КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологическое воспитание
В статье 1 проекта Федерального закона «О государственном регулировании образования в области экологии»1 под экологической культурой понимается наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. Таким образом, говоря об уровне экологической культуры того или иного субъекта либо каких-то групп людей или даже населения страны в целом нужно связывать его со способностью в рамках, прежде всего, семьи как основной ячейки общества, а также в более многочисленных общностях людей осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, а также пагубность противоправного поведения в экологической сфере, ведущего к негативным для окружающей среды и человека последствиям, и передать его более молодому поколению, которое в свою очередь также продолжит позитивную традицию. Иными словами, речь идет о формировании экологического мировоззрения, которое у людей от поколения к поколению может передаваться только на примере должного поведения старших. Несмотря на более чем десятилетний опыт закрепления положений о необходимости осуществления экологического воспитания едва ли можно говорить о коренном улучшении ситуации в этом вопросе. Дело в том, что вхождение Российской Федерации в «цивилизованный» рынок скорее дало обратный импульс эколого-воспитательному процессу, когда у вновь встающего на ноги молодого поколения формируется несколько иной тип мировоззрения, отрицание авторитета старшего поколения, а значит, семья как первооснова нашего общества не выполняет в полной мере своей воспитательной миссии. Кроме того, нет пока реального механизма ответственности родителей за качество экологического воспитания, а без этого вопреки афоризму классика | не природа будет отдыхать на детях, а совсем наоборот, причем с тяжелыми последствиями для природы. К сожалению, на сегодняшний день федеральное законодательство не содержит каких-либо четких установок по поводу того, а что же собственно такое экологическое воспитание, каким образом и кем оно должно осуществляться, какова роль государственных и иных органов в этом процессе. 11едалеко ушли в этом вопросе и те субъекты Российской Федерации (республики Башкортостан и Дагестан, Тюменская, Волгоградская, Иркутская и Ульяновская области, Ханты-Мансийский автономный округ), где приняты соответствующие законодательные акты, направленные на повышение экологической культуры. Речь в них идет в основном об экологическом образовании и просвещении, хотя, безусловно, просвещение, если оно грамотно осуществляется, должно оказывать воспитательное значение. На этом фоне как позитивный факт следует отметить Закон Приморского края от 15.11.2001 № 164-КЗ «Об экологическом образовании в Приморском крае»1, который помимо регулирования вопросов непосредственно образования содержит нормы, посвященные экологическому воспитанию, под которым понимается процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей природной среде. При этом ст. 11 названного законодательного акта устанавливает, что работники дошкольных учреждений призваны развивать у детей эмоционально-положительное отношение к природе посредством соответствующих программ экологического воспитания. Кроме того, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях должна осуществляться всесторонняя поддержка детских экологических организаций, внешкольных форм экологического воспитания, экологических лагерей, экспедиций, походов и экскурсий. В Концепции непрерывного экологического образования в Вологодской области, утвержденной постановлением правительства Вологодской области от 09.08.2002 № 5072, определены направления экологического образования (правильнее сказать*— воспитания) в семье, а именно: - обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям; 'г обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания; - формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов; г осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей; - организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях. А в качестве средств достижения поставленных целей выделяются: - организация работы с молодыми родителями в учреждениях образования и культуры, в подростковых и туристских клубах путем включения их в активную экологическую деятельность вместе с детьми; - создание и распространение методик осуществления технологичных, не требующих значительных затрат, экологических проектов для семей с целью привлечения внимания к экологическим проблемам быта, дачного и фермерского хозяйства; - создание привлекательных практически полезных пособий по приемам уменьшения экологического риска в повседневной жизни и курсов для городских и сельских жителей, домохозяек, молодых матерей, владельцев дачных участков, автолюбителей; - разработка и внедрение методик экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи; - разработка и использование в практике экологического самообразования игр, в том числе компьютерных. Таким образом, воспитательный процесс, по мнению законодателя, строится только в отношении детей. Получается, что не получивших необходимое воспитание взрослых призваны воспитывать только Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, с чем конечно же согласиться нельзя.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |