, что земля рассматривается как основной производственный и территориальный базис, как приоритетный объект, используемый человек, и регулирование остальные природных ресурсов исходит исходя из интересов земель. И этот перекос в сознании всё ещё остаётся у всех, хотя его и убрали. Но уберите атмосферный воздух, или деревья – и земля потеряет все свои свойства. Поэтому нельзя говорить, что главная – земля, а остальное как приложение к ней.

Тогда Лесной и Водный кодексы рассматривались как продолжение ЗК РСФСР.

В 1960 году был принят первый закон «Об охране природы», он не особо увязывался с земельным законодательством и природоресурсным законодательством. Значимости в регулировании природоохранных правоотношений не было, это просто в связи с модельным международным законом, во многом декларации.

В этот период развивается земельное право в широком смысле, всё остальное поглощается земельным правом – наряду с ним колхозное право (предшественница аграрного права).

 

Следующей этап начинается с 1968 года, связан с разработкой нового законодательства. На уровне СССР – основы законодательства, у республик – кодексы.

В 1968 году принимаются Основы земельного законодательства СССР. Статья 2 этих Основ говорит, что отныне горные, лесные, водные правоотношения регулируется специальным законодательством и поэтапно впоследствии принимаются соответствующие основы. В 1970 году – Основы водного законодательства. В 1975 году – о недрах. В 1977 году – Основы лесного законодательства. В 1980 году были приняты новаторские законы – в 1980 году закон «Об использовании и охране животного мира» и «Об охране атмосферного воздуха».

В республиках разрабатывались кодексы или подобные законы.

С принятием в 1977 году союзной конституции (и 1978 РСФСР Конституции) – в ней впервые закрепляется обязанность советских граждан беречь природу, что подчёркивало значимость природоохранной деятельности в стране.

В это время становление природоресурсового права – горного, водного… В качестве подотрасли понимается Правовая охрана природы. В учебных заведениях ведётся занятие по дисциплине «Природоресурсное право» и по спецкурсу «правовая охрана природы».

 

Последний этап, он длится до сегодняшнего времени.

Ознаменован такими моментами:

С 1986 года в стране перестройка, переход к новым рыночным отношениям, ломался прошлый строй и в 1986 году произошла Чернобыльская катастрофа.

Это вскрыло, что действующее экологическое законодательство не справляется.

7 января 1988 года принимается Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».

Это исторически значимое постановление – на основании него начало строиться новое и достаточно прогрессивное экологическое законодательства. Постановление было достаточно критично, отражало недостатки действующего законодательства.

На основании этого постановления в 1988 году был создан специализированный государственный орган (впервые в стране) надведомственного характера, правомочный осуществлять контроль в области охраны природы (охраны окружающей природной среды). Это госкомприроды СССР (государственный комитет СССР по охране природы).

Затем до 1988 года в нашей стране не существовал какой-то научный подход к природоохранной деятельности или научного обоснования хозяйственной деятельности. Поэтому были проблемы – новые санитарные нормы не допускали многое, а ранее предварительных оценок не проводилось.

В системе созданного органа – госкомприроды – был создан Всесоюзный научно-исследовательский центр по проблемам охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Что заложило основу для совершенствованию экологических отношения в стране, построенную на научной основе.

Впервые в этом Постановлении закреплялась необходимость развития экономических рычагов (метода) воздействия для стимулирования охраны окружающей среды природопользователями.

Было рекомендовано создать в ближайшее время такую процедуру, как государственная экологическая экспертиза. И уже в 1990 году она была создана, а в 1995 году был принят ФЗ «Об экологической экспертизе».

 

Становление отрасли.

С 1988 года она выходит из-под влияния природоресурсной отрасли, приобретает название «экологическое право» и в вузах преподаётся соответствующая учебная дисциплина – экологическое право.

Отношение к ней двойственно: некоторые считают что это природоресурсное право, кто-то – что комплексное, где и охрана, и использование природных ресурсов.

Из-за различных точек зрения особенная часть в учебниках по-разному написана.

 

 





Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 52; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.161.91.76
Генерация страницы за: 0.01 сек.