Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое воспитание




В статье 1 проекта Федерального закона «О государственном регулирова­нии образования в области экологии»1 под экологической культурой понима­ется наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопас­ности страны и каждого человека.

Таким образом, говоря об уровне экологической культуры того или иного субъекта либо каких-то групп людей или даже населения страны в целом нуж­но связывать его со способностью в рамках, прежде всего, семьи как основной ячейки общества, а также в более многочисленных общностях людей осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным ре­сурсам, а также пагубность противоправного поведения в экологической сфе­ре, ведущего к негативным для окружающей среды и человека последствиям, и передать его более молодому поколению, которое в свою очередь также про­должит позитивную традицию. Иными словами, речь идет о формировании экологического мировоззрения, которое у людей от поколения к поколению может передаваться только на примере должного поведения старших.

Несмотря на более чем десятилетний опыт закрепления положений о необ­ходимости осуществления экологического воспитания едва ли можно говорить о коренном улучшении ситуации в этом вопросе. Дело в том, что вхождение Российской Федерации в «цивилизованный» рынок скорее дало обратный им­пульс эколого-воспитательному процессу, когда у вновь встающего на ноги молодого поколения формируется несколько иной тип мировоззрения, отрицание авторитета старшего поколения, а значит, семья как первооснова нашего общества не выполняет в полной мере своей воспитательной миссии.

Кроме того, нет пока реального механизма ответственности родителей за качество экологического воспитания, а без этого вопреки афоризму классика |

не природа будет отдыхать на детях, а совсем наоборот, причем с тяжелыми последствиями для природы.

К сожалению, на сегодняшний день федеральное законодательство не со­держит каких-либо четких установок по поводу того, а что же собственно та­кое экологическое воспитание, каким образом и кем оно должно осуществ­ляться, какова роль государственных и иных органов в этом процессе. 11едалеко ушли в этом вопросе и те субъекты Российской Федерации (рес­публики Башкортостан и Дагестан, Тюменская, Волгоградская, Иркутская и Ульяновская области, Ханты-Мансийский автономный округ), где приняты соответствующие законодательные акты, направленные на повышение эколо­гической культуры. Речь в них идет в основном об экологическом образова­нии и просвещении, хотя, безусловно, просвещение, если оно грамотно осу­ществляется, должно оказывать воспитательное значение.

На этом фоне как позитивный факт следует отметить Закон Приморского края от 15.11.2001 № 164-КЗ «Об экологическом образовании в Приморском крае»1, который помимо регулирования вопросов непосредственно образова­ния содержит нормы, посвященные экологическому воспитанию, под кото­рым понимается процесс непрерывного, систематического и целенаправлен­ного формирования эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей природной среде. При этом ст. 11 названного законодательного акта устанавливает, что работники дошкольных учреждений призваны разви­вать у детей эмоционально-положительное отношение к природе посредством соответствующих программ экологического воспитания. Кроме того, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях должна осуществляться всесторонняя поддержка детских экологических организаций, внешкольных форм экологического воспитания, экологических лагерей, экспедиций, похо­дов и экскурсий.

В Концепции непрерывного экологического образования в Вологодской области, утвержденной постановлением правительства Вологодской области от 09.08.2002 № 5072, определены направления экологического образования (правильнее сказать*— воспитания) в семье, а именно:

- обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью,

домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям; 'г обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продук­тов питания;

- формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необ­ходимости вторичного использования бытовых отходов; г осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благо­получие ее членов и других людей;

- организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях. А в качестве средств достижения поставленных целей выделяются:

- организация работы с молодыми родителями в учреждениях образования и культуры, в подростковых и туристских клубах путем включения их в активную экологическую деятельность вместе с детьми;

- создание и распространение методик осуществления технологичных, не требующих значительных затрат, экологических проектов для семей с це­лью привлечения внимания к экологическим проблемам быта, дачного и фермерского хозяйства;

- создание привлекательных практически полезных пособий по приемам уменьшения экологического риска в повседневной жизни и курсов для го­родских и сельских жителей, домохозяек, молодых матерей, владельцев дачных участков, автолюбителей;

- разработка и внедрение методик экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накоп­ленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи;

- разработка и использование в практике экологического самообразования игр, в том числе компьютерных.

Таким образом, воспитательный процесс, по мнению законодателя, стро­ится только в отношении детей. Получается, что не получивших необходи­мое воспитание взрослых призваны воспитывать только Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, с чем конечно же согласиться нельзя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.